PRO-персонал

Обязанности работодателей в области заключения трудовых договоров и охраны труда

  • 2 ноября 2016
  • 248

В этой статье мы расскажем о новеллах в законодательстве, сгруппировав их применительно к правам работников (ст. 21 ТК РФ) и соответствующим обязанностям работодателей (ст. 22 ТК РФ).

Заключение, изменение и расторжение трудового договора

1. Право работников на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

При заключении трудового договора, его последующем изменении, расторжении работодатель должен следовать всем тем правилам, что предусмотрены в разделах III и XII ТК РФ. Работодателю необходимо помнить, что в трудовом договоре теперь необходимо прописывать условия труда на рабочем месте и условия о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении.

Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

Организация охраны труда

2. Обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Подробный перечень обязанностей работодателей, содержащийся в ст. 212 ТК РФ, за годы действия Кодекса уточнялся и дополнялся неоднократно. Последние изменения связаны с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке), который содержит правовые нормы, имеющие отношение к реализации обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права на рабочее место, соответствующее государственным требованиям охраны труда.

Применение результатов специальной оценки условий труда весьма обширно, о чем свидетельствует ст. 7 Закона о спецоценке. В частности, они важны для обеспечения работников средствами защиты, контроля за состоянием условий труда, предоставления в соответствии с ТК РФ гарантий и компенсаций, обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, принятия решений об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий сотрудников и т. д. В связи с этим законодатель возложил на работодателя ряд дополнительных обязанностей (ст. 212 ТК РФ).

Прежде всего речь идет о проведении специальной оценки условий труда, создании и поддержании системы управления охраной труда. Подробно эти обязанности описаны в ст. 4 Закона о спецоценке. Так, работодатель должен:

  • обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  • предоставлять организации, проводящей такую работу, необходимые сведения, документы, информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором (ч. 2 ст. 8) и характеризуют условия труда на рабочих местах, а также давать разъяснения по возникшим вопросам;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении оценки условий труда и влияющих на ее результаты;
  • ознакомить в письменной форме работника с результатами оценки условий его труда;
  • дать работнику необходимые разъяснения по вопросам ее проведения;
  • по результатам процедуры оценки принять меры, направленные на улучшение условий труда.

Расшифровка ряда перечисленных обязанностей дается и в других статьях Закона о спецоценке.

Так, согласно ст. 4, 8, 9, 11, 15 обеспечение специальной оценки условий труда включает в себя: финансирование соответствующих работ; заключение с организацией, отвечающей указанным в ст. 19 требованиям, гражданско-правового договора; образование комиссии по проведению оценки условий труда, утверждение графика ее работы, участие в деятельности комиссии; гарантию проведения внеплановой оценки в случаях, указанных в п. 1 ст. 17.

Словарь кадровика

Специальная оценка условий труда – это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонений их фактических значений от нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Результатом спецоценки является разделение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные. Третий класс (вредные условия труда) делятся еще на четыре подкласса в зависимости от степени воздействия неблагоприятных производственных факторов на организм работника.

В статье 312 ТК РФ отдельно указаны обязанности работодателя по ознакомлению дистанционных сотрудников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателями, а также в области расследования, учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Остальные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, предусмотренные ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено соответствующим трудовым договором.

Содействие трудоустройству инвалидов

3. Обязанность работодателя содействовать занятости и трудоустройству инвалидов.

Напомним и о других последствиях введения специальной оценки условий труда. Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов) устанавливает квоту для приема на работу сотрудников с ограниченными возможностями. В 2013 г. эта статья издавалась в двух редакциях.

В настоящее время диапазон размеров квоты предусмотрен в ней следующим образом:

  1. работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъектов РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников;
  2. при численности работников не менее 35 и не более 100 человек законодательством субъекта РФ квота может устанавливаться в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Освобождаются от установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели, которые являются общественными объединениями инвалидов, и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Часть 2 ст. 21 Закона о защите инвалидов дополнительно предусматривает, что при исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по итогам аттестации рабочих мест или результатам специальной оценки условий труда. 

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №6, 2014г.

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.