Единые рекомендации по оплате труда бюджетников – 2016

295
Системы оплаты труда в компаниях устанавливают работодатели. В бюджетных учреждениях для этого необходимо использовать Рекомендации, которые на каждый календарный год готовит и утверждает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Какие перспективы на 2016 г.?

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 Трудового кодекса РФ). А они, в свою очередь, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Системы оплаты труда в бюджетных организациях утверждаются с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на очередной календарный год. Такие рекомендации утверждаются вот уже 10 лет, учитываются при определении размеров финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и обеспечивают единый подход к регулированию заработной платы бюджетников.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЕДИНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

По идее, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна разрабатывать Единые рекомендации до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ч. 3 ст. 135 ТК РФ). На деле же этот документ появляется гораздо позже.

Важно

В трудовом договоре с работником бюджетного учреждения должны указываться три вида выплат:
 фиксированные;
 стимулирующие;
​• компенсационные.

ПРИМЕР

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год были утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 24 декабря 2014 г.

В конце ноября 2015 г., когда Правительство РФ вносило поправки и готовило ко второму чтению проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», о Единых рекомендациях было известно лишь, что проект документа «в высокой степени готовности» обсуждался на совещании Межведомственной рабочей группы в Минтруде России 23 сентября 2015 г.

На примере прошлого года отметим, что каких-то глобальных изменений в Единых рекомендациях на 2015 год по сравнению с 2014-м не произошло. Более того, многие положения этого документа практически дословно повторяются последние несколько лет. И это правильно с учетом общего курса на стабильность в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы и поэтапность проведения реформ.

Посмотрим, какие положения содержали Единые рекомендации на 2015 год. Большинство из них, скорее всего, будет включено и в Единые рекомендации на 2016-й.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Традиционно в Единые рекомендации включаются многие нормы федерального законодательства об оплате труда бюджетников. Зачем нужно об этом напоминать, раз нормы и так обязательны? К сожалению, практика свидетельствует о многочисленных нарушениях в этой сфере, причем со стороны органов власти всех уровней.

Обязательным требованиям законодательства посвящен раздел III Единых рекомендаций, в котором устанавливаются:

1. Гарантия выплаты минимального размера оплаты труда в соответствии с федеральным законом.

2. Обязательность включения в трудовой договор условий оплаты труда, в т. ч. всех составных частей заработной платы.

Для обозначения фиксированных размеров оплаты труда используется несколько терминов: «тарифная ставка», «оклад», «должностной оклад», «ставка заработной платы».

Тарифная ставка обозначает фиксированную часть заработной платы, которая рассчитывается с использованием тарифной сетки.

Оклад устанавливается рабочим, наименования профессий/специальностей которых включены в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих (утв.приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н).

Должностные оклады обычно применяются для расчета зарплаты служащих (например, преподавателей вузов).

Ставка заработной платы – это фиксированный размер оплаты труда отдельных педагогических работников за предусмотренную федеральным законодательством норму часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год).

Важно

Предельное соотношение средней зарплаты руководителя и сотрудников рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

НЕ УПУСТИТЕ ИЗ ВИДУ

Никакие выплаты компенсационного и стимулирующего характера включаться в фиксированную часть заработной платы не должны.

Например, в фиксированной части зарплаты преподавателя вуза не могут учитываться доплата за выполнение функций куратора студенческой группы, руководство НИР студентов, количество научных и учебно-методических публикаций и т. п.

3. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. При этом органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления вправе за счет средств своих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для сотрудников своих учреждений.

4. Размеры и условия предоставления повышенной оплаты работающим во вредных и (или) опасных условиях труда.

5. Необходимость применения профессиональных стандартов или квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА

В Единых рекомендациях особо подчеркивается, что при установлении и изменении систем оплаты труда в бюджетных учреждениях необходимо соблюдать:

  • указы Президента РФ в этой сфере;
  • различные программы и дорожные карты, направленные на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки.

Работники имеют право на изменение размера оплаты труда в случаях, когда он зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени. В различных ситуациях это право возникает:

  • либо со дня принятия решения (наступления события);
  • либо с момента представления соответствующего документа.

Оклады (должностные оклады) и ставки заработной платы устанавливаются в зависимости от сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп. То есть сложность выполняемых работ учитывается, только если должность не включена в определенную профессиональную группу. Сделано это для того, чтобы исключить возможность дублирования, поскольку при определении профессиональных групп сложность выполняемой работы уже учитывалась.

НА ЗАМЕТКУ

Вместо используемых в ТК РФ терминов «базовые оклады», «базовые должностные оклады», «базовые ставки заработной платы» необходимо применять понятия «минимальные оклады», «минимальные должностные оклады», «минимальные ставки заработной платы».

Запрещено использовать термины «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» в конкретных положениях об оплате труда работников учреждения и трудовых договорах. В локальных актах, утвержденных в организациях, и в договорах, заключенных с работниками, должны фиксироваться не минимальные, а точные размеры.

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ

Большое внимание в Единых рекомендациях уделяется разработке выплат, направленных на повышение эффективности работы, – стимулирующей части оплаты труда.

Чем могут руководствоваться учреждения при разработке показателей и критериев эффективности работы? Основным документом в этой области являются Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утв. приказом Минздрава России от 28.06.2013 № 421приказом Минтруда России от 01.07.2013 № 287 и приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920).

Принципы разработки показателей и критериев эффективности
1
Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда и зависеть от достижения коллективных результатов.
2
Предсказуемость: работник должен знать, как соотносится вознаграждение с результатами его труда и коллективными результатами.
3
Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда.
4
Своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результатов.
5
Прозрачность: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Кроме того, должна учитываться степень соответствия целевых показателей развития значениям, установленным в планах мероприятий по реализации дорожных карт.

Бюджетные ассигнования на увеличение фонда оплаты труда, предусмотренные в федеральном бюджете на очередной календарный год, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов и ставок заработной платы.

Таким образом, хотя важнейшей задачей государства остается повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, при повышении оплаты труда их работникам приоритет отдается фиксированным, а не стимулирующим выплатам. В перспективе в большинстве учреждений фиксированная часть зарплаты будет расти, а стимулирующая уменьшаться.

ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ

Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в Единых рекомендациях рассматриваются отдельно.

Так, выплаты стимулирующего характера устанавливаются руководителям в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы. В качестве такого показателя может быть указан рост средней зарплаты работников учреждения в отчетном году по сравнению с предыдущим. Таким образом, у руководителя появляется непосредственная заинтересованность в росте зарплаты подчиненных.

ОПЛАТА ТРУДА В РЕГИОНАХ

Оплате труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений посвящен отдельный раздел Единых рекомендаций.

Органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления должны следовать следующим рекомендациям.

1. При изменении условий оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

2. Не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, либо по должностям работников с равной сложностью труда различных размеров или диапазона окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) должны устанавливаться в зависимости от сложности труда.

3. Не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда работников при смене собственника или реорганизации учреждений.

4. Заключать региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных и муниципальных учреждений региона.

В 2015 г. в Единых рекомендациях появились нормы, посвященные оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений Республики Крым и г. Севастополя. Им рекомендовано устанавливать системы оплаты труда по отраслевому принципу, а перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера – утверждать по аналогии с принятыми на федеральном уровне.

Руководители учреждений региона обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера – своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции»).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль