Оплата труда: условия оплаты в бюджетных учреждениях

17

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ были заложены правовые основы реформирования сети бюджетных учреждений и установлен срок его завершения – 01.07.2012. В результате этой реформы все бюджетные учреждения должны быть разделены на три типа – казенные, бюджетные (но с иным статусом) и автономные.

Автономные и изменившие свой статус бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять систему оплаты труда своих работников, что обуславливается, прежде всего, предоставлением им широчайших полномочий по использованию выделенных в установленном порядке средств (за исключением отдельных из них). При этом направления использования средств, полученных учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, а также заработанных вне рамок задания, должны быть закреплены в плане финансово-хозяйственной деятельности.

В отличие от автономных учреждений и бюджетных учреждений, казенные учреждения менее самостоятельны в использовании бюджетных средств, выделенных им на содержание. Они не вправе отходить от той системы заработной платы, которая определяется требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

Важно

Любые изменения ранее принятой в учреждении системы заработной платы должны повлечь за собой обязательное письменное предупреждение сотрудников, внесение изменений в заключенные с ними трудовые договоры и т. д.

Ответ на вопрос, до каких пределов преобразованные (изменившие тип) бюджетные учреждения и автономные учреждения вправе менять ранее принятую систему оплаты труда, содержится в ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которой системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Если отталкиваться от соответствующих нормативных правовых актов, то для работников преобразованных бюджетных учреждений до сих пор предусматривается применение новых систем оплаты труда (НСОТ). Их базовые положения закреплены в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которой законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". В свою очередь, применение базовых положений НСОТ на уровне субъектов РФ и местных органов власти закреплено в Единых рекомендациях и иных нормативных правовых актах.

Соответственно, до тех пор, пока из документов, определяющих применение НСОТ, не будут исключены слова "бюджетные учреждения", преобразованные бюджетные учреждения обязаны учитывать необходимость применения базовых окладов, профессиональных квалификационных групп работников и иные аспекты НСОТ. Вместе с тем, применение НСОТ ни в коей мере не ущемляет права "новых" бюджетных учреждений и не ограничивает их возможности. Объясняется это тем, что оклады своих работников учреждения вправе определять самостоятельно (но не ниже базовых), размеры дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат также можно устанавливать своими документами и т. д.

На необходимость применения базовых принципов НСОТ указывают также последние изменения действующего законодательства. В новой редакции, в частности, подлежат применению следующие документы:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 27.11.2008 № 666н "Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера" (ред. от 17.09.2010 № 810н);

  • приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н);

  • приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н).

Учреждения, финансовое обеспечение которых осуществляется из регионального или местного бюджета, при построении системы оплаты труда своих работников должны также руководствоваться нормативными правовыми актами, изданными соответствующими органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Некоторые учреждения применяют НСОТ, внедренные на федеральном уровне, а некоторые – до сих пор определяют заработную плату своих сотрудников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль