Советские нормативные акты. Вопросы противоречия ТК РФ

110
Кто и как признает нормы советских документов, противоречащими ТК РФ. В первую очередь такие решения принимает Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 27 Гражданского процессуального кодекса РФ Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Особенности производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части установлены гл. 24 ГПК РФ.

Согласно ст. 251 ГПК РФ правом подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов, в частности, наделены граждане и организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.

Нормы советских документов в наши дни: частые вопросы

Что необходимо указать в заявлении об оспаривании нормативного правого акта?

Заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исковому заявлению, и содержать данные о наименовании органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению (приложение) приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Обратите внимание!

С заявлением о признании недействующим того или иного нормативного акта могут обратиться при определенных условиях как работники, так и работодатель.

В каком порядке рассматривается заявление об оспаривании нормативного правого акта?

Такие заявления рассматриваются Верховным Судом РФ в течение трех месяцев со дня подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Во-вторых, признать акт утратившим силу, в том числе как противоречащий ТК РФ, вправе сами органы государственной власти в пределах своей компетенции.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» признан недействующим указ Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.1974 № 310-IX (ред. от 04.04.1991) «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и некоторые другие нормативные акты бывшего СССР.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» признано не действующим на территории РФ постановление Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)».

Документы СССР  и нормы ТК РФ: всегда ли требуется официальное признание противоречия 

Как представляется, окончательное решение вопроса о том, противоречит ли советский документ нормам ТК РФ, остается за официальными органами (например, Верховным Судом РФ). В то же время формально не отмененный и не признанный утратившим силу акт в случае его очевидного несоответствия действующему законодательству применяться на практике не может в любом случае. И работодателям зачастую приходится самостоятельно принимать решение о допустимости использования того или иного советского нормативного акта или отдельных его положений.

Конечно, ошибки неизбежны. Да и не факт, что работники согласятся с решением работодателя, если посчитают, что примененная норма ухудшает их положение.

Кстати сказать, в настоящее время в стране активно ведется работа по реализации Указа Президента РФ 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Сам мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, координационные функции возложены на Минюст России.

Основной целью мониторинга является совершенствование правовой системы РФ, он предусматривает комплексную и плановую деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены):

а) законодательных и иных нормативных правовых актов РФ – в целях выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека;

б) нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов – в случаях, предусмотренных федеральными законами;

в) нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов – в случаях, предусмотренных актами Президента РФ;

г) нормативных правовых актов РФ – в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ, иными программными документами, поручениями Президента РФ и Правительства РФ, основными направлениями деятельности Правительства РФ на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;

д) нормативных правовых актов РФ – в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;

е) нормативных правовых актов РФ – в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.

План мониторинга ежегодно, до 1 сентября, утверждается Правительством РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 28.08.2013 № 1513-р утвержден план мониторинга правоприменения на 2014 год.

И хотя мониторинг касается актов РФ, в п. 4 постановления Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» прямо сказано, что в ходе указанных мероприятий должна учитываться и практика применения действующих поныне нормативных правовых актов СССР и РСФСР.

Обращение к советским документам в наши дни

Нескольким сотрудникам требуется установить режим гибкого рабочего времени. Можно ли в этом случае руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Госкомтруда СССР в 1985 г.?

Постановлением Госкомтруда СССР № 162, ВЦСПС № 12-55 от 30.05.1985 были утверждены Рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, поныне действующие в части, не противоречащей ТК РФ. Поскольку ст. 102 ТК РФ лишь в самом общем виде определяет, что представляет собой режим ГРВ, работодатели часто обращаются к указанному постановлению.

В то же время здесь требуется соблюдать осторожность. В частности, п. 5.1 постановления предусматривает, что «при нарушении принятого режима помимо применения соответствующих дисциплинарных взысканий работники переводятся на общеустановленный режим работы на срок до трех месяцев, при повторном нарушении – на срок не менее двух лет. K таким нарушениям относятся: невыполнение производственных заданий и установленных норм выработки; повышенный процент брака; опоздания на работу в пределах фиксированного времени; прогулы; неполное использование рабочего времени; недоработка рабочих часов за учетный период без уважительных причин и др. B случае систематического нарушения работниками подразделения правил, регламентирующих работу в условиях ГРВ, руководитель предприятия должен перевести данное подразделение на обычный режим работы». А в п. 5.2 сказано, что «в случаях производственной необходимости администрация может временно (на срок до одного месяца) переводить работника на общеустановленный режим работы. При более длительном сроке необходимо согласие профсоюзного комитета предприятия».

Возникает вопрос: соответствуют ли указанные положения нормам ТК РФ? Несмотря на то что они не становились предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, полагаем, ответ должен быть отрицательным по следующим причинам:

  1. В соответствии со ст. 57 ТК РФ режим рабочего времени обязательно прописывается в трудовом договоре, если для сотрудника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Режим ГРВ, не будучи традиционным режимом, должен быть отражен в трудовом договоре, ведь неслучайно и ст. 102 ТК РФ оговаривает, что при занятости в режиме ГРВ начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.
  2. Правила изменения условий трудового договора также определены ТК РФ. В частности, согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон в письменной форме, за исключением случаев, преду смотренных ТК РФ. Возможность изменения условий трудового договора работодателем связывается с изменением организационных или технологических условий труда при соблюдении определенной процедуры, указанной в ст. 74 ТК РФ. Вряд ли прогулы, опоздания, недоработку рабочих часов за учетный период без уважительных причин можно отнести к изменениям организационных или технологических условий труда, поэтому отмена режима гибкого рабочего времени и перевод сотрудника на общеустановленный режим возможны только по соглашению сторон, но никак не в принудительном порядке. Единственное, что может сделать работодатель в этом случае, – привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
  3. Что же касается возможности временного (на срок до одного месяца) перевода сотрудника в случае производственной необходимости на общеустановленный режим работы, то действующее трудовое законодательство называет это изменением условий трудового договора, а не переводом, и такое изменение требует согласия работника.

Можно ли работодателю использовать нормы Положения об условиях труда надомников при регламентации труда этой категории сотрудников?

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275/17-99 было утверждено Положение об условиях труда надомников. Полагаем, что большая его часть сегодня применяться не должна, поскольку противоречит ТК РФ.

Например, п. 6 Положения идет вразрез со ст. 65 ТК РФ, устанавливающей более широкий перечень документов, требуемых при приеме на работу. Положение п. 7 о том, что «трудовой договор о работе на дому заключается, как правило, в письменной форме», не соответствует ст. 67 ТК РФ, согласно которой трудовой договор обязательно заключается в письменной форме. Пункт 8, согласно которому на надомников, ранее не работавших в общественном производстве, заводятся трудовые книжки после сдачи ими первого выполненного задания, противоречит ст. 66 ТК РФ, которая гласит, что работодатель ведет трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего у него свыше пяти дней, и т. д.

В то же время в данном Положении есть, на наш взгляд, вполне жизнеспособные нормы, касающиеся, в частности, целей использования труда надомников (п. 3), требований к организации и условиям их труда (раздел 3), большая часть раздела об оплате труда и социальном страховании. Особенно значимым является абз. 3 п. 16, согласно которому вся выполненная надомниками работа оплачивается в одинарном размере, поскольку они распределяют рабочее время по своему усмотрению. То есть к ним не применяются нормы о повышенной оплате труда в ночное время (ст. 154 ТК), сверхурочной (ст. 152 ТК) и работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК). Если только иное не предусмотрено в трудовом договоре.

Применение актов СССР по вопросам, урегулированным нормативными актами РФ

Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращает свое действие:

  • в связи с истечением срока действия;
  • вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
  • отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Кроме того, нужно учитывать и мнение Конституционного Суда РФ, который в определении от 10.11.2002 № 321-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”» прямо указал, что «к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат». Данная правовая позиция является общеобязательной и подлежит применению при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Аналогичную позицию занимает и Верховный Суд РФ. В постановлении Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечается, что судья должен отказать в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК, если в нем оспаривается недействующий нормативный правовой акт (его часть), под которым понимается акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта, поскольку такой акт (его часть) не порождает правовых последствий и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

Однако и здесь не все так просто.

Например, Минтруд России считает действующей Инструкцию Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее – Инструкция), притом что 13.10.2008 постановлением Правительства РФ № 749 было утверждено новое Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение о командировках). Так, Минтруд России в письме от 14.02.2013 № 14-2-291 указал, что поскольку ТК РФ и Положение о командировках не устанавливают особенности направления работников в однодневные служебные поездки, в этом случае можно руководствоваться п. 2 Инструкции, согласно которому командировочное удостоверение можно не выписывать, если работник должен вернуться из поездки в тот же день. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль