Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

41

Куренной А.М.

доктор юрид. наук, профессор, зав. кафедрой трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный юрист РФ

1. Статья 53 ТК РФ перечисляет основные формы участия работников в управлении организацией. Некоторые из них предусмотрены непосредственно в ТК РФ, остальные могут быть определены учредительными документами организации, коллективными договорами,соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Непосредственно в ТК РФ предусмотрены следующие формы участия работников в управлении организацией:

Форма 1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями.

Форма 2. Проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.

Форма 3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.

Форма 4. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию.

Форма 5. Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.

Форма 6. Участие в разработке и принятии коллективного договора, соглашений.

3. Кроме названных выше форм, могут на практике существовать и иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актам.

Выделение законодателем указанных форм участия работников в управлении организацией не отрицает возможности осуществления участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

4. Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решение по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем (непосредственно управлять организацией наряду с работодателем).

5. Рассматривая предложенные работодателем решения, представительные органы работников должны проверять их соответствие действующему законодательству и существующему в организации порядку подготовки и принятия подобных решений.

Последнее особенно актуально в отношении локальных нормативных актов организации, т. к. нарушение установленного порядка их принятия может привести к признанию их недействительными или отмене в судебном порядке (например, актов, принятых общим собранием акционеров).

6. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений.

7. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников.

Когда речь идет об учете мнения представителей работников, то возможны несколько вариантов:

Вариант 1. Необходимость учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Вариант 2. Необходимость учесть мнение представительного органа работников.

Вариант 3. Необходимость учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

8. Порядок учета мнения представительного органа работников закреплен законодательно (см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней) и не может быть произвольно изменен или проигнорирован работодателем.

9. Право работников на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

10. Приведенный в ст. 53 ТК РФ перечень вопросов, по которым работникам должна предоставляться информация, не является исчерпывающим, и представители работников должны стремиться к его расширению.

При этом они вправе руководствоваться положениями Рекомендации МОТ № 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967) (далее Рекомендации МОТ № 129). В ней, в частности, предусматривается, что предприниматели и их организации, а также трудящиеся и их организации должны в своих общих интересах признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний трудящихся. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальных условий трудящихся. С целью создания такой атмосферы администрация должна после консультации с представителями трудящихся принять соответствующие меры для применения эффективной политики связей с трудящимися и их представителями.

11. Эффективная политика связей должна обеспечивать такое положение, чтобы до принятия администрацией решения по важным вопросам работники должны быть проинформированы об этом и между заинтересованными сторонами происходили консультации, поскольку передача такой информации не причиняет ущерба ни одной из сторон.

12. Подробно рассматривается в Рекомендации МОТ № 129 и вопрос о характере информации, которая может быть предоставлена работникам. Так, предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам. Она должна по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, поскольку передача такой информации не причинит ущерба сторонам.

В частности, работодатель должен предоставлять информацию относительно следующих вопросов:

общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия;

возможности подготовки и дополнительного профессионального образования и перспективы продвижения по работе на предприятии;

общие условия труда;

правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;

социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т. д.);

системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии;

общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития;

разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение трудящихся на предприятии;

методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и трудящимися и их представителями – с другой.

13. На основании этого перечня профсоюзы и другие представительные органы работников должны разрабатывать и включать в коллективные договоры перечни информации, которая может быть затребована у работодателя.

14. Право на получение полной и объективной информации имеет большое значение при реализации правомочий по участию работников в управлении организацией, т. к., не обладая такой информацией, невозможно ни садиться за стол переговоров, ни предпринимать какие бы то ни было действия по защите интересов работников, ни разрабатывать стратегию и тактику профсоюзной работы.

15. Само по себе получение работниками и их представителями необходимой информации не означает, что работники тем самым участвуют в управлении организацией. На основании полученной информации представители работников вносят на рассмотрение органов управления организацией предложения о принятии тех или иных решений относительно проблем, затрагивающих интересы работников. Соответствующие представители имеют право участвовать в рассмотрении их предложений органами управления организацией. Участие в рассмотрении предложений, выдвинутых представителем работников, органом управления организацией, следует рассматривать в качестве формы участия работников в управлении организацией.

16. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

17. ТК РФ не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников и срок рассмотрения предложений, выдвинутых представителями работников. Данные сроки следует устанавливать на уровне работодателя в коллективном договоре, локальных нормативных актах, соглашениях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль