Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

142
Внешне тахограф напоминает магнитолу или таксометр (прибор в такси для определения стоимости проезда). Его средняя розничная цена колеблется от 30 000 до 100 000 руб. (в зависимости от категории транспортного средства). Поэтому для автотранспортных компаний с большим парком автомобилей это очень существенные затраты, которые можно частично компенсировать.

Стоимость тахографа: к чему готовиться?

Так, затраты на приобретение тахографов страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, организация вправе возместить за счет начисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. «и» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, далее – Правила № 580н).

Возмещение таких расходов осуществляется путем снижения суммы указанных страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС России (абз. 2 п. 2 Правил № 580н). При этом размер возмещения не может превышать 20% начисленной страхователем за предыдущий год суммы страховых взносов, уменьшенной на сумму выплаченного страхового обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», абз. 3 п. 2 Правил № 580н).

Кроме того, у работодателя возникнут следующие виды расходов (цены средние по стране):

  • установка тахографа – от 5000 до 15 000 руб.;
  • периодическая калибровка тахографа – около 3000 руб.;
  • стоимость карт – до 3000 руб.;
  • стоимость обычной чековой ленты определенных характеристик – 12 руб. за рулон (при поездках по России), более дорогостоящая бумага используется при международных перевозках.

Перечисленные затраты работодателя, связанные с тахографами (кроме стоимости приобретения), за счет страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний даже частично компенсировать не получится.

Может ли работодатель самостоятельно установить тахограф?

К установке и обслуживанию этих приборов допускаются только специализированные сервисные организации (мастерские), имеющие разрешение (допуск) Минтранса России и соответствующий номер клейма. Их перечень размещен на сайте Минтранса России. Самостоятельно устанавливать тахографы работодателю запрещено.

Штрафы за отсутствие тахографа

В соответствии со ст. 11.23 Кодекса РФ об административных нарушениях организация, использующая коммерческий и пассажирский авто транспорт, может быть привлечена к административной ответственности за отсутствие или неисправное состояние тахографа. К ответственности за это нарушение может быть привлечено и должностное лицо организации. Водитель несет административную ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, не оснащенным тахографом, и нарушение режима труда и отдыха.

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

В связи с тем, что на законодательном уровне не был определен порядок оснащения транспортных средств тахографами, а тахографы, соответствующие установленным требованиям, своевременно не были произведены, было принято решение не привлекать к ответственности за езду без тахографа (с неработающим тахографом), а также за нарушение режима труда и отдыха вплоть до 1 апреля 2014 г., за исключением случаев, когда такие нарушения были допущены при осуществлении международных автомобильных перевозок (примечание к ст. 11.23 КоАП РФ).

Однако организация, использующая пассажирский транспорт, оборудованный для перевозок более восьми человек, без тахографа, и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В чем разница между тахографом и ГЛОНАСС/GPS?

Многие работодатели путают назначение этих приборов. Наличие систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS не отменяет требования об установке тахографа.

Спутниковые системы слежения за автомобилями осуществляют следующие функции:

  • отображение положения автомобиля и маршрута его следования на интерактивных картах за любой промежуток времени;
  • контроль мест и времени стоянок;
  • автоматический контроль отклонения от маршрута следования;
  • контроль выезда за пределы города, области, страны или другого произвольного региона;
  • контроль уровня топлива в баке;
  • контроль заправок топливом и несанкционированных сливов топлива;
  • обеспечение диспетчерской связи.
Читайте также:

Они имеют энергонезависимую память (черный ящик) на 10 000 км пробега и компьютерный интерфейс для сохранения точек, треков, маршрутов на компьютере и проч.

Кроме того, спутниковые системы слежения за автомобилями позволяют:

  • оказать своевременную техническую и иную помощь водителю, чье транспортное средство вышло из строя, стало участником ДТП или объектом криминального посягательства;
  • оптимизировать маршруты передвижения и сократить пробег транспортного средства;
  • избежать необоснованных простоев, в том числе по вине водителя;
  • укрепить трудовую дисциплину;
  • снизить нагрузку на собственные диспетчерские центры;
  • уменьшить эксплуатационные расходы и затраты на топливо;
  • продлить срок эксплуатации транспортного средства.

С 1 января 2013 г. грузовые транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS). Это требование содержится в постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», приказах Минтранса России от 26.01.2012 № 20 и от 31.07.2012 № 285.

Оснащение этими системами транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотрено Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 323 «Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», Методическими рекомендациями по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, навигационно-связным оборудованием с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утв. в Приложении к распоряжению Минтранса России от 16.07.2009 № ЕМ-62-р.

Остальные организации, эксплуатирующие собственный и арендованный автотранспорт в служебных целях, не обязаны в настоящее время устанавливать спутниковые системы навигации ГЛОНАСС/GPS. Тем не менее их добровольная установка может облегчить документальное подтверждение компаниями пробега служебного автомобиля и расходов на бензин в целях исчисления налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03−03−06/1/354).

Навигатор считывает дистанцию, пройденную автомобилем, только когда включен. В связи с этим нужно предупредить водителя машины, чтобы он не выключал прибор во время поездки. Информацию о маршруте в навигаторе можно записать, а потом просматривать. На основе данных GPS-навигатора составляется справка бухгалтера, позволяющая подтвердить пробег автомобиля и расходы на бензин.

В целях пресечения злоупотреблений и неоправданных расходов на содержание автомобилей, оснащенных системой ГЛОНАСС, в инструкции водителя может быть предусмотрено:

«Водитель несет материальную, административную и уголовную ответственность за умышленное причинение вреда имуществу компании в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

  • при обнаружении расхождения документальных и реальных данных в результате приписки в путевых листах времени работы автомобиля и километража, а также времени выезда и возврата автомобиля в гараж и, как следствие, списания большего объема горючего;
  • при выявлении фактов недолива горючего в бак (в результате изначального сливания остатков сразу в канистры или заправки чужого транспорта) и подтверждения в путевом листе факта полной заправки автомобиля компании согласно чеку АЗС;
  • при выявлении фактов слива топлива из бака, последующего обращения работодателя в полицию, получения результатов расследования и решения суда о взыскании ущерба;
  • при выявлении комиссией работодателя фактов вывода из строя водителем датчиков топлива».

Итак, главное предназначение ГЛОНАСС/GPS – это контроль передвижения транспортного средства. Но функцию контроля за работой водителя спутниковые навигаторы не выполняют.

Тахограф же, как сказано выше, устанавливается с целью контроля соблюдения конкретным водителем режима труда и отдыха. При этом работодатель не может вмешиваться в работу тахографа.

Для чего нужен тахограф работодателю?

Благодаря карте водителя устройство записывает и сохраняет в памяти все подробности движения и эксплуатации автомобиля. Помимо скорости на конкретных участках дороги тахограф также фиксирует, например, поломки машины. Но самое главное – он следит за тем, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством. То есть этот прибор не даст водителю работать на износ. У каждого шофера свой график работы, в соответствии с ним он и должен вести машину. Вовремя останавливаться на кратковременный отдых и ни в коем случае не перерабатывать; если есть напарник, меняться с ним по расписанию.

Данные тахографа можно в любой момент перенести на компьютер или распечатать на специальной ленте. Тахограф позволяет работодателю:

  • контролировать режим труда и отдыха водителей;
  • объективно оценивать профессиональные качества водителей по характеру записи скорости (чем равномернее ее изменение, тем выше квалификация водителя: он меньше разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, экономит топливо);
  • экономить на эксплуатационных расходах за счет соблюдения водителями скоростных режимов, что обеспечивает повышение ресурса двигателя, шин, тормозных систем и автомобиля в целом, снижение расходов на бензин и техобслуживание;
  • оптимизировать маршруты перевозок и графики движения;
  • выявлять нарушения и попытки манипулирования электронной системой тахографа;
  • контролировать использование транспортного средства в интересах компании;
  • исключить несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ, поскольку фактические значения пробега и рабочего времени постоянно фиксируются в памяти тахографа
  • проводить обоснованные расчеты с заказчиками по фактическим объемам выполненных работ по перевозке грузов и за простои по различным причинам;
  • обеспечивать правовую защиту интересов водителя при ДТП в случаях, когда он не нарушал скоростной режим и соблюдал установленный режим труда и отдыха.

В целях осуществления контроля за работой водителей работодателю необходимо:

  1. Периодически распечатывать данные тахографа.
  2. Архивировать данные цифрового тахографа, т. е. хранить копии данных с карт водителя и массовой памяти цифровых тахографов (контрольных устройств) за последний год и, соответственно, регулярно загружать данные на внешний носитель. Дело в том, что при средней загруженности информация о последних 28 днях хранится на карте водителя, о последних 365 днях – в массовой памяти цифрового тахографа. В случае заполнения памяти новая информация автоматически записывается на место старой, и если эти данные не скопировать на другой носитель, они будут утрачены.

Чтобы на практике реализовать возможности тахографов и эффективно контролировать работу водителей, рекомендуем издать приказ об организации контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей автомобилей компании (приложение 1), а также внести необходимые дополнения в должностные инструкции работников, задействованных в процессе контроля за режимом труда и отдыха водителей, и самих водителей либо утвердить для них новые должностные инструкции (приложение 2).

Приложение 1. Пример оформления приказа об организации контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей автомобилей

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

Приложение 2. Пример оформления должностной инструкции начальника транспортного отдела (фрагмент)

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль