PRO-персонал

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

  • 9 сентября 2016
  • 328

Внешне тахограф напоминает магнитолу или таксометр (прибор в такси для определения стоимости проезда). Его средняя розничная цена колеблется от 30 000 до 100 000 руб. (в зависимости от категории транспортного средства). Поэтому для автотранспортных компаний с большим парком автомобилей это очень существенные затраты, которые можно частично компенсировать.

Стоимость тахографа: к чему готовиться?

Так, затраты на приобретение тахографов страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, организация вправе возместить за счет начисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. «и» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, далее – Правила № 580н).

Возмещение таких расходов осуществляется путем снижения суммы указанных страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС России (абз. 2 п. 2 Правил № 580н). При этом размер возмещения не может превышать 20% начисленной страхователем за предыдущий год суммы страховых взносов, уменьшенной на сумму выплаченного страхового обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», абз. 3 п. 2 Правил № 580н).

С 1 июля новый ГОСТ. Что поправить в кадровых документах >>>

Кроме того, у работодателя возникнут следующие виды расходов (цены средние по стране):

  • установка тахографа – от 5000 до 15 000 руб.;
  • периодическая калибровка тахографа – около 3000 руб.;
  • стоимость карт – до 3000 руб.;
  • стоимость обычной чековой ленты определенных характеристик – 12 руб. за рулон (при поездках по России), более дорогостоящая бумага используется при международных перевозках.

Перечисленные затраты работодателя, связанные с тахографами (кроме стоимости приобретения), за счет страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний даже частично компенсировать не получится.

Может ли работодатель самостоятельно установить тахограф?

К установке и обслуживанию этих приборов допускаются только специализированные сервисные организации (мастерские), имеющие разрешение (допуск) Минтранса России и соответствующий номер клейма. Их перечень размещен на сайте Минтранса России. Самостоятельно устанавливать тахографы работодателю запрещено.

Штрафы за отсутствие тахографа

В соответствии со ст. 11.23 Кодекса РФ об административных нарушениях организация, использующая коммерческий и пассажирский авто транспорт, может быть привлечена к административной ответственности за отсутствие или неисправное состояние тахографа. К ответственности за это нарушение может быть привлечено и должностное лицо организации. Водитель несет административную ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, не оснащенным тахографом, и нарушение режима труда и отдыха.

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

В связи с тем, что на законодательном уровне не был определен порядок оснащения транспортных средств тахографами, а тахографы, соответствующие установленным требованиям, своевременно не были произведены, было принято решение не привлекать к ответственности за езду без тахографа (с неработающим тахографом), а также за нарушение режима труда и отдыха вплоть до 1 апреля 2014 г., за исключением случаев, когда такие нарушения были допущены при осуществлении международных автомобильных перевозок (примечание к ст. 11.23 КоАП РФ).

Однако организация, использующая пассажирский транспорт, оборудованный для перевозок более восьми человек, без тахографа, и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В чем разница между тахографом и ГЛОНАСС/GPS?

Многие работодатели путают назначение этих приборов. Наличие систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS не отменяет требования об установке тахографа.

Спутниковые системы слежения за автомобилями осуществляют следующие функции:

  • отображение положения автомобиля и маршрута его следования на интерактивных картах за любой промежуток времени;
  • контроль мест и времени стоянок;
  • автоматический контроль отклонения от маршрута следования;
  • контроль выезда за пределы города, области, страны или другого произвольного региона;
  • контроль уровня топлива в баке;
  • контроль заправок топливом и несанкционированных сливов топлива;
  • обеспечение диспетчерской связи.
Читайте также:

Они имеют энергонезависимую память (черный ящик) на 10 000 км пробега и компьютерный интерфейс для сохранения точек, треков, маршрутов на компьютере и проч.

Кроме того, спутниковые системы слежения за автомобилями позволяют:

  • оказать своевременную техническую и иную помощь водителю, чье транспортное средство вышло из строя, стало участником ДТП или объектом криминального посягательства;
  • оптимизировать маршруты передвижения и сократить пробег транспортного средства;
  • избежать необоснованных простоев, в том числе по вине водителя;
  • укрепить трудовую дисциплину;
  • снизить нагрузку на собственные диспетчерские центры;
  • уменьшить эксплуатационные расходы и затраты на топливо;
  • продлить срок эксплуатации транспортного средства.

С 1 января 2013 г. грузовые транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS). Это требование содержится в постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», приказах Минтранса России от 26.01.2012 № 20 и от 31.07.2012 № 285.

Оснащение этими системами транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотрено Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 323 «Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», Методическими рекомендациями по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, навигационно-связным оборудованием с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утв. в Приложении к распоряжению Минтранса России от 16.07.2009 № ЕМ-62-р.

Остальные организации, эксплуатирующие собственный и арендованный автотранспорт в служебных целях, не обязаны в настоящее время устанавливать спутниковые системы навигации ГЛОНАСС/GPS. Тем не менее их добровольная установка может облегчить документальное подтверждение компаниями пробега служебного автомобиля и расходов на бензин в целях исчисления налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03−03−06/1/354).

Навигатор считывает дистанцию, пройденную автомобилем, только когда включен. В связи с этим нужно предупредить водителя машины, чтобы он не выключал прибор во время поездки. Информацию о маршруте в навигаторе можно записать, а потом просматривать. На основе данных GPS-навигатора составляется справка бухгалтера, позволяющая подтвердить пробег автомобиля и расходы на бензин.

В целях пресечения злоупотреблений и неоправданных расходов на содержание автомобилей, оснащенных системой ГЛОНАСС, в инструкции водителя может быть предусмотрено:

«Водитель несет материальную, административную и уголовную ответственность за умышленное причинение вреда имуществу компании в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

  • при обнаружении расхождения документальных и реальных данных в результате приписки в путевых листах времени работы автомобиля и километража, а также времени выезда и возврата автомобиля в гараж и, как следствие, списания большего объема горючего;
  • при выявлении фактов недолива горючего в бак (в результате изначального сливания остатков сразу в канистры или заправки чужого транспорта) и подтверждения в путевом листе факта полной заправки автомобиля компании согласно чеку АЗС;
  • при выявлении фактов слива топлива из бака, последующего обращения работодателя в полицию, получения результатов расследования и решения суда о взыскании ущерба;
  • при выявлении комиссией работодателя фактов вывода из строя водителем датчиков топлива».

Итак, главное предназначение ГЛОНАСС/GPS – это контроль передвижения транспортного средства. Но функцию контроля за работой водителя спутниковые навигаторы не выполняют.

Тахограф же, как сказано выше, устанавливается с целью контроля соблюдения конкретным водителем режима труда и отдыха. При этом работодатель не может вмешиваться в работу тахографа.

Для чего нужен тахограф работодателю?

Благодаря карте водителя устройство записывает и сохраняет в памяти все подробности движения и эксплуатации автомобиля. Помимо скорости на конкретных участках дороги тахограф также фиксирует, например, поломки машины. Но самое главное – он следит за тем, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством. То есть этот прибор не даст водителю работать на износ. У каждого шофера свой график работы, в соответствии с ним он и должен вести машину. Вовремя останавливаться на кратковременный отдых и ни в коем случае не перерабатывать; если есть напарник, меняться с ним по расписанию.

Данные тахографа можно в любой момент перенести на компьютер или распечатать на специальной ленте. Тахограф позволяет работодателю:

  • контролировать режим труда и отдыха водителей;
  • объективно оценивать профессиональные качества водителей по характеру записи скорости (чем равномернее ее изменение, тем выше квалификация водителя: он меньше разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, экономит топливо);
  • экономить на эксплуатационных расходах за счет соблюдения водителями скоростных режимов, что обеспечивает повышение ресурса двигателя, шин, тормозных систем и автомобиля в целом, снижение расходов на бензин и техобслуживание;
  • оптимизировать маршруты перевозок и графики движения;
  • выявлять нарушения и попытки манипулирования электронной системой тахографа;
  • контролировать использование транспортного средства в интересах компании;
  • исключить несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ, поскольку фактические значения пробега и рабочего времени постоянно фиксируются в памяти тахографа
  • проводить обоснованные расчеты с заказчиками по фактическим объемам выполненных работ по перевозке грузов и за простои по различным причинам;
  • обеспечивать правовую защиту интересов водителя при ДТП в случаях, когда он не нарушал скоростной режим и соблюдал установленный режим труда и отдыха.

В целях осуществления контроля за работой водителей работодателю необходимо:

  1. Периодически распечатывать данные тахографа.
  2. Архивировать данные цифрового тахографа, т. е. хранить копии данных с карт водителя и массовой памяти цифровых тахографов (контрольных устройств) за последний год и, соответственно, регулярно загружать данные на внешний носитель. Дело в том, что при средней загруженности информация о последних 28 днях хранится на карте водителя, о последних 365 днях – в массовой памяти цифрового тахографа. В случае заполнения памяти новая информация автоматически записывается на место старой, и если эти данные не скопировать на другой носитель, они будут утрачены.

Чтобы на практике реализовать возможности тахографов и эффективно контролировать работу водителей, рекомендуем издать приказ об организации контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей автомобилей компании (приложение 1), а также внести необходимые дополнения в должностные инструкции работников, задействованных в процессе контроля за режимом труда и отдыха водителей, и самих водителей либо утвердить для них новые должностные инструкции (приложение 2).

Приложение 1. Пример оформления приказа об организации контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей автомобилей

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

Приложение 2. Пример оформления должностной инструкции начальника транспортного отдела (фрагмент)

Во сколько обойдется тахограф и его отсутствие?

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.