Положение о кадровом резерве ООО "Фирма"

69

Полное наименование организации

 

УТВЕРЖДАЮ

(Сокращенное наименование)

 

Наименование должности

ПОЛОЖЕНИЕ

 

руководителя организации

 

 

 

Личная подпись

Расшифровка подписи

 

 

Дата

 

(место составления)

 

 

 

Статья 1. Общие положения

1.1. Кадровый резерв ООО "Фирма" (далее - резерв) - это сотрудники ООО "Фирма" (далее Предприятие), прошедшие квалификационный отбор и зачисленные в списки резерва для систематической целевой подготовки, ориентированной на получение знаний и навыков, необходимых для назначения на руководящую должность.

1.2. Формирование резерва и работа с ним проводится в целях:

- постоянного пополнения кадров руководителей ООО "Фирма" высококвалифицированными специалистами;

- своевременного замещения вакансий по должностям руководителей;

- повышения уровня подбора и расстановки руководящих кадров, внедрения в практику работы с кадрами прогнозирования служебных перемещений (планирования карьеры); снижения рисков при назначениях руководящих работников;

- мотивации карьерного роста работников и дополнительного стимулирования их на повышение образовательного уровня и профессиональной квалификации.

1.3. В целях дальнейшего улучшения работы по созданию резерва на предприятии, установления единых организационных принципов в работе с резервом и создания системы подготовки резерва руководящих кадров на предприятии и разработано настоящее Положение.

1.4. В Положении о работе по созданию резерва специалистов для выдвижения на руководящую работу дается структура состава резерва, излагаются принципы подбора специалистов в состав резерва, устанавливается порядок комплектования и утверждения резерва, рекомендуются методы изучения, воспитания и подготовки резерва, предлагается порядок пересмотра и пополнения состава резерва.

Статья 2. Структура состава резерва

В состав резерва номенклатуры Предприятия включаются специалисты для замещения должностей, назначение и освобождение по которым производится приказами Генерального директора.

Статья 3. Принципы подбора специалистов в состав резерва

3.1. Включение работника в состав резерва осуществляется только с его согласия. Замещение вакантных должностей руководителей осуществляется в первую очередь за счет работников, состоящих в резерве персонала.

3.2. Включение работника в состав резерва имеет целью его подготовку к работе в должности руководителя, но не гарантирует обязательного назначения на должность, планируемую для замещения.

3.3. При отборе кандидатов для зачисления в резерв на замещение должностей руководителей учитываются следующие требования:

3.3.1. профессиональная компетентность - наличие образования и опыта работы по профилю деятельности структурного подразделения не менее 3-х лет, соответствующих знаний и навыков в области банковской деятельности, знание делопроизводства;

3.3.2. управленческий потенциал – целеустремленность, ответственность, инициативность, способность к лидерству, умение самостоятельно принимать решения и доводить начатое до конца, эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, работоспособность, умение видеть перспективу, готовность овладеть новыми знаниями и осваивать новые методы работы, хорошая ориентация в сложных ситуациях, высокая мотивация достижения;

3.3.3. организаторские способности – владение навыками делового общения, управленческими навыками (постановка задачи, планирование, обеспечение контроля и координация исполнения, мотивирование людей), умение работать в коллективе, умение рационально распределять рабочее время, уверенность в себе, способность вставать на точку зрения другого.

3.4. Оценка профессиональной компетентности, организаторских способностей и управленческого потенциала каждого работника, зачисленного в резерв, осуществляется группой экспертов, в состав которой входят сотрудники (3-5 человек), непосредственно работающие с кандидатом (начальник отдела и/или Управления – в обязательном порядке).

3.5. При отборе кандидатов в резерв принимаются во внимание:

- учетные данные (возраст, образование, сведения о трудовой деятельности и повышении квалификации и т.д.);

- результаты оценки исполнительской деятельности работника в системе;

- результаты оценки индивидуально-психологических особенностей, влияющих на производственную деятельность работника, полученные путем процедуры психологического тестирования, в беседе с ним, а также из отзывов руководителей и коллег;

- результаты оценки профессиональной компетентности;

- состояние здоровья работника, семейные обстоятельства.

3.6. Потребность в резерве определяется на основе анализа состояния управленческого персонала, динамики смены руководителей в связи с уходом на пенсию или по иным причинам.

Статья 4. Укомплектование, согласование и утверждение резерва.

4.1. Предварительный подбор специалистов в резерв для выдвижения на руководящие должности всех номенклатур производит директор по персоналу. Подобранные кандидатуры предварительно обсуждаются с руководителями подразделений и окончательно у Генерального директора.

4.2. Директор по персоналу с учетом обмена мнениями составляет списки резерва по установленной форме (приложение 1) с указанием сроков нахождения в резерве и сроков его подготовки.

Статья 5. Система подготовки резерва руководителей

Основными методами изучения специалистов, которые состоят в резерве, являются:

- изучение и оценка специалиста путем личного общения с ним в том числе применяя метод структурированного интервью.

- оценка специалиста за период его учебы и стажировки в группе резерва (в том числе в школе резерва и обучения в институтах и на курсах повышения квалификации).

- изучение и оценка специалиста путем получения о нем отзыва его непосредственных начальников и подчиненных, руководителей смежных служб, коллег. Для более точной и объективной оценки рекомендуется применять Метод экспертных оценок личности и деятельности специалиста.

- оценка специалиста по итогам производственной деятельности того участка, которым он руководит.

- проверка выполнения специалистом отдельных производственных заданий и своих служебных обязанностей и оценка его производственной деятельности.

- проведение аттестации руководящих работников и специалистов, состоящих в резерве и получение на них заключений рекомендаций аттестационных комиссий.

- психологическое тестирование и получение психологического портрета личности.

5.1. Подготовка резерва руководящих работников на предприятиях в процессе производственной деятельности.

5.1.1. Одной из форм воспитания и обучения резерва руководителей является планомерное перемещение и продвижение специалистов, состоящих в резерве, на различные руководящие и инженерно-технические должности с целью приобретения ими необходимых знаний и опыта работы.

5.1.2. Для выработки у специалиста необходимых качеств будущего руководителя составляется индивидуальный план-график его подготовки. В этом плане предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению специалистом необходимых технических и экономических знаний, по освоению им характеру работы отдельных участков и служб предприятия, по выработке умения и навыков руководства современным производством, а также по устранению у специалиста отдельных недостатков.

В целях ускорения подготовки специалистов, состоящих в резерве, целесообразно:

- производить временное замещение должностей руководителей на период их отсутствия специалистами из числа резерва на данную должность, с целью получения ими необходимого опыта руководящей работы;

- давать задания по решению отдельных производственных, технических, экономических и других вопросов для приобретения необходимых знаний и опыта, а также изучения их потенциальных возможностей на руководящей работе;

- практиковать командирование специалистов для участия в работе научно-технических совещаний, семинаров, конференций с целью ознакомления с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники;

- проводить систематическую техническую учебу на предприятии с руководящим составом и специалистами с целью повышения их квалификации;

- привлекать специалистов к работе в общественных мероприятиях с целью приобретения ими опыта и навыков в проведении организационной и воспитательной работы с кадрами

Статья 6. Оценка деятельности специалистов, состоящих в резерве, порядок пересмотра и пополнения состава резерва.

Изучение специалистов, состоящих в резерве для выдвижения на руководящие должности, проводится на протяжении всего времени нахождения их в составе резерва. Результаты этого изучения рекомендуется систематически отражать в листах учета деятельности специалистов, состоящих в резерве (в свободной форме), накапливая в них характеризующие данные.

В этих листах отмечаются итоги производственной деятельности специалиста и выполнение им отдельных заданий и поучений, эффективность его труда, результаты обучения в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов, на факультетах и институтах менеджмента и управления, в школах резерва предприятий, отзывы об участии в работе научно-технических совещаний и конференций, а также в общественной работе, рекомендации аттестационной комиссии, заключение по временному замещению должностей руководителя на период его отсутствия и т .д.

Ежегодно в IV квартале на предприятии проводится анализ состава резерва, и всем специалистам, состоящим в резерве, дается оценка их деятельности за прошедший год.

В процессе анализа и оценки резерва рассматриваются технический уровень подготовки каждого специалиста, опыт его работы на производстве, возраст и другие данные; определяются его способности и потенциальные возможности, умение работать с людьми и руководить коллективом, степень подготовленности к выдвижению на руководящую работу. По результатам оценки деятельности специалиста, состоящего в резерве, к выдвижению на руководящую работу намечаются мероприятия по его обучению и воспитанию. Специалисты, в силу различных причин показавшие отсутствие данных к руководящей работе или отрицательно проявившие себя в моральном аспекте, из состава резерва исключаются.

Для исключения из резерва номенклатуры Предприятия руководителем направления делается представление директору по персоналу, в котором указываются мотивы исключения специалиста из состава резерва.

Состав резерва пополняется другими специалистами, подобранными из числа молодых и перспективных работников предприятия. По состоянию на 1 апреля каждого года на предприятиях подводятся итоги работы по пересмотру состава резерва и к 20 апреля представляются в порядке, предусмотренном в разделе IV настоящего Положения, следующие материалы:

- списки резерва по прилагаемой форме (приложение 1), подписанные руководителем предприятия в одном экземпляре;

- характеристики на всех специалистов, состоящих в резерве, с оценкой их деятельности за прошедший год, подписанные руководителем предприятия в одном экземпляре.

Кроме того, на специалистов, вновь включаемых в состав резерва, представляются:

биографические справки с фотокарточками (приложение 2), подписанные заместителем/помощником/ руководителя по кадрам или начальником отдела кадров в одном экземпляре.

Назначение на руководящие должности производится, как правило, из числа специалистов, состоящих в резерве для выдвижения на руководящую работу.

Приложение 1

Утверждаю

_____________ ФИО руководителя

"___" ______________20__г.

СПИСОК КАНДИДАТОВ для включения в кадровый резерв

Резервируемая должность

ФИО кандидата

 

 

Должность

 

 

Дирекция

 

 

Приложение №

 

 

Резервируемая должность

ФИО кандидата

 

 

Должность

 

 

Дирекция

 

 

Приложение №

 

 

Резервируемая должность

ФИО кандидата

 

 

Должность

 

 

Дирекция

 

 

Приложение №

 

 

Резервируемая должность

ФИО кандидата

 

 

Должность

 

 

Дирекция

 

 

Приложение №

 

 

Должность сотрудника службы персонала

 

 

 

 

подпись

расшифровка подписи

Приложение 2

СПРАВКА

Место для

фото

 

 

Г-н ФИО представляется на утверждение в резерв на должность директора

 

"

 

". С

 

г. работает

 

.

 

 

Год рождения

 

г. Место рождения г.

 

 

 

Окончил

 

 

 

 

в

 

г.

 

Специальность по образованию

 

 

 

Какими иностранными языками владеет -

 

 

Работа в прошлом:

 

 

 

 

 

 

Должность

Подпись

ФИО

 

"

 

"

 

20

 

год

Приложение 3

Утверждаю

_____________ ФИО руководителя

"___" ______________20__г.

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЫ РЕЗЕРВА

Школы резерва на предприятиях являются одной из форм подготовки кадров руководителей. Обучение может проводится как на базе высших учебных заведений, так и на учебной базе предприятия с привлечением преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава этих учебных заведений.

Подготовка резерва на замещение должностей, как правило, в школах резерва предприятий.

Обучение специалистов в школах резерва имеет следующие цели:

- дать слушателям необходимые знания в области экономики, научной организации труда и управления производством;

- научить слушателей анализировать производственную обстановку и принимать самостоятельные правильные решения;

- ознакомить слушателей с передовым опытом руководства и методами работы с коллективом.

Обучение в школах резерва имеет также своей целью проверку и изучение личных качеств специалистов, и выявление наиболее способных и перспективных из них для выдвижения на руководящую работу. Общее руководство школой резерва осуществляется руководителем предприятия. Организационное руководство работой школы резерва возлагается на директора по персоналу. Отдел обучения персонала обеспечивает организацию и проведение занятий в школе резерва.

Методическое руководство работой школы резерва на предприятии, обобщение и распространение положительного опыта их работы осуществляется созданной из числа руководителей и ведущих специалистов комиссией предприятия.

2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ШКОЛЫ РЕЗЕРВА

Школа резерва комплектуется из числа руководящих работников и специалистов предприятия до 40 лет, имеющих высшее образование, положительно проявивших себя на практической работе и рекомендованных для выдвижения на руководящие должности. Подбор кандидатов для обучения в школах резерва производится в дирекциях, отделах, лабораториях, службах в соответствии с указаниями руководителя предприятия.

На лиц, рекомендуемых для обучения в школах резерва, на имя руководителя предприятия представляется ходатайство и характеристика. Зачисление в школу резерва производится в соответствии с планом повышения квалификации и подготовки резерва приказом руководителя предприятия для групп, занимающихся на предприятии, и приказом директора Учебного заведения, если обучение производится на его базе.

Комплектование учебных групп производится с учетом назначения подготовливаемого резерва. Число слушателей не должно превышать 20-25 человек. На крупных предприятиях могут создаваться несколько групп слушателей с учетом их специализации и характером будущей деятельности.

Слушатели школ резерва имеют право: в установленном порядке пользоваться материалами, касающимся деятельности предприятия, для подготовки к занятиям и выполнения заданий в соответствии с программой обучения; получать консультации руководящих работников и специалистов предприятия при выполнении различного рода учебных заданий.

Слушатели школ резерва обязаны: аккуратно посещать занятия и в установленные сроки выполнять все учебные задания; систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками.

Слушатели, успешно выполнившие учебный план обучения, а также выпускную работу, получают удостоверение об окончании школы резерва прилагается.

По окончании школы резерва на каждого слушателя составляется характеристика, в которой отражаются результаты его обучения и изучения личных качеств, и даются рекомендации о его дальнейшем использовании. Характеристика хранится в его личном деле.

3. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ РЕЗЕРВА

Группы резерва номенклатуры директора предприятия обучаются по учебным планам и программам, разработанными Институтами повышения квалификации и утвержденными Управлением кадров и учебных заведений.

Занятия в школах резерва должны предусматривать как аудиторные занятия со слушателями /лекции, семинары, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры и др./, выездные занятия на конкретные предприятия, самостоятельную работу над учебным материалом / домашние задания, выпускные работы/.

Обучение слушателей должно проводиться в активной форме путем обсуждения, собеседования, дискуссий по изучаемым вопросам и обеспечивать слушателям развитие навыков по руководству производством и выработку необходимых качеств руководителя.

В школах резерва обучение проводится в следующих основных видах: практические занятия и семинары, лекции, консультации, социально-психологический тренинг, домашние задания и самостоятельные работы, курсовые работы, посещение предприятий, стажировка в должности, выпускная работа. Срок обучения в школах резерва устанавливается обычно до двух лет. Весь срок обучения делится на годы обучения при продолжительности учебного года 6-10 месяцев. Учебный год разбивается на два равных семестра с перерывами между ними 2-4 недели. Занятия в школах резерва могут проводиться без отрыва от производства и с частичным отрывом от производства. Обычно в школах резерва устанавливается следующий режим занятий:

- без отрыва от производства 4-6 часов в неделю;

- с частичным отрывом от производства 1 день 8 учебных часов раз в две недели;

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем предприятия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль