Статья 178. Выходные пособия

27

Кучма М.И.

канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, заслуженный юрист РФ

1. Содержание ст. 178 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) показывает: выходное пособие выплачивается в двух вариантах – в размере среднего месячного заработка и в размере двухнедельного среднего заработка.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка полагается тем, кто уволен в связи с ликвидацией работодателя, сокращением численности или штата работников, а также при прекращении трудового договора в случаях, указанных в ч. 1 ст. 84 ТК РФ (вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора не по вине работника).

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка "привязано" к шести основаниям прекращения трудового договора. К числу таких оснований, бывших и в первоначальной редакции ст. 178 ТК РФ, относятся:

–призыв работника на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);

–восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);

–отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

С октября 2006 г. к ним были добавлены:

–отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданном в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);

–отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);

–признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Отсутствие в перечне оснований расторжения трудового договора, при которых выплачивается выходное пособие, такого основания, как "несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению данной работы", обусловлено исключением этого основания из ч. 1 ст. 81 ТК РФ (кстати сказать, все остальные изменения в содержании ст. 173 ТК РФ относительно выплаты выходного пособия произошли также в связи с корректировкой статей 77, 81 и 83 ТК РФ).

Следует обратить внимание на ч. 4 ст. 178 ТК РФ, предусматривающую возможность в трудовом договоре или в коллективном договоре определять другие случаи выплаты выходных пособий, а также повышать размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

2. При увольнении совместителей выходное пособие выплачивается на общих основаниях, поскольку это вытекает из ч. 2 ст. 287 ТК РФ.

3. В соответствии со ст. 855 ГК РФ, п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда относятся ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов к предприятию-должнику. На основании ст. 136 Закона о банкротстве при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

4. При взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в пользу работника, восстановленного на прежней работе, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

5. Из ч. 2 ст. 178 ТК РФ следует, что среднемесячный заработок за работниками, уволенными по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия. Средний заработок в течение третьего месяца сохраняется за уволенным работником при соблюдении следующих условий:

1) работник в течение двух недель со дня увольнения обратился в органы службы занятости населения и не был ими трудоустроен;

2) есть соответствующее решение органа службы занятости населения.

Сложилась определенная практика по данному вопросу.

Решение органа службы занятости населения представляет собой справку о своевременности обращения уволенного работника к ним с целью поиска работы, о том, что работник был в установленном законом порядке признан безработным и что за истекший период ему не смогли подыскать подходящую работу. Понятие "подходящая работа" для безработных граждан дано в ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон о занятости). Какого-либо другого механизма вынесения решения органами службы занятости о выплате безработному заработка за третий месяц ни в одном из нормативных правовых актов не содержится.

Течение двухнедельного срока, в пределах которого уволенный работник должен встать на учет в органы службы занятости, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений (дня увольнения). В двухнедельный срок включаются и нерабочие дни (см. ст. 14ТК РФ и комментарий к ней).

В ч. 2 ст. 178 ТК РФ установлено правило о выплате среднего заработка за третий месяц в исключительных случаях. На деле же получается, что органы службы занятости соответствующие справки выдают всем, кому не в состоянии подобрать подходящую работу, а работодатель, получивший такую справку, выплачивает средний заработок, не оспаривая ее выдачу.

В периодической печати государственным инспектором труда была высказана следующая точка зрения: поскольку пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных (а только лишь в качестве граждан, ищущих работу), и они уже социально защищены государством посредством назначения им пенсии, то служба занятости не должна принимать в отношении них решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

На этот счет есть и иное мнение, исходящее из управлений государственной службы занятости населения по Московской и Нижегородской областям: ТК РФ не связывает достижение определенного возраста с ограничением в гарантиях и компенсациях, предусмотренных для всех работников без исключения. Отсутствие возможности присвоения пенсионерам статуса безработного не лишает данную категорию граждан возможности обращения в органы службы занятости с целью поиска работы и регистрации их в качестве ищущих работу. Органы службы занятости не вправе отказать им в выдаче справки, подтверждающей факт поиска подходящей работы и невозможности трудоустроиться в трехмесячный срок со дня увольнения. Такая справка констатирует обстоятельства, при наличии которых может быть реализовано право гражданина, предусмотренное ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

Статья 178 ТК РФ предусматривает не "меры социальной защиты безработных", а гарантии и компенсации работникам в связи с расторжением трудового договора.

Вторая точка зрения представляется нам более обоснованной. К сожалению, до настоящего времени неоднозначное решение данного вопроса встречается в судебной практике.

Одни суды считают, что положение ч. 2 ст. 178 ТК РФ о сохранении среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца на пенсионеров не распространяется. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.2007 № А54-2967/2006 суд сделал вывод: положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, поскольку предусмотренная в указанной части выплата является мерой социальной защиты безработных, а согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости пенсионеры не могут быть признаны безработными, ведь такие граждане уже социально защищены посредством назначения пенсии.

Другие суды придерживаются иной точки зрения: гарантии, предусмотренные в ст. 178 ТК РФ, распространяются на пенсионеров без ограничений. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 № А43-4154/2007-9-174 обращено внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о занятости всем работникам при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

О единовременной выплате среднего заработка сразу за три месяца см. 181 ТК РФ и комментарий к ней.

6. Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением штата или численности работников и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенными в период, когда по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с учетом выходного пособия), пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода (п. 4 ст. 31 Закона о занятости).

7. Более длительные сроки сохранения средней заработной платы в период трудоустройства предусмотрены в ст. 318 ТК РФ для работающих в северных регионах страны (см. п. 1 комментария к ст. 318 ТК РФ), и в ст. 375 ТК для освобожденных профсоюзных работников.

8. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, при высвобождении в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, ликвидацией предприятий (объектов) сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на шесть месяцев средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании").

9. При поступлении на работу лица, которому полагается средний заработок, он выплачивается работнику за фактическое количество дней нетрудоустройства с зачетом выходного пособия.

10. Иная ситуация с высвобожденными государственными служащими. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа, его реорганизацией, изменением структуры или сокращением штата государственному служащему выплачивается сумма в размере его четырехмесячного денежного содержания; выходное пособие при этом отдельно не выплачивается (п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

11. Работникам воинских частей, высвобождаемым в связи с выводом войск с территории государств – бывших союзных республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность, средняя заработная плата за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении (п. 2 Указа Президента РФ от 07.09.1992 № 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций").

12. Ушедшему или удаленному в отставку судье выходное пособие выплачивается из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 6-кратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки (ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

13. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 05.11.1991 № 585 "Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР", письмом Минфина России от 22.06.1992 № 42, приказом Минобороны России от 11.07.2002 № 265 установлено следующее: женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории России, выплачивать по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР (п. 1). Такое выходное пособие выплачивается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и предусмотренных в сводной смете расходов Минобороны России на обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей (п. 3). Военнослужащим выдаются справки по установленной форме о перемещении к новому месту военной службы в другую местность для представления по месту работы их жен.

14. Работнику, заключившему трудовой договор на срок до 2 месяцев, выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 292 ТК РФ).

15. При увольнении работников, занятых на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 296 ТК РФ).

16. Выходное пособие выплачивается работнику в день увольнения, которым является последний день работы (ст. 140, ст. 77 ТК РФ).

17. В последней части ст. 178 ТК РФ сказано, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Поскольку в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, суммы выходных пособий иногда повышаются, возник вопрос о налогообложении "сверхнормативных" сумм. На этот счет показательно письмо Минфина России от 13.05.2008 № 03-03-06/1/305, в котором сказано следующее: в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Учитывая изложенное, в случае если трудовым договором предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, то, по мнению Минфина России, такие расходы могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

18. Спорным является вопрос по поводу сохранения среднего заработка за второй и третий месяц нетрудоустройства за уволенным совместителем.

Распространена следующая точка зрения. В случае увольнения работника-совместителя с работы по совместительству средний месячный заработок "на период трудоустройства" за второй и третий месяцы за ним не сохраняется. Само понятие совместительства (выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время) предполагает, что в случае высвобождения с совмещаемой работы гражданин не остается без заработка, поскольку трудоустроен по основному месту работы. Отметим, что это мнение не бесспорно.

19. Части 1 – 3 комментируемой статьи предусматривает обязательные случаи выплаты работнику выходного пособия при увольнении. При прекращении трудового договора по соглашению сторон сложилась практика выплаты работнику денежных сумм.

При этом следует отметить, что п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ  (прекращение трудового договора по соглашению сторон) не предусматривает выплату каких-либо обязательных компенсаций, в связи с чем правовая природа таких выплат, равно как и их размер стали предметом дискуссий. Так, некоторые работодатели не никак не конкретизируют, какова правовая природа денежных выплат при соглашении сторон, другие, опираясь на положения ч. 4 ст. 178 ТК РФ называют эти суммы выходным пособием, установленным трудовым или коллективным договором. Возможность договорного регулирования выплаты выходного пособия работнику при увольнении выгодна как работнику, так и работодателю.

Для работника повышенный размер выходного пособия означает возможность более уверенно чувствовать себя в период после увольнения, возможность спокойно искать работу в соответствии с имеющейся квалификацией.

Для работодателя – выплата выходного пособия в повышенном размере означает возможность избежать споров и конфликтов, мирного урегулирования разногласий.

До настоящего времени размер повышенных выходных пособий не ограничивался максимальными размерами. Однако в соответствии со ст. 349.3 ТК РФ для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий размер выходных пособий, устанавливаемых трудовым договором, не может превышать трехкратного среднего месячного заработка.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль