Изменение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

437
В процессе прохождения государственной гражданской службы может возникнуть необходимость изменения тех или иных условий служебного контракта. Такие изменения могут быть вызваны различными причинами и по-разному оформляться. Сегодня мы поговорим о тех, что не связаны с корректировкой функций и должностных обязанностей госслужащего или структурного подразделения, в котором он трудится, то есть об изменениях, которые не являются переводом и при этом осуществляются по инициативе представителя нанимателя.

Изменения служебного контракта: основные виды

Можно выделить следующие виды изменений служебного контракта на государственной гражданской службе, проводимых в любое время в течение срока действия контракта:

  • перевод,
  • изменения условий контракта, не связанные с переводом,
  • ротацию.

Изменения условий контракта, не связанные с переводом, в свою очередь делятся на две большие группы:

  • осуществляемые по соглашению сторон;
  • инициируемые представителем нанимателя.

К последним закон предъявляет особые требования, которые, к сожалению, нередко нарушаются представителями нанимателя.

Законодатель не указал, какие конкретно перемены в условиях профессиональной служебной деятельности могут являться основанием для изменения существенных условий служебного контракта. Соответствующая норма ст. 74 Трудового кодекса РФ, устанавливающая аналогичное правило, относит к ним изменения организационных или технологических условий труда. Представляется, что и в отношении гражданского служащего подобные причины могут повлечь изменение существенных условий служебного контракта. При этом представитель нанимателя обязан уведомить об этом гражданского служащего не позднее чем за два месяца до введения новых условий служебного контракта. Такое уведомление обязательно должно осуществляться в письменной форме.

В случае если гражданский служащий отказывается от продолжения служебной деятельности на новых условиях, представитель нанимателя может расторгнуть с ним контракт по соответствующему основанию. Отказ также должен быть оформлен письменно.

Нарушение условий служебного контракта

Какие же нарушения чаще всего допускает представитель нанимателя, меняя условия контракта гражданского служащего?

Нарушение 1. Изменение не существенных условий служебного контракта, а должностных обязанностей.

Важно, чтобы изменение условий служебного контракта не затрагивало должностных обязанностей гражданского служащего. В противном случае оформляют перевод, а он в большинстве случаев возможен только с письменного согласия госслужащего.

Обратите внимание!

Представитель нанимателя обязан в письменной форме уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта не позднее чем за два месяца до их введения.

Посмотрим, к каким выводам может прийти суд, если установит, что представитель нанимателя попытался внести коррективы в должностные обязанности служащего, замаскировав их под существенное изменение контракта.

Ш. обратился в суд с исковым заявлением к территориальному управлению о восстановлении на госслужбе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что 12.09.2008 на основании приказа № 152-к был принят на федеральную государственную службу в территориальное управление на должность начальника отдела продаж арестованного, конфискованного и иного федерального имущества. С истцом был заключен служебный контракт, он был ознакомлен с должностным регламентом. 01.07.2010 руководителем был издан приказ № 289, которым с 01.10.2010 вводились новая структура и штатное расписание. 22.07.2010 истец получил уведомление, которым был извещен об изменении существенных условий труда. В уведомлении было указано, что замещаемая истцом должность с 01.10.2010 будет называться «ведущий специалист-эксперт отдела использования государственного имущества», а должностной оклад составит 3759 руб.

Приказом от 30.09.2010 № 244-к действие служебного контракта истца было прекращено, Ш. освобожден от занимаемой должности и уволен с федеральной государственной службы по причине отказа от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцу был предложен перевод на иную должность в связи с существенным изменением условий труда, а уволен он был по причине отказа от продолжения работы. Порядок увольнения соблюден.

В судебном заседании было установлено, что в штатном расписании осталась должность начальника отдела продажи арестованного, конфискованного и иного государственного имущества. В соответствии с должностным регламентом начальник отдела продажи арестованного, конфискованного и иного федерального имущества осуществляет руководство отделом, определяет должностные обязанности его сотрудников, обеспечивает рассмотрение внесенных в территориальное управление обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них, готовит проекты актов управления, относящихся к компетенции отдела, контролирует и координирует работу отдела в соответствии с Положением об отделе. В должности начальника указанного отдела Ш. обеспечивал выполнение полномочий, предусмотренных п. 4.5 Положения: занимался реализацией имущества, арестованного во исполнение судебных решений, предметов, являющихся вещественными доказательствами, изъятых вещей, ставших орудиями совершения или предметами административного правонарушения; реализацией конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества.

Отдел контроля использования государственного имущества, как следует из представленного Положения, реализует иные полномочия. Он обеспечивает контроль за исполнением государственной функции, в том числе за принятием решений и совершением действий в ходе исполнения государственной функции в территориальном управлении, а также последующий контроль, осуществляемый на основании материалов проверок, проводимых по решению руководителя управления либо в соответствии с планом работы. Кроме этого отдел занимается администрированием доходов от использования федерального имущества, организацией и проведением проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности.

Таким образом, исследованные доказательства позволили суду сделать однозначный вывод о том, что в штатном расписании сохранились ранее занимаемая истцом должность и функциональные обязанности по ней. Предложенная Ш. должность отличалась не только названием и размером должностного оклада, но и функциональными обязанностями. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей. Ш., как установлено в судебном заседании, была предложена должность с другими обязанностями, то есть фактически перевод на иную должность государственной гражданской службы. Увольнение Ш. суд признал незаконным и необоснованным.

Обратите внимание!

Отказ гражданского служащего от продолжения служебной деятельности на новых условиях должен быть выражен в письменной форме

Нарушение 2. Попытка выдать сокращение должностей за изменения существенных условий служебного контракта.

Иногда в подобных ситуациях имеет место сокращение должности государственной гражданской службы, которое может завершиться либо переводом на иную должность, либо увольнением по п. 8.2 ч. 8 ст. 37 Закона о госслужбе. В этом случае согласно ч. 9 ст. 31 указанного Закона гражданскому служащему помимо предоставления других гарантий выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. На практике представители нанимателя нередко пытаются подменить понятия, в том числе из-за желания сэкономить на выплатах по сокращению.

К. обратилась в суд с иском к Южно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании приказа о прекращении служебного контракта незаконным и восстановлении ее в должности главного специалиста-эксперта федеральной государственной гражданской службы.

В суде К. пояснила, что получила уведомление об изменении существенных условий профессиональной служебной деятельности и переводе на долж ность государственного инспектора Алтайского отдела государственной экологической экспертизы и администрирования. Приказом Сибирского управления Ростехнадзора были введены в действие новые структура и штатное расписание Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, которое не предусматривало должности главного специалиста-эксперта.

Фактически должность истицы была сокращена, однако ее перевод на иную должность гражданской службы представитель нанимателя реализовал путем изменения условий служебного контракта, а не сокращения штата с предоставлением всех полагающихся по закону гарантий и компенсаций.

При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования истицы о восстановлении в ранее занимаемой должности.

Нарушение 3. Невыплата выходного пособия при прекращении служебного контракта по причине отказа гражданского служащего от перевода в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Определенные вопросы вызывает возможность применения положений ст. 178 ТК РФ при прекращении служебного контракта по причине отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе). Согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ при прекращении трудового договора по причине отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Внимание, проблема!

Более сложной и не поддающейся однозначному толкованию является ситуация, когда замещаемая гражданским служащим должность в процессе реорганизации государственного органа переименовывается, но при этом должностные обязанности и иные условия служебного контракта не меняются.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о госслужбе к существенным условиям служебного контракта в том числе относится наименование замещаемой должности гражданской службы. Статья 29 данного Закона допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта без внесения корректив в должностные обязанности. А значит, если меняется наименование замещаемой должности, но сам круг обязанностей, установленных должностным регламентом, остается прежним, то имеет место допустимое изменение условий служебного контракта. В данном случае по большому счету нельзя говорить о сокращении замещаемой гражданским служащим должности.

Вопрос в том, как оформить такие изменения. Многие практики считают, что в этой ситуации речь идет о переводе на другую должность, так как законодательство не предусматривает способов и процедуры переименования должности.

Вместе с тем Минздравсоцразвития России было подготовлено письмо от 10.05.2011 № 17-3/834, в котором дается следующее разъяснение: в соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона о госслужбе в случае письменного отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта означенный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона.

Так как в этом случае какие-либо компенсационные выплаты не предусмотрены, то при увольнении гражданского служащего на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе положения абз. 7 ч. 3 ст. 178 ТК РФ применению не подлежат.

Положение осложняется тем, что в приказе Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» подобные выплаты также не предусматриваются. А это значит, что в бюджете государственных органов не заложены средства для выплаты указанных выходных пособий.

На наш взгляд, это очередная попытка сэкономить на государственных гарантиях, предоставляемых гражданским служащим. Разъяснение Минздравсоцразвития России противоречит прямому указанию ст. 73 Закона о госслужбе, согласно которому федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным федеральным законом.

Нужно сказать, что большинство предусмотренных трудовым законодательством социальных гарантий работающим по найму не закреплены в Законе о госслужбе. Например, там ни слова не говорится о гарантиях, связанных с обучением. Означает ли это, что они действительно не распространяются на гражданских служащих?

Конечно нет! В силу ст. 73 Закона о госслужбе к государственно-служебным отношениям должны применяться положения трудового законодательства, если Закон о госслужбе не закрепляет специальные нормы (как, например, денежная компенсация при сокращении должностей).

В частности, до недавнего времени гражданскому служащему нередко отказывали в выплате, предусмотренной ст. 180 ТК РФ, – денежной компенсации при увольнении в связи сокращением должностей до истечения двухмесячного срока предупреждения.

Кстати сказать, суды в этих случаях всегда вставали на сторону гражданских служащих и обязывали произвести выплаты. Будем надеяться, что и в рассматриваемой ситуации судебная практика тоже пойдет по пути соблюдения буквы и духа закона. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль