Особенности увольнения водителя

561
Увольнение водителей имеет свои особенности, связанные с дополнительными требованиями, которые предъявляются к этому роду деятельности. Как известно, чтобы работать водителем, мало знать правила дорожного движения и уметь управлять автомобилем.

Помимо общих оснований прекращения трудового договора водитель может быть уволен по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: в связи с истечением срока действия водительских прав или лишением права на управление транспортным средством. В этом случае речь идет об увольнении по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Пример оформления приказа об увольнении водителя мы привели в приложении.

На какой срок выдается водительское удостоверение?

Согласно п. 30 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в под разделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396», водительское удостоверение выдается гражданам Российской Федерации на 10 лет. Если срок действия удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи. По истечении указанного срока оно считается недействительным и подлежит замене, которая осуществляется в порядке, установленном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396.

Лишение права на управление транспортным средством – мера наказания, применяемая к водителям, виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Виды нарушений, за которые водитель может быть лишен этого права, предусмотрены гл. 12 КоАП РФ и ст. 264 Уголовного кодекса РФ.

Для увольнения водителя по данному основанию не имеет значения, совершил он правонарушение, за которое его лишили прав, при исполнении трудовых обязанностей или в свободное от работы время, в том числе на личном автомобиле. И в том и в другом случае лишение водительских прав исключает возможность дальнейшего исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Следует также отметить, что увольнение водителя по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается независимо от того, на какой срок у него отобраны права.

Например, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за вождение в нетрезвом виде водитель может быть лишен права управления автомобилем на срок от полутора до двух лет. Но не исключено, что в этом случае вместе с работником к ответственности будет привлечен и работодатель, по неосмотрительности которого водитель был допущен к управлению транспортным средством в состоянии опьянения.

Административная ответственность водителей за вождение в пьяном виде

Так, ст. 12.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за допуск к управлению транспортом водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управлять транспортным средством.

Пример из судебной практики

Утром 9 августа М. в состоянии опьянения выехал на линию для выполнения трудовых обязанностей водителя легкового такси. При этом он имел путевой лист, выданный ООО «Н», подписанный диспетчером и начальником колонны.

Постановлением начальника ГИБДД ООО «Н» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ, что повлекло назначение административного штрафа в размере 100 000 руб.

Факт совершения ООО «Н» административного правонарушения подтверждается соответствующим протоколом от 4 сентября, письменным объяснением М. от 9 августа, письменным объяснением директора и другими собранными по делу доказательствами. ООО «Н» обратилось с заявлением о признании незаконным привлечения к административной ответственности.

Как указано в ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП РФ, субъектами административной ответственности являются юридические и должностные лица. Причем привлечение к ответственности юридических лиц вовсе не исключает возможности одновременного привлечения виновных должностных лиц.

Утверждение заявителя о том, что он не осуществлял допуск М. к управлению транспортным средством, было признано несостоятельным.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, перед тем как допустить водителя автомобиля к работе, работодатель обязан организовать предрейсовый осмотр. Целью его проведения является своевременное определение нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителя для обеспечения безопасности дорожного движения.

Предрейсовый осмотр позволяет выявить обстоятельства, препятствующие выполнению работником трудовых функций (например, заболевание или опьянение).

Если водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения). Согласно ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан не допускать такого работника к выполнению трудовых функций.

Являясь работодателем, ООО «Н» должно было принять все зависящие от него меры и не допустить к управлению транспортным средством нетрезвого водителя.

Доказательства того, что юридическим лицом были приняты указанные меры, отсутствуют.

Наличие заключенного ООО «Н» договора на оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей не освобождает юрлицо от контроля за допуском водителей к работе.

М. в письменном объяснении указал, что утром 9 августа в 6 часов ему был передан автомобиль и выписанный заранее путевой лист с подписями диспетчера и механика.

Таким образом, нет оснований полагать, что М. отказался от прохождения медицинского осмотра и самовольно выехал для выполнения трудовой функции.

При указанных обстоятельствах суд признал законным постановление начальника отделения ГИБДД о признании ООО «Н» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Увольнение водителя за лишение прав

Водитель может быть лишен водительских прав на основании постановления судьи о привлечении к административной ответственности или приговора суда. Но и в том и в другом случае права управлять транспортным средством он лишается только с момента вступления в законную силу постановления судьи или приговора суда. Соответственно, до этого дня работодатель не вправе уволить работника по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (в связи с лишением водительских прав).

Кстати сказать, 9 мая 2014 г. вступают в силу поправки к ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транс портными средствами.

Таким образом, начиная с этого дня работодатели не вправе будут принимать на работу водителей-иностранцев, не имеющих российских удостоверений.

Кроме того, иностранные граждане, работавшие водителями и не получившие к указанному сроку российские права, при невозможности перевода должны быть уволены на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: в связи с возникновением установленных федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения обязанностей по трудовому договору.

Неисполнение этой нормы влечет административный штраф для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии со ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Пример из судебной практики

Н. работал в должности водителя Центра транспортного обеспечения. С участием Н., управлявшего служебной автомашиной, произошло ДТП, в ходе которого Н. нарушил требования ст. 12.27 КоАП РФ.

Мировой судья вынес постановление о привлечении Н. к административной ответственности в виде лишения права управлять транспортным средством сроком на год.

Не согласившись с решением мирового судьи, Н. подал апелляционную жалобу. Решением районного суда постановление мирового судьи о привлечении истца к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в виде лишения права управлять транспортным средством было отменено, а производство по делу прекращено.

Между тем Н. был уволен по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Основанием для увольнения послужил факт привлечения к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством.

Н. обратился в суд с требованием об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе, утверждая, что увольнение было произведено незаконно, поскольку решение мирового судьи о лишении права управления транспортным средством на момент издания приказа об увольнении не вступило в законную силу.

Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что увольнение истца на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ является незаконным, поскольку было произведено до вступления в законную силу соответствующего постановления мирового судьи, в связи с чем требования Н. об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе подлежат удовлетворению.

Увольнение водителя автомобиля по указанному основанию может быть осуществлено только в случае невозможности его перевода (при наличии письменного согласия) на другую работу в той же организации (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую сотрудник может выполнять с учетом состояния своего здоровья, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 ТК РФ. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях он обязан, только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Незаконное увольнение водителя

Ш. был принят на работу водителем. Постановлением мирового судьи он был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

В результате Ш. не смог исполнять дальше обязанности водителя по трудовому договору. В соответствии с ч. 2 ст. 83 ТК РФ ему была предложена работа слесаря аварийно-восстановительных работ, от которой Ш. отказался. Работодатель издал приказ о его увольнении по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В то же время ч. 2 ст. 83 ТК РФ предусматривает, что прекращение трудового договора по основаниям, указанным в пп. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 данной статьи, допускается в случае невозможности перевода сотрудника на другую работу в той же компании.

Таким образом, на ответчика была возложена обязанность доказать соблюдение порядка увольнения по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то есть невозможность перевода истца с его письменного согласия на другую работу.

По мнению суда, руководствовавшегося принципом состязательности и равноправия сторон, работодатель не представил достоверных и достаточных доказательств невозможности перевода Ш.

В суд первой инстанции работодатель представил штатное расписание, не позволяющее установить, какие вакантные должности имелись на предприятии на день прекращения трудового договора с Ш. В документе были указаны должности, количество штатных единиц и условия оплаты труда.

Кроме того, работодатель предъявил справку о количестве вакантных мест по состоянию на определенную дату, где значились семь вакансий по различным должностям.

Содержание справки и штатное расписание предприятия не дают возможности проверить доводы работодателя, определить количество вакантных мест и наименование вакантных должностей на момент увольнения Ш.

В этой ситуации суд посчитал недоказанным такое значимое обстоятельство по делу, как соблюдение порядка увольнения работника по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, что повлекло за собой его восстановление на работе.

Практический вопрос на тему увольнения водителей

Если водителя лишили прав за нарушение правил дорожного движения во внерабочее время, когда он находился за рулем собственного автомобиля, как работодателю узнать об этом? Ведь не исключено, что водитель придет на работу как ни в чем не бывало и его направят в рейс. А случись что, претензии будут к работодателю: по какому, мол, праву допустили такого водителя к работе?

«Бесправного» водителя работодатель направлять в служебные поездки не может. И в этой связи действительно возникает вопрос: а как работодатель узнает, что у работника отобрали права или что срок их действия истек? Ведь водительское удостоверение предъявляется только при поступлении на работу, тогда как лишить прав за нарушение правил могут в любой момент.

Для того чтобы убедиться, что срок действия водительского удостоверения не истек и что работник по-прежнему имеет право управлять транспортным средством, рекомендуется всякий раз перед выходом водителя в рейс проверять наличие у него действующих водительских прав.

Указанные меры позволят работодателю избежать ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ (допуск к управлению транспортным средством работника, не имеющего водительских прав).

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №4, 2014г.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль