Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

9

Воробьев И.А.

советник руководителя Федеральной службы по труду и занятости

1. Нормы комментируемой ст. 365 ТК РФ основаны на положениях ст. 5 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда (1947 г.), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде" (далее – Конвенция об инспекции труда), которая предписывает органам власти присоединившихся к Конвенции стран принимать меры по содействию эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, − с другой, а также сотрудничеству служб инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Международный опыт осуществления надзора и контроля в трудовой сфере свидетельствует, что эффективность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде может быть обеспечена исключительно на основе координации действий всех государственных и негосударственных структур, осуществляющих данные функции. Именно этим объясняется установленный в комментируемой статье ТК РФ принцип взаимодействия органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В порядке реализации положений Конвенции об инспекции труда в соответствии со ст. 4 − 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации в соответствующей сфере контроля отнесена к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

2. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется другими уполномоченными органами государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности. Кроме того, деятельность органов государственного надзора и контроля дополняется системой общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства о труде.

В этой связи в Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, установлено, что территориальные органы службы по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации) взаимодействуют с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

3. Общий порядок и формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти установлены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (далее – Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти).

В соответствии с разд. 12 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях наиболее эффективного и согласованного решения определенного круга задач заинтересованными органами исполнительной власти на представительной основе могут образовываться координационные органы (межведомственные комиссии или организационные комитеты). В состав указанных координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.

4. Взаимодействие федеральной инспекции труда с другими органами исполнительной власти и органами общественного контроля осуществляется, как правило, в формах обмена информацией, проведения совместных проверок, как плановых, так и по конкретным обращениям, обсуждения практики применения законодательства о труде, совместных образовательных программ и т. д.

Анализ практики работы Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по надзору за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда) позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия:

обмен информацией о состоянии законности в сфере труда;

разработка мероприятий по проведению совместных проверок;

расследование несчастных случаев на производстве и разработка предложений по их профилактике;

проведение совместного анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений для разработки мероприятий по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

профилактическое информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирование общественности о выявленных в организациях нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обобщение практики применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка предложений по их совершенствованию.

Взаимодействие осуществляется на основе соблюдения законности, равенства всех надзорно-контрольных органов, самостоятельности каждого надзорно-контрольного органа в пределах предоставленной ему компетенции, гласности в том объеме, в котором это не противоречит охраняемым законом интересам и правам субъектов правоотношений, а также государственной, служебной и коммерческой тайне, ответственности руководителей каждого надзорно-контрольного органа за выполнение согласованных решений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль