О взыскании компенсации в связи с увольнением, процентов за нарушение сроков выплаты

37

По материалам Петрозаводского городского суда Республики Карелия

Резюме

Петрозаводский городского суда Республики Карелия рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о взыскании компенсации в связи с увольнением, процентов за нарушение сроков выплаты.

Слово - истцу

01.01.2005 Х. был принят на работу в Управление Федеральной регистрации службы по Республике Карелия, с 05.05.2010 - в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия <данные изъяты>. 04.04.2011 ему было сообщено о сокращении в государственном органе его должности в письменной форме. В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. 12.04.2011 Х. написал заявление об увольнении с 14.04.2011. 14.04.2011 он был уволен с должности <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в связи с сокращением должности, которую он замещал. Согласно указанному приказу истцу была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 139 091,62 рублей. Нанимателем не учтено то обстоятельство, что служебный контракт с Х. расторгнут 14.04.2011, то есть до истечения двухмесячного срока (с 04.04.2011 (дата уведомления) по 04.06.2011 (дата увольнения с отработкой двух месяцев). В этом случае на основании ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 180 ТК РФ работодатель обязан был выплатить ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит нормы о выплате государственному служащему компенсации при расторжении с ним служебного контракта без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца (ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако в соответствии ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, то есть должна применяться ст. 180 ТК РФ, согласно которой работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в ч. 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Истец полагает, что помимо компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, ему должна была быть выплачена дополнительная компенсация в размере среднею заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Размер дополнительной компенсации составляет 59044, 25 рублей - размер среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. В день увольнения ему была выдана на руки трудовая книжка, произведен расчет в размере 139 091,62 рублей. Дополнительная компенсация за период с 15.04.2011 по 04.06.2011 составляет 59044 руб. 25 коп. Окончательный расчет в сумме 139 091,62 рублей, произведенный при увольнении, является неполным, так как в день увольнения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия должно было выплатить истцу сумму в размере 139 091,62 рублей + 59044, 25 рублей. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм. Размер процентов, подлежащих уплате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, составляет 323 руб. 53 коп. Истец просит взыскать с ответчика сумму, причитающуюся при увольнении - 59044,25 рублей и проценты за нарушение работодателем срока причитающихся при увольнении работника выплат в размере 323,53 рублей.

В судебном заседании истец, а также его представитель Суховей А.Е. уточнили исковые требования. Просили взыскать дополнительную компенсацию за период с 15.04.2011 по 04.06.2011 в размере 58512 руб. 31 коп., и проценты за несвоевременную выплату за период с 15.04.2011 по 31.05.2011 в размере 747 руб. 50 коп., всего 59259, 81 рублей.

Слово - ответчику

Представители ответчика П., М., действующие на основании доверенностей, иск не признали в полном объеме. Указали, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями с 01.04.2011 в Управлении было сокращено 19 должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе должности <данные изъяты>, которую замещал истец, о чем свидетельствует уведомление о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее - Уведомление), которое было вручено Х. 04.04.2011. 12.04.2011 истец написал заявление с просьбой расторгнуть с ним служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности <данные изъяты> до истечения указанного в Уведомлении срока предупреждения об увольнении. 14.04.2011 Х. был уволен в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон). Х. Управлением были произведены все положенные выплаты, в соответствии с п. 9 ст. 31 Закона ему была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (справка прилагается). В своем исковом заявлении истец неправомерно ссылается на содержание положений ч. 8 ст.31 Закона, в которой говорится о праве представителя нанимателя с письменного согласия гражданского согласия расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца, так как Х. был предупрежден представителем нанимателя о предстоящем сокращении должности. Кроме того, в связи с наличием определенных обстоятельств (намерение истца трудоустроиться <данные изъяты> Х. по собственной инициативе уволился по сокращению с государственной гражданской службы Российской Федерации до окончания срока предупреждения об освобождении его от замещаемой им должности. Увольнение гражданского служащего с гражданской службы до истечения двухмесячного срока возможно по желанию гражданского служащего, при этом основание для выплаты дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ, отсутствует. Таким гражданским служащим компенсация при увольнении с гражданской службы выплачивается на общих основаниях в размере, предусмотренном ч. 9 ст. 31 Закона. Ссылка истца на ст. 73 Закона, в которой говорится о том, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом, не состоятельна и применение аналогии права невозможно, так как порядок отношений, связанных с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы урегулирован (ст. 31 Закона), объем компенсационных выплат при сокращении государственных гражданских служащих в Законе четко определен (ч. 9 ст. 31 Закона), установление дополнительных компенсационных выплат в данном случае Закон не предусматривает. Просили в иске отказать. Представленный истцом расчет не оспаривали.

Обоснование позиции суда

Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетеля С., изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 01.01.2005 Х. был принят на работу в Управление Федеральной регистрации службы по Республике Карелия, с 05.05.2010 - в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в <данные изъяты>

04.04.2011 Х. было вручено уведомление о сокращении в государственном органе его должности в письменной форме, что подтверждается уведомлением о сокращении от ДД.ММ.ГГГГ №.

12.04.2011 Х. написал заявление об увольнении с 14.04.2011, ранее истечения двухмесячного срока с момента получение уведомления о сокращении занимаемой должности.

14.04.2011 в соответствии с приказом № прекращено действие служебного контракта от 12.04.2005 № с Х., <данные изъяты> он освобожден от занимаемой должности и уволен 14.04.2011 с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона.

В соответствии с данным приказом истцу на основании п. 9 ст. 31 Закона была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 140429,56 рублей, что также подтверждается расчетным листком за апрель 2011г.

В соответствии со ст. 31 Закона при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим; представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца; при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Как указывалось выше, истец был уволен до истечения срока предупреждения о сокращении должности.

Часть 2 ст. 180 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя предупредить работников (персонально и под роспись) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения.

Часть 3 этой же статьи предусматривает, что работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в ч. 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, названная норма гарантирует выплату дополнительной компенсации в случае, если работник подлежит увольнению до истечения двухмесячного срока.

В соответствии со ст. 73 Закона Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Данным Федеральным законом вопрос о выплате гражданскому служащему дополнительной компенсации в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока, не урегулирован.

Следовательно, гарантия, установленная ст. 180 ТК РФ в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на государственного служащего, подлежащего увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности.

Доводы стороны ответчика о том, что в данном случае ч. 9 ст. 31 Закона является специальной нормой, включает в себя исчерпывающий перечень компенсаций государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей и, следовательно, Закон не устанавливает каких-либо дополнительных гарантий и компенсаций гражданским служащим, уволенным до истечения срока предупреждения о сокращении замещаемой ими должности, не принимаются судом во внимание, как несостоятельные.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

При этом, в соответствии со ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Таким образом, среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК РФ, который закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда, имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК РФ.

В связи с изложенным, суд полагает, что в данном случае, в части выплаты гражданскому служащему дополнительной компенсации в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока, должны применяться нормы трудового права, содержащиеся в ТК РФ, поскольку Законом данный вопрос не урегулирован.

Таким образом, помимо компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, истцу должна была быть выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В соответствии с представленными документами (справка от 02.05.2011 №, выдана Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия), Х. при увольнении была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания 140429 руб. 56 коп. Месячное денежное содержание для расчета компенсации при увольнении в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы составляет 35107 руб. 39 коп.

Согласно объяснениям свидетеля С., размер дополнительной компенсации составит 58512 руб. 31 коп.

Таким образом, размер дополнительной компенсации необходимо исчислить в соответствии со следующим расчетом: (( 35107,39 руб. : 21 день х 11 дней = 18389 руб. 58 коп. (компенсация за апрель 2011г.) + 35107,39 руб. (компенсация за май 2011г.) + 35107,39 руб. : 21 день х 3 дня = 5015,34 руб. ( компенсация за июнь 2011г. )) = 58512 руб. 31 коп.

Согласно ч. 5 ст. 36 Закона в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

В день увольнения истцу была выдана на руки трудовая книжка, выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Дополнительная компенсация выплачена не была.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм.

Размер процентов, подлежащих уплате Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, составит 747 руб. 40 коп. исходя из следующего расчета:

58512 руб. 31 коп. х 18 дн. ( с 15.04.2011г. по 02.05.2011г.) х 8%: 300 дн. = 280 руб. 86 коп.

58512 руб. 31 коп. х 29 дн. ( с 03 мая 2011г. по 31 мая 2011г.) х 8% : 300 дн. = 466,64 руб.

Всего проценты составят 280,86 + 466,64 = 747,40 руб.

Данный расчет составлен истцом, стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма 59259 руб. 81 коп. ( 58512,31руб. + 280,86 руб. + 466,64 руб.).

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского 1977,79 рублей.

Решение суда

Иск удовлетворить. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в пользу Х. денежную сумму 59259 руб. 81 коп.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа 1977 руб. 79 коп.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль