Государственная гражданская служба: обзор изменений

82
В прошлом году было принято несколько нормативных актов, регулирующих вопросы поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения. В первую очередь это законы, вносящие изменения и дополнения в базовый Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также отдельные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В этой статье представлен обзор наиболее важных положений.

Компенсация госслужащим за использование личного транспорта

2 июля 2013 г. было издано постановление Правительства РФ № 563 «О порядке выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием».

Данным постановлением были утверждены Правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием (далее – Правила).

Правила касаются тех гражданских служащих, деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями и которые используют при этом личные автомобили.

Для получения компенсации и возмещения расходов гражданский служащий подает заявление представителю нанимателя с указанием сведений, для исполнения каких должностных обязанностей и с какой периодичностью используется личный транспорт.

Решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в 10-дневный срок со дня получения заявления гражданского служащего с учетом:

  • необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;
  • времени использования личного транспорта в служебных целях;
  • объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом для обеспечения деятельности конкретного федерального государственного органа.

Возмещение расходов на приобретение горюче-смазочных материалов производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.). Но максимальный размер ежемесячной компенсации не должен превышать сумму, предусмотренную постановлением Правительства РФ № 563.

Кроме того, п. 8 Правил установлено, что гражданскому служащему, которому предоставлен служебный транспорт с персональным закреплением, в случае его отказа от этого транспорта и подачи заявления о выплате компенсации и возмещении расходов устанавливается компенсация и возмещаются расходы в порядке и размерах, предусмотренных Правилами.

Реестр должностей государственной гражданской службы

Изменения, внесенные в ст. 10 Закона о госслужбе, связаны с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.11.2012 № 26-П «По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края».

По данному делу Конституционный Суд РФ постановил признать положение ч. 2 ст. 10 Закона о госслужбе не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно требует учитывать при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы РФ, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Конституционный Суд РФ потребовал от федерального законодателя предусмотреть непосредственно в федеральном законе четкие, ясные и соответствующие конституционно значимым целям критерии, которые позволяли бы определять содержание реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом системы и структуры органов государственной власти данного субъекта РФ.

Часть 2 ст. 10 Закона о госслужбе в новой редакции предоставляет субъекту РФ право самостоятельно учреждать должности гражданской службы субъекта РФ с учетом структуры государственных органов данного субъекта РФ. При этом реестр должностей гражданской службы субъекта РФ должен утверждаться в соответствии с положениями Закона о госслужбе, включая установленные категории и группы должностей гражданской службы, а также принципами построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

Кадровый резерв государственной службы

Значительная часть изменений в законодательстве о гражданской службе связана с совершенствованием работы с кадровым резервом государственных органов.

7 июня 2013 г. был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”» (далее – Закон № 116-ФЗ). Данный закон, как следует из пояснительной записки к проекту, разработан во исполнение п. 4 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012–2016 гг. новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, его предметом является установление единых требований и условий формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе.

Внесенными в ч. 6 ст. 64 Закона о госслужбе изменениями были закреплены все возможные основания пополнения кадрового резерва. Эти основания можно разделить на две группы:

  • предусматривающие конкурсный порядок замещения должностей из кадрового резерва (пп. 1–4 ч. 6 ст. 64);
  • предусматривающие формирование кадрового резерва на внеконкурсной основе (пп. 5–7 ч. 6 ст. 64).
Читайте также:

К первой группе относятся случаи, когда конкурс проводится либо непосредственно в кадровый резерв, либо на замещение вакантной должности гражданской службы.

Ко второй – случаи включения в резерв уволенных по определенным основаниям гражданских служащих, а также гражданских служащих по итогам аттестации.

Обратите внимание на появление в ч. 7 ст. 64 Закона о госслужбе положения, согласно которому включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих в соответствии с пп. 6 и 7 ч. 6 ст. 64 (то есть уволенных по определенным основаниям) производится для замещения должностей той же группы, к которой относится последняя замещаемая служащим должность гражданской службы.

Вместе с тем новая редакция Закона сохранила одну возможность для должностного роста гражданских служащих, включенных в резерв, сформированный на внеконкурсной основе. Речь идет об их включении в резерв по результатам аттестации (п. 5 ч. 1 ст. 64).

Обратите внимание!

Гражданские служащие, уволенные в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа либо по некоторым обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, могут вернуться на гражданскую службу, но не могут в обход конкурсного порядка быть назначенными на вышестоящую должность.

Еще одно изменение внесено в ст. 39 Закона о госслужбе, ранее предусматривавшую институт приостановления служебного контракта. Служебный контракт приостанавливался по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и предполагал освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставление его в соответствующем реестре гражданских служащих и включение в кадровый резерв.

Гражданский служащий, например, призванный в армию, при приостановлении служебного контракта мог твердо рассчитывать на возвращение по окончании службы на замещаемую ранее должность.

Законом № 116-ФЗ приостановление служебного контракта из законодательства исключено. Теперь во всех ситуациях, для которых ранее было предусмотрено приостановление, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий с его согласия включается в кадровый резерв.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих

На оптимизацию работы с кадровым составом направлен и Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» (далее – Закон № 185-ФЗ). Закон увязывается с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Большая часть внесенных им изменений носит исключительно терминологический характер – это связано с необходимостью приведения терминов, использованных в законодательстве о гражданской службе, в соответствие с новым законом об образовании. В то же время законодатель уточнил и некоторые вопросы дополнительного профессионального образования гражданских служащих. В частности, изменениям подверглись ст. 60–63 Закона о госслужбе.

В результате из законодательства был исключен такой вид дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, как стажировка. Остались только профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Обратите внимание! Дополнительное профобразование гражданские служащие могут получать лишь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

Военная служба по призыву

Федеральный закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» (далее – Закон № 170-ФЗ) в целом направлен на регулирование не гражданской, а военной службы. Однако некоторые его аспекты следует иметь в виду и кадровикам государственных органов.

Этим Законом, вступившим в силу 1 января 2014 г., были внесены изменения в ст. 16 и 26 Закона о госслужбе. Статья 26 содержит только терминологическую правку (термин «военнообязанные» заменен на «граждане, пребывающие в запасе», и т. п.). А вот статья 16 дополнена новым ограничением, исключающим поступление на государственную гражданскую службу и нахождение на ней. Теперь гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на ней в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Гражданин поступает на государственную гражданскую службу. Каким образом кадровик госоргана может убедиться в том, что гражданин не уклонялся от военной службы по призыву?

Напомним, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также не подлежащие призыву на военную службу.

В случае если гражданин по достижении им 27 лет не прошел военную службу по призыву, он подлежит зачислению в запас. При этом в соответствии с Федеральным законом № 170-ФЗ, если непрохождение им военной службы не было связано с какими-либо уважительными причинами, призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Законными в данном случае будут считаться все основания освобождения и отсрочки от призыва, указанные в ст. 23 и 24 Закона № 53-ФЗ (за исключением отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления), а также отмена призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии.

Заключение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вносится в документы воинского учета (военный билет) и является препятствием для поступления на государственную гражданскую службу.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663.

Взаимосвязь гражданской и военной службы прослеживается и в другом принятом в начале июля документе – постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №1, 2014г. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль