Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

21

Кучма М.И.

канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, заслуженный юрист РФ

1. Вопросы, относящиеся к оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений, были выделены в ТК РФ в отдельную статью Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Это было сделано в связи с принятием решения о реформе оплаты труда в бюджетной сфере. Статья 144 ТК РФ явилась правовой основой для принятия новых нормативных правовых документов по реорганизации оплаты труда, часть которых упомянута в п. 6 комментария к ст. 143 ТК РФ. Именно на ст. 144 ТК РФ содержится отсылка во многих постановлениях Правительства РФ и приказах Минздравсоцразвития России, принятых по рассматриваемым вопросам.

2. Гражданским кодексом РФ учреждения отнесены к некоммерческим организациям. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 ст. 120 ГК РФ). Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В статье 144 ТК РФ речь идет об оплате работников только государственных и муниципальных учреждений.

3. Обозначим три группы вопросов, которым уделено внимание в ст. 144 ТК РФ:

установление систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях (ч. 1 и 5 ст. 144 ТК РФ) – см. п. 4 комментария к данной статье;

порядок установления и финансового обеспечения базовых окладов, базовых ставок заработной платы и их финансовое обеспечение (ч. 2, 3, 4 ст. 144 ТК РФ) – см. п. 5 комментария к данной статье;

как формируются профессиональные квалификационные группы работников, для которых устанавливаются базовые оклады и базовые ставки заработной платы (ч. 6 и 7 ст. 144 ТК РФ) – см. п. 6 комментария к данной статье.

4. Применительно ко всем государственным и муниципальным учреждениям ст. 144 ТК РФ (ч. 1) называет одинаковые документы, в которых устанавливаются системы оплаты труда – коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. Разница только в том, какими нормативными правовыми актами должны руководствоваться учреждения, устанавливая системы оплаты труда. Федеральные государственные учреждения должны руководствоваться законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня, государственные учреждения субъектов РФ – актами не только федерального уровня, но и субъектов РФ, муниципальные учреждения – нормативными правовыми актами и федерального уровня, и субъектов РФ, и органов местного самоуправления.

Часть 5 ст. 144 ТК РФ дополняет перечень документов, которыми следует руководствоваться при установлении систем оплаты труда, – это ЕТКС, ЕКС, профессиональные стандарты и Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулирование социально-трудовых отношений (РТК). Должны учитываться также государственные гарантии оплат труда и мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

При сравнении ч. 5 ст. 144 и ч. 9 ст. 143 ТК РФ видно, что применительно к установлению систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях дополнительно упоминаются рекомендации РТК и учет мнения профсоюзов и объединений работодателей.

Правовой основой формирования и деятельности РТК является Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее – Закон о РТК) и Порядок обеспечения ее деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.11.1999 № 1229.

О государственных гарантиях оплаты труда см. 130ТК РФ и комментарий к ней.

Порядок учета мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей специально в законодательстве не определен. В настоящее время их мнение высказывают направленные ими представители в РТК (ст. 2, 3, 5 Закона о РТК).

5. Базовые оклады и базовые ставки заработной платы – новые понятия в сфере трудового права. Их определение содержится в ст. 129ТК РФ.

Как следует из ч. 2 ст. 144 ТК РФ, право определять базовые оклады и ставки заработной платы передано Правительству РФ, а обязанность их финансового обеспечения возложена на бюджеты различных уровней (см. ч. 4 ст. 144 ТК РФ). До настоящего времени базовые оклады и базовые ставки заработной платы не установлены. Появились так называемые "начальные", "исходные" оклады, которые согласно п. 3Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Постановление об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений) (см. ст. 143 ТК РФ и п. 6 комментария к ней) устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации работников. Для этой цели утверждены профессиональные квалификационные группы (ПКГ).

6. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам". При формировании ПКГ было учтено, что профессии рабочих и (или) должности служащих, входящих в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего. Возможно отнесение одной и той же профессии рабочего или должности служащего к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, стажем работы и другими документами и сведениями. Профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные группы с учетом вида экономической деятельности.

7. Согласно ч. 7 ст. 144 ТК РФ не только критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, но и сами эти группы утверждаются Минздравсоцразвития России.

Анализ пятидесяти приказов Минздравсоцразвития России, которыми утверждались ПКГ, показал следующее.

Количество ПКГ по направлениям экономической деятельности – от двух до четырех. Максимальное количество ПКГ, например, установлено для работников телевидения (радиовещания), печатных средств массовой информации, лесного хозяйства, физической культуры и спорта, медицинских и фармацевтических работников и т. д. Если вместо четырех утверждены три ПКГ, то чаще всего отсутствует первая группа, включающая должности, для занятия которых не требуется специальное профессиональное образование (их могут занять лица со школьным образованием). Так, сразу со второго уровня начинается градация должностей работников: сферы научных исследований и разработок; осуществляющих пробирный надзор; выполняющих работу по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов. Бывает, что нет какой-то промежуточной группы (например, для должностей работников ведомственной охраны Минфина России не введена ПКГ третьего уровня). Всего две ПКГ (второго и третьего уровня) установлены для должностей работников, осуществляющих производственную деятельность в системе Гохрана России.

В пределах одной ПКГ может быть разное количество квалификационных уровней (максимум – шесть). В совокупности число квалификационных уровней в пределах одного направления экономической деятельности колеблется от одного до четырнадцати (например, у работников Гидрометеорологической службы 1 уровень в первой ПКГ, 4 – во второй ПКГ, 5 – в третей ПКГ и 4 – в четвертой ПКГ).

Бывает, что ПКГ не разбиваются на квалификационные уровни. Такие три ПКГ есть у работников культуры, искусства кинематографии.

8. Отдельно следует обратить внимание на профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих и общеотраслевых профессий рабочих, которые утверждены приказами Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н и № 248н соответственно.

Для общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих установлены 4 ПКГ, в каждой из которых идет разбивка должностей еще на несколько квалификационных уровней. В первой группе таких квалификационных уровней 2, во второй – 5, в третьей – 5, в четвертой – 4. Например, в профессиональную квалификационную группу общеотраслевых должностей служащих первого уровня попали: делопроизводитель, кассир, машинистка, счетовод, табельщик, экспедитор и др. Если эти должности идут с наименованием "старший", то они уже имеют второй квалификационный уровень в пределах первой квалификационной группы.

Другой пример. Во второй ПКГ есть коммерческий, страховой, торговый агенты, агент по продаже недвижимости, техники, товаровед, художник, инспектор по кадрам и др. Если по каким-то из названных должностей установлена вторая внутридолжностная категория или устанавливается производное должностное наименование "старший", то эта должность имеет уже 2 квалификационный уровень; если установлена первая категория, то должность входит уже в 3 квалификационный уровень; если к наименованию должности добавляется слово "ведущий", то это уже 4 квалификационный уровень. На 5 квалификационном уровне второй ПКГ находятся начальники гаража, ремонтного цеха, начальник (заведующий) мастерской, начальник смены (участка), начальник цеха (участка).

Самый высокий квалификационный уровень у директора (начальника, заведующего) филиала, другого обособленного структурного подразделения: он включен в 3 квалификационный уровень четвертой ПКГ.

9. Общеотраслевые профессии рабочих разбиты на две профессиональные квалификационные группы в первую очередь с учетом присвоения квалификационных разрядов. Например, профессии рабочих, по которым предусмотрено присвоение 1, 2, и 3 квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", включены в первую ПКГ; наименования профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 4–8 квалификационных разрядов, находим во второй ПКГ. Кроме того, при разбивке по квалификационным уровням учтено добавление к профессии рабочего слова "старший", выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных работ) и ряд иных факторов.

В первой ПКГ есть 2 , во второй – 4 квалификационных уровня.

10. Федеральными министерствами и ведомствами в течение 2008–2010 гг. разрабатывались примерные положения об условиях оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций, находящихся в их подчинении. Анализ более двухсот приказов министерств и ведомств показал, что их рекомендации весьма разнообразны. С учетом профессиональных квалификационных групп по различным направлениям экономической деятельности (см. пп. 7 – 9 комментария к данной статье) министерства и ведомства называли оклады, которые следовало бы положить в основу формирования заработной платы работников (см. п. 11 комментария к данной статье), рекомендуемые повышающие коэффициенты к окладам (см. п. 12 комментария к данной статье), виды стимулирующих выплат (см. п. 13 комментария к данной статье) и выплат компенсационного характера (см. п. 14 комментария к данной статье).

Рассматриваемые документы министерств и ведомств в одних случаях именуются примерными положениями об оплате труда, в других – носят названия "Условия оплаты труда", в третьих – примерные положения об оплате труда представлены в виде приложений к приказам о введении новых условий оплаты труда. Некоторые ведомственные документы весьма подробные (см., например, приказ Роспотребнадзора от 14.08.2008 № 285), в других – весьма схематично изложены положения, на которые следовало бы ориентироваться подведомственным учреждениям (см. приказ Росрегистрации от 25.02.2010 № П/72). Бюджетным организациям в субъектах РФ и муниципальным учреждениям следует внимательно изучить соответствующие нормативные акты министерств и ведомств, поскольку РТК рекомендует их использовать в качестве ориентиров при разработке своих положений об оплате труда. В то же время руководителям бюджетных учреждений необходимо принять во внимание, что документы министерств и ведомств имеют всего лишь рекомендательный характер и содержащиеся в них предложения далеко не всегда безупречны.

11. Диапазон размеров рекомендуемых министерствами и ведомствами окладов – от 1200 руб. до 7000 руб. Вызывают удивление оклады, которые значительно ниже минимального размера оплаты труда. Выбирая суммы начальных окладов, все-таки следует помнить, что в структуре заработной платы они должны составлять не менее 50%.

12. Коэффициенты, повышающие размеры окладов, стали составной частью механизма определения заработной платы работников бюджетных учреждений. В документах министерств и ведомств "повышающие коэффициенты к окладам" имеют несколько разновидностей, их число колеблется от двух до пяти.

Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности используется для того, чтобы не было одинаковой оплаты труда у работников, должности которых попали в разные квалификационные уровни одной и той же ПКГ. Как правило, такой коэффициент колеблется от 0,05 до 2,0. За пределы указанных значений он, например, выходит в приказе Ростехнадзора от 26.11.2008 № 925 "О введении Условий оплаты труда работников территориальных органов Ростехнадзора, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (его размер 0,3 – 2,5).

Применительно к персональному повышающему коэффициенту обычно указывается верхний предел, лишь Федеральная регистрационная служба установила его минимум – 0,5.

Повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению) учитывает территориальное расположение учреждения (в сельской местности, в городах Москва и Санкт-Петербург), но применяется редко.

Пятый повышающий коэффициент упоминается в рекомендациях лишь некоторых ведомств и выступает под разными названиями – за квалификационные категории, за выполнение важных (особо важных) производственных заданий и др.

13. Порядок введения премирования, установления доплат, надбавок и других стимулирующих выплат в бюджетных организациях ранее был определен в ч. 2 ст. 144 ТК РФ. Практически он остался прежним и после изменения редакции ст. 144 ТК Федеральными законами от 30.06.2006 № 90-ФЗ, 20.04.2007 № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", 18.10.2007 № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

В организациях, финансируемых из федерального бюджета, они устанавливаются Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъектов РФ, – органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2010 № 810н он теперь именуется Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях). В нем указаны:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

В утратившем силу разъяснении Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 обращалось внимание на то, что такие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, на поощрение за выполненную работу.

Указанные в Перечне выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

14. В Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.12. 2007 № 822, включены:

выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (см. ст. 147 ТК РФ и комментарий к ней);

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (см. ст. 148, 316 и 317 ТК РФ и комментарий к ним);

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в иных условиях, отклоняющихся от нормальных) (см. ст. 149ТК РФ и комментарий к ней);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (см. п. 17 комментария к данной статье).

15. В соответствии с п. 4 Положения от 05.08.2008, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ.

16. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников. В Рекомендациях по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 424н, обращается внимание на необходимость уведомления работников о введении новых систем оплаты труда в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения, оформлять трудовые договоры с работниками учреждения или дополнительные соглашения к ним. В качестве приложений даны примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору.

17. В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (ст. 4) должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размер надбавки – 10, 15, 20 и более процентов должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, понимается работа с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от ее продолжительности и периодичности в течение года. В случае незначительного поступления подобных документов в организацию следует ограничить число лиц, работающих с ними.

В настоящее время действуют Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90, и Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

Выплата процентной надбавки производится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации о работе должностного лица или иного работника на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы) со сведениями, составляющими государственную тайну соответствующей степени секретности, в силу должностных (функциональных) обязанностей. В приказе следует указывать: должность, фамилию, имя, отчество, номер, число, месяц, год получения карточки – допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке).

На практике часто возникает вопрос: следует ли выплачивать надбавку работнику в период нахождения его в отпуске, в командировке, временной нетрудоспособности? Выплаты, полагающиеся работнику в перечисленные периоды, составляют его средний заработок или часть его. При исчислении среднего заработка надбавка, о которой идет речь, принимается во внимание. Из этого следует, что дополнительно к производимым выплатам надбавку начислять не следует.

18. В целях обеспечения материальной поддержки ученых России существуют надбавки за ученые степени доктора наук и кандидата наук, устанавливаемые работникам, занимающим в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 06.07.1994 № 807 "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" надбавка за ученую степень кандидата наук составляет 3000 руб., доктора наук — 7000 руб.

19. О ежемесячных надбавках к должностному окладу лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, сказано в ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В указанной статье также предусмотрено, что гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

20. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.2001№ 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" федеральным государственным служащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим должности юридической специальности согласно штатному расписанию, устанавливаются ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы в процентах к должностному окладу (см., например, приказ Госгортехнадзора России от 25.12.2001 № 175 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. № 528", который называет размеры надбавок 50% и 70% оклада тем работникам, в основные служебные обязанности которых входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль