Критерии при аттестации педагогических работников

202
Аттестация — это обязательная для педагогических работников процедура подтверждения уровня своей квалификации. Согласно ст. 49 закона «Об образовании в РФ» она проводится каждые пять лет. Или по желанию педагога, желающего установить или повысить свою квалификационную категорию.

Оценивает профессиональные качества специальная комиссия, создаваемая в самом учреждении или при госорганах субъектов РФ. Именно комиссия решает, соблюдены ли необходимые критерии при аттестации педагогических работников, и выдает заключение о соответствии заявленной категории.

Кому нужно проходить аттестацию

Аттестация обязательна для всех педагогических работников. Стаж и опыт работы, наличие наград и званий не освобождают от этой процедуры. Один раз в пять лет придется подтвердить, что профессиональные качества позволяют и дальше занимать должность в образовательном учреждении. Исключение составляют только молодые сотрудники, чей педстаж менее 2 лет, беременные и находящиеся в декретном отпуске.

Аттестоваться можно и добровольно, до истечения положенного законом срока. Такое правило не касается только преподавателей высшей школы. Делается это, как правило, не для подтверждения уровня квалификации, а для его повышения. Подать такое заявление могут педагоги:

  • никакой категории пока не имеющие (но имеющие педстаж 2 года и более)для получения первой;
  • педагоги с первой категорией для получения высшей (но не ранее, чем через два года после получения первой);
  • педагоги высшей квалификации для подтверждения уровня.

Порядок аттестации педагогических работников

Отношения педагогов с учреждением, где они работают — трудовые. Но Трудовой кодекс не содержит ни определения аттестации, ни правил ее проведения. Все, что там упоминается — это такое основание для расторжения трудовых отношений, как несоответствие должности, если это было установлено аттестацией (п. 3 ч. 1 ст. 81). Иначе говоря, отрицательное экспертное заключение при аттестации педагогических работников может стать причиной увольнения.

В новой версии закона «Об образовании» также порядок аттестации не раскрывается. Но в ч. 4 ст. 49 есть отсылка к подзаконным актам, которые и будут основными нормативными документы при аттестации педагогических работников. Это два Приказа Минобрнауки от 30.03.2015 г. № 293 и от 07.04.2014 г. № 276. Ими утверждается Порядок проведения аттестаций для ППС высшей школы и педагогических работников.

Согласно этим документам, процедура проведения аттестации следующая:

  • в учреждении создается комиссия;
  • руководитель составляет необходимые при аттестации педагогических работников документы (список, график, представление на каждого) и утверждает их приказом;
  • за 30 дней или более сотрудники под роспись знакомятся с приказом;
  • в назначенную дату комиссия на заседании рассматривает поданные руководителем и самим педагогом сведения без его присутствия;
  • по результатам выносится решение о соответствии или, напротив, несоответствии педагога его должности;
  • педагог под роспись знакомится с выпиской из протокола комиссии.

Если речь идет не о подтверждении категории, а ее установлении (повышении), то комиссия создается не при отделе образования в районной (городской) администрации, как ранее, а при соответствующем департаменте или министерстве субъекта РФ. И вся необходимая документация при аттестации педагогических работников подается именно туда.

Рекомендации при аттестации педагогических работников

Аттестационные комиссии, используя существующую нормативную базу, составляют методички, где содержатся рекомендации при аттестации педагогических работников. Как правило, там повторяются положения Порядка аттестации и устанавливаются этапы этой процедуры, например, тестирование и сбор портфолио. Результаты вместе с представлением передаются в комиссию, где рассматриваются и оцениваются.

Тестирование

Результат тестирования позволяет установить уровень теоретических и практических знаний. Время на ответы ограничено: всего 90 минут (для математиков — 120). На каждый вопрос можно ответить только единожды. Тестовые вопросы при аттестации педагогического работника группируются в 4 раздела:

  • нормативная база образовательного процесса (знание отраслевого закона, Трудового кодекса, основных Конвенций, документов по охране труда и пр.);
  • педагогика и психология (возрастные особенности школьников, работа с конфликтами, основные образовательные технологии, компетентностный подход и т. д.);
  • информационные технологии (навыки пользователя ПК, работа с мультимедийным оборудованием и т. п.);
  • методика предмета (знание программ и учебников, основные разделы, требования к кабинету, частные методики и пр.).

Аттестационные вопросы и задания разрабатываются местными Институтами развития образования. Банк заданий размещается на официальном портале этого учреждения в свободном доступе. А готовые пакеты для тестирования готовит специальная программа.

Портфолио

Этот способ позволяет использовать такие критерии оценки педагогических работников при аттестации, как результаты работы, уровень компетентности и индивидуальные достижения. Само портфолио представляет собой определенный пакет документов:

  • Профессиональный статус (категория, стаж, должность, предмет);
  • Результаты профдеятельности за три года (справки из учреждения об уровне усвоения предмета и грамоты победителей в предметных олимпиадах);
  • Результаты воспитательной и научной (внеурочной) работы (справка, дипломы и грамоты);
  • Результаты учебно-методической работы (публикации, разработки, дид. пособия, проекты, электронные ресурсы и пр.);
  • Профессиональное совершенствование (дополнительное профобразование, грамоты и награды);
  • Видеоурок.

Оформление результатов аттестации педагогических работников

Как ужу упоминалось выше, комиссия рассматривает все поданные на аттестацию документы на закрытом заседании. Сам педагог при этом не присутствует. Комиссия также не посещает его уроки (занятия). Вместо этого она изучает представленную в портфолио видеозапись. Такой способ призван повысить объективность принятого решения.

Секретарем комиссии в ходе заседания ведется протокол. В нем отражается конечный результат: соответствует или нет педагогический работник той должности, которую он занимает и той категории, которую запрашивает. Выписка из протокола предлагается педагогу для ознакомления, а затем хранится в его личном деле. Кроме протокола и выписки, результат аттестации вносится в личную карточку (форма Т-2. А вот в трудовой книжке, напротив, не отражается.

Порядок проведения аттестации педагогов довольно сильно изменился за последние  годы. Но общие критерии оценки профессионализма в основном остались те же, что и раньше. Они определяются не столько федеральными нормативными актами, сколько спецификой и локальными документами самого учреждения.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Продолжите чтение после бесплатной регистрации

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

      Читайте после регистрации:

      • Примеры составления KPI
      • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
      • Оценка результатов труда персонала
      • Анкета для проведения структурированного интервью
      • и другие полезные статьи

      В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль