Специальная оценка условий труда: историческая справка

163
О том, что аттестацию рабочих мест должна сменить специальная оценка условий труда, заговорили в 2012 г., когда этот термин появился в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В течение 2013 г. шла работа по подготовке необходимых нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке условий труда), большая часть положений которого вступила в силу 1 января 2014 г., предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявлять и оценивать вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах.

Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников этой процедуры.

СОУТ – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий:

  1. идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  3. установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах.

Обратите внимание!

С целью сохранения преемственности в реализации применяемой сегодня процедуры оценки условий труда устанавливается переходный период до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться полученные до вступления в силу Закона о спецоценке условий труда результаты аттестации рабочих мест.

Какие последствия влечет отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов?

Часть 1 ст. 11 Закона о спецоценке условий труда предусматривает, что в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, работодатель может подать в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Такая декларация действительна в течение пяти лет. А в случае отсутствия на предприятии в указанный период несчастных случаев (за исключением тех, которые произошли по вине третьих лиц) и профессиональных заболеваний срок действия декларации будет продлен еще на пять лет. Если же на производстве произойдет несчастный случай или будет выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, действие декларации в отношении данного рабочего места прекращается и проводится внеплановая СОУТ.

Переход к СОУТ потребует повышения качества услуг, оказываемых аккредитованными испытательными лабораториями субъектов РФ и различных отраслей экономической деятельности. Сегодня их аккредитацию осуществляет Росаккредитация, а Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в число которых входят и испытательные лаборатории), ведет Минтруд России (далее – Реестр).

СОУТ будет проводиться прежде всего на производствах и рабочих местах с очевидными вредными и (или) опасными условиями. В настоящее время ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предусматривает дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и 2. Указанный тариф постепенно повышается и начиная с 2015 г. будет составлять 9 и 6% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2 соответственно.

Обратите внимание!

При определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона о спецоценке условий труда, признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно

В связи с этим в отношении каждого вида экономической деятельности необходимо представлять:

  • число рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест (далее – АРМ);
  • количество организаций всех форм собственности, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • численность рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и занятых на них работников (профессии и должности которых, в частности, предусмотрены Списками № 1 и 2);
  • количество организаций, оказывающих услуги в области проведения АРМ, и их возможности по осуществлению СОУТ начиная с 2014 г.

История введения СОУТ

Проекты федеральных законов № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» проходили общественное обсуждение на различных публичных площадках, в том числе в профессиональном сообществе на базе саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство “Национальное общество аудиторов трудовой сферы”» (далее – Партнерство).

По замыслу законодателя, специальная оценка усло вий труда позволит аттестующим организациям (испытательным лабораториям) сосредоточить усилия на работе с не охваченными аттестацией рабочих мест работодателями, производственная деятельность которых сопряжена с наличием вредных и (или) опасных условий труда.

Какие задачи не смогла решить аттестация рабочих мест

По данным Роструда, полученным в субъектах РФ в период с 1 сентября 2008 г. (с того момента, как работодателей обязали представлять сводные ведомости по АРМ) по 1 июля 2013 г., удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда составил 46,6%.

К сожалению, за всю историю АРМ, которая проводится с 1997 г., получить объективное представление об эффективности этой работы так и не удалось. Существующая оценка результативности АРМ опирается на текущую статистику, основанную на данных из сводных ведомостей работодателей, представляемых ими в государственные инспекции труда в субъектах РФ (обобщенные сведения по регионам публикуются на сайте Роструда).

Так, согласно этой информации, во втором полугодии 2012 г. были аттестованы 1,15 млн рабочих мест в 30 985 организациях. В первые шесть месяцев 2013 г. был отмечен небольшой рост числа аттестованных рабочих мест. По представленным работодателями данным в течение указанного периода АРМ была проведена в 35,9 тыс. организациях на более чем 1,44 млн рабочих мест, на которых занято в общей сложности 1,71 млн человек. При этом условия труда более чем 1,02 млн работников были квалифицированы как вредные и (или) опасные либо как не соответствующие установленным требованиям по фактору травмоопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

По данным Росстата, сегодня в стране насчитывается 4,8 млн работодателей, имеющих 46,5 млн рабочих мест. Таким образом, на всеобщую АРМ, которая к тому же должна проводиться каждые пять лет, 860 аккредитованным аттестующим организациям (количество занесенных в Реестр на момент написания статьи) понадобилось бы несколько десятилетий.

Кстати сказать, в настоящее время, по данным Росстата, численность экономически активного населения в нашей стране превышает 71 млн человек. При этом рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда составляют 31,8% от общего их количества, то есть на них занято свыше 20 млн работников.

В основных видах экономической деятельности доля таких рабочих мест колеблется от 21,7% (в строительстве) до 46,2% (в сфере добычи полезных ископаемых).

Работа во вредных и (или) опасных условиях является причиной большого числа профессиональных болезней. Ежегодно количество заболевших увеличивается на 5–7 тысяч. Суммарные экономические потери государства и работодателей по этой причине составляют порядка 2 трлн руб. ежегодно.

На одну аттестующую организацию приходится почти 6 тыс. работодателей, а в год она может провести АРМ не более чем у 150–200.

Усугубляет сложившуюся ситуацию нежелание аттестующих организаций производить АРМ на вредных производствах. Им проще каждые пять лет аттестовывать рабочие места с безопасными и безвредными условиями (например, офисные), то есть обслуживать один и тот же ограниченный круг компаний. Отсюда и столь низкий процент охвата предприятий АРМ (3% хозяйствующих субъектов) за пять лет, начиная с 1 сентября 2008 г. При этом количество рабочих мест, на которых была проведена аттестация, составило 15,1%, а численность занятых на них работников – 15,6%.

Не выдерживает никакой критики и качество проведения АРМ. Ежегодно Роструд выявляет 13–15 тыс. нарушений, допущенных работодателями в сфере предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. К числу таких нарушений можно отнести:

  • неустановление сокращенного рабочего времени, предусмотренного ст. 92 ТК РФ;
  • непредоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со ст. 117 ТК РФ;
  • неустановление повышенного размера оплаты труда согласно ст. 147 ТК РФ.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2012 г. при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам АРМ, стали:

  • непроведение АРМ;
  • недоведение результатов АРМ до сведения работников;
  • игнорирование результатов АРМ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также решении вопросов о предоставлении работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций.

Анализ деятельности испытательных лабораторий в субъектах РФ показал, что основными причинами низкой эффективности АРМ являются:

  • единообразный подход к аттестации, притом что требование о ней распространяется на всех без исключения работодателей;
  • проведение раз в пять лет без учета данных ежегодного производственного контроля и санитарно-промышленных лабораторий работодателей;
  • существование огромного количества рабочих мест, на которых риск возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний является очень низким или вообще отсутствует.

Обратите внимание!

За весь период своего существования (с 1997 г.) АРМ не повлияла на условия труда, показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Цели специальной оценки услвий труда

Основной целью введения СОУТ является унификация оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленных законодательством механизмов освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР и предоставления гарантий и компенсаций работникам с одновременным формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Как применяются результаты проведения СОУТ?

Результаты СОУТ носят универсальный характер и могут использоваться для решения широкого круга вопросов в области социально-трудовых отношений.

Например, с учетом полученных данных разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение условий труда.

Работники получают информацию об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся им гарантиях и компенсациях.

Сотрудники обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной, а рабочие места – коллективной защиты. Работодатель получает возможность контролировать состояние условий труда на рабочих местах, организовывать обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, эффективно расследовать несчастные случаи на производстве, устанавливать причины профессиональных заболеваний и т. д.

Немаловажно, что с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а от результатов СОУТ зависит расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании результатов СОУТ определяется и размер гарантий и компенсаций сотрудникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях:

  • повышенный размер оплаты труда;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени.

При этом в целях защиты прав работников Трудовым кодексом РФ устанавливаются минимальные размеры компенсаций. Также предусмотрено сохранение объема предоставлявшихся на 31 декабря 2013 г. гарантий и компенсаций при условии дальнейшей занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда.

Полномочия в области государственного контроля (надзора) за выполнением требований, установленных Законом о спецоценке условий труда, возложены на Роструд. Также ведомство должно вести реестр деклараций соответствия условий труда государственным требованиям его охраны.

Осуществление допуска к ведению деятельности в сфере СОУТ – прерогатива Минтруда России, который обязан проводить аттестацию экспертов по СОУТ и выдавать им соответствующие сертификаты. На Росаккредитацию возложены обязанности по аккредитации испытательных лабораторий (центров), реализующих СОУТ.

Кроме того, Минтруд России будет вести федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.

Обратите внимание!

От итогов СОУТ зависит размер дополнительных страховых взносов в ПФР: чем безопаснее труд, тем ниже отчисления (вплоть до полного освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов в случае обеспечения безопасных условий труда).

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №3, 2014г.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль