Специальная оценка условий труда - вспоминаем переходный период

137
Большая часть положений Федерального закона от 28.12.2014 № 426-ФЗ вступила в силу 1 января 2014 г., и в настоящее время уже можно говорить о тех проблемах, с которыми, скорее всего, столкнутся работодатели при переходе к специальной оценке условий труда.

Готовность к проведению спецоценки

Важным аспектом реформы в области охраны труда, связанной с переходом к СОУТ, является определение готовности к этому испытательных лабораторий, ранее задействованных в проведении АРМ. Законодатель предъявляет повышенные требования к материально-технической базе аттестующих организаций, аккредитации испытательных лабораторий, подготовке экспертов по СОУТ, методике ее проведения, ведению актуализируемой документации, качеству оформления материалов СОУТ.

Одним из направлений совершенствования работы испытательных лабораторий является решение кадровой проблемы (как их количества, так и качества).

На начало 2013 г. общее количество сотрудников в 160 обследованных испытательных лабораториях составило 3073 человека, то есть в среднем 19 человек на одну организацию. При этом в штате числилось 2767 человек – таким образом, на один центр приходилось в среднем 17 штатных и 2 внештатных сотрудника. Минимальная численность штатных работников испытательных лабораторий составляет 3 человека (в Омской области, Республике Коми, Башкирии и др.), а максимальная превышает 80 (в Московской области, Москве, Оренбурге и др.). Штат каждой десятой лаборатории насчитывает менее 5 специалистов.

Кстати сказать, в 2012–2013 гг. Партнерством было проверено более 130 испытательных лабораторий.

Половина проверенных аттестующих организаций не соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям, не имеет стационарных установок для химического анализа факторов производственной среды. А ведь СОУТ, как указывалось выше, нацеливает аттестующие организации на работу именно с теми производствами и рабочими местами, где существуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы (не только физического, но и химического и биологического происхождения), а также по всевозможным досрочным пенсионным спискам, в том числе производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. При этом на сегодняшний день ряд испытательных лабораторий работает всего с одним комплектом измерительных приборов.

Кроме того, в ходе проверок выяснилось, что далеко не все испытательные лаборатории имеют аккредитацию профильной федеральной службы.

Какие требования предъявляются к организации, проводящей СОУТ?

Согласно положениям ст. 19 Закона о спецоценке условий труда организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:

  1. В ее уставных документах в качестве основного или одного из видов деятельности должно быть указано проведение СОУТ.
  2. В организации должно быть не менее пяти сотрудников, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта в области выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного специалиста, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  3. Наличие отдельного структурного подразделения – аккредитованной испытательной лаборатории (центра), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В настоящее время оказанием услуг по проведению АРМ заняты около 8–10 тыс. работников аккредитованных испытательных лабораторий. С учетом количества рабочих мест, подлежащих СОУТ, значительная часть сотрудников испытательных лабораторий должна переквалифицироваться в эксперты аккредитованных организаций, осуществляющих СОУТ.

Какие требования предъявляются к экспертам организаций, проводящих СОУТ?

Обязательным требованием к лицам, выразившим желание получить сертификат на право выполнения работ по СОУТ, является наличие:

  • высшего и дополнительного профессионального образования (в объеме не менее 72 часов), включающего изучение вопросов оценки условий труда;
  • опыта практической работы в области СОУТ не менее трех лет.

Разрабатываемый Минтрудом России новый Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (планируемый срок введения в действие – I квартал 2014 г.) учитывает вышеуказанный 72-часовой объем обучения, включающий вопросы проведения СОУТ. В этой связи профессиональному сообществу должна быть представлена программа обучения экспертов в области специальной оценки условий труда.

Кстати сказать, формат федерального закона не предполагает приложений, в отличие от Порядка № 342н, включающего образцы документов, оформляемых в ходе АРМ. В ближайшем будущем должны быть утверждены следующие нормативные акты, проекты которых публично обсуждались в течение 2013 г.:

  • Перечень видов деятельности и организаций, в которых СОУТ проводится с учетом особенностей (утверждается постановлением Правительства РФ);
  • Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты (утверждается приказом Минтруда России);
  • Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и Методика проведения СОУТ (утверждаются приказом Минтруда России);
  • Форма отчета комиссии по проведению СОУТ и иных документов, оформляемых по ее результатам, а также Инструкция по их заполнению;
  • Порядок проведения экспертизы качества СОУТ;
  • Порядок оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ведения реестра таких деклараций;
  • Порядок ведения реестра организаций, проводящих СОУТ;
  • Порядок аттестации лиц на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, Минтрудом России подготовлены и сейчас проходят необходимые процедуры согласования:
  • Порядок аттестации специалистов по охране труда;
  • Рекомендации по системе управления охраной труда в организации;
  • Положение об аккредитации организаций в области охраны труда; • Рекомендации по определению эффективности системы управления охраной труда в организации;
  • Рекомендации по определению, устранению и ограничению опасностей на рабочем месте и профессиональных рисков работника;
  • Порядок обучения по вопросам охраны труда.

Задачи переходного периода от АРМ к СОУТ

Как мы уже упоминали, с целью сохранения преемственности в реализации процедуры оценки условий труда законодатель установил переходный период до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться результаты АРМ, полученные до вступления в силу Закона о спецоценке условий труда.

За это время должны быть устранены типичные проблемы, характерные для сегодняшнего рынка испытательных лабораторий, связанные в том числе:

  • с недостаточным количеством химических лабораторий, укомплектованных оборудованием для диагностики вредных производств;
  • несоответствием по ряду сроков, объемов и качеству оказанных услуг надлежащему уровню материально-технического и кадрового обеспечения аттестующей организации;
  • нехваткой штатных специалистов и их недостаточной квалификацией;
  • отсутствием профессиональных стандартов и единых требований к специалистам, оказывающим услуги в области охраны труда; необходимостью повышения их квалификации;
  • недостаточным наличием и использованием программных продуктов, стандартов, методик, пособий и т. п., соответствующих современным требованиям;
  • неразвитостью филиальной сети (обособленных структурных подразделений) и отсутствием системы аккредитации филиалов аттестующих организаций.

Только слаженная работа всех заинтересованных сторон позволит эффективно решать проблемы, накопившиеся в сфере улучшения условий труда.

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда - мнение эксперта

Е.В. Ефимова, заведующая измерительной лабораторией ООО «Поволжский региональный центр охраны труда и промышленной безопасности»:

"Можно предположить, что многим организациям, проводящим специальную оценку условий труда (далее – оценивающая организация), в связи с переходом на СОУТ придется расширять сферу аккредитации испытательных лабораторий и дополнительно подбирать специалистов-экспертов. На то есть как минимум две причины.

Во-первых, в отличие от действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок № 342н), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, Закон о спецоценке условий труда содержит длинный перечень физических и химических факторов, измерение которых должно входить в область аккредитации испытательной лаборатории оценивающей организации. Привлекать субподрядчиков разрешается лишь для измерения редких вредных факторов: биологических и радиации (п. 2 ст. 19 Закона). Реально речь идет об укрупнении испытательных лабораторий, которые должны стать многопрофильными, к чему и стремятся Минтруд России и Росаккредитация.

Во-вторых, в ст. 20 Закона о спецоценке условий труда установлены новые жесткие требования к персоналу оценивающих организаций.

Впервые законодательно установлена личная (персональная) сертификация и ответственность эксперта (на Западе эта практика широко распространена).

Существенно меняется и рынок, на котором предстоит работать оценивающим организациям, – это связано с различиями в процедурах АРМ и СОУТ.

Так, если на этапе идентификации вредные и опасные факторы на рабочем месте не выявлены, работодатель вправе оформить и подать в территориальный орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства декларацию соответствия рабочих мест нормативным гигиеническим требованиям. При выявлении же вредных и опасных факторов производится их инструментальное измерение.

Нетрудно предположить, что большинство предприятий малого и среднего бизнеса непроизводственной сферы по результатам СОУТ будут оформлять декларации соответствия рабочих мест гигиеническим требованиям. Это означает, что аккредитованные организации, привыкшие проводить АРМ в офисах, аптеках, школах и иных подобных учреждениях, где набор потенциально вредных и опасных факторов традиционно невелик (освещенность, пульсация и т. д.) и сложных измерений не требуется, лишатся привычных заказчиков. Промышленные производства с большим набором потенциально вредных и опасных для здоровья работников факторов станут главными заказчиками услуг по проведению СОУТ. Организации, неспособные осуществлять необходимые измерения на сложных объектах, станут никому не нужны.

За откровенную фальсификацию итогов СОУТ, липовые протоколы исследований и отсутствие подтверждения реальных измерений ст. 14.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность:

  • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Подчеркнем: сертифицированные эксперты являются должностными лицами;
  • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Наказание в данном случае накладывает Росаккредитация.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ внесены изменения в ст. 19.19 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность испытательных лабораторий за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений. В этом случае наказание накладывает Росстандарт.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» в КоАП введена отдельная статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», где определены штрафы за ошибки в ходе СОУТ:

  • для физических лиц – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. При повторном нарушении – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для юридических лиц – от 70 тыс. до 100 тыс. руб. Повторно – в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Распределение обязанностей и ответственности между работодателем и оценивающей организацией в ходе проведения СОУТ на первый взгляд почти не изменилось по сравнению с процедурой АРМ. Однако есть новеллы, которые повышают ответственность оценивающих организаций и их экспертов.

В создаваемую работодателем комиссию по СОУТ не входят представители оценивающей организации. Но именно ее эксперт осуществляет процедуру идентификации вредных и опасных факторов. Созданная работодателем комиссия лишь утверждает результаты идентификации, за которую эксперт несет персональную ответственность.

Результаты АРМ оформлялись аттестационной комиссией в виде отчета. На практике отчет готовили оценивающие организации, но юридическая ответственность за его корректность лежала на комиссии во главе с представителем работодателя. Теперь отчет оформляется организацией, проводившей спецоценку, и утверждается председателем комиссии, после того как его подпишут все члены. Особое мнение несогласных в письменной форме прилагается к отчету".

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №3, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль