Профстандарты: от макета до сборки

1030
В Советском Союзе проблем с названием профессий и должностей не было. «Лаборант-сенситометрист», «машинист эксгаустера» или, допустим, «эмульсовар» перечислены в первом выпуске ЕТКС. В ЕКС можно найти уже не столь «экзотические» формулировки, там же содержатся требования к квалификации, например, главного бухгалтера и начальника отдела кадров.

С развитием экономики и производства все чаще стали говорить о том, что справочники больше не отвечают современным требованиям. Точечные правки в них, конечно, вносились. В ЕКС, например, добавили «менеджера по связям с инвесторами», «аналитика» и «эксперта». Но требовались кардинальные изменения. И в 2012 г. началась кампания по разработке профессиональных стандартов, которые со временем заменят все устаревшие положения. Разберемся, как они создаются и утверждаются.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Статья 195 ТК РФ.
С 1 июля 2016 г. определение профессионального стандарта будет дополнено словами «в т. ч. выполнения определенной трудовой функции».

Понятие «профессиональный стандарт» в российском законодательстве появилось не так давно – с введением новой ст. 195 в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»).

Прочитайте полезные статьи по теме:

Недавно в ТК РФ введены еще две статьи: ст. 195 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст. 195 «Порядок применения профессиональных стандартов»(Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»), которые вступят в силу 1 июля 2016 г. С этой же даты начнет действовать другая редакция ст. 195 ТК РФ, дополнившая определение профессионального стандарта.

Профстандарты: от макета до сборки

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Профстандарты были введены Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с ним Правительство РФ должно было:

  • подготовить и до 1 сентября 2012 г. внести в Госдуму проект федерального закона о разработке, утверждении и применении профессиональных стандартов (подп. «б» п. 1 Указа);
  • разработать к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов (подп. «г» п. 1 Указа).

С учетом поставленных задач Правительство РФ в своем постановлении от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее – Правила) определило необходимые процедуры, общий порядок применения профстандартов и назвало конкретных разработчиков. Координировать работу стал Минтруд России, который должен был обеспечить экспертизу проектов документов и организовать ведение реестра уже принятых профстандартов.

Круг разработчиков проектов профстандартов:

  • объединения работодателей;
  • работодатели;
  • профессиональные сообщества;
  • саморегулируемые организации и иные некоммерческие организации с участием образовательных учреждений и других заинтересованных организаций.

Минтруд России утвердил следующие нормативные документы, которыми должны руководствоваться разработчики:

  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (далее – Методические рекомендации) (приказ от 29.04.2013 № 170н);
  • макеты профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);
  • уровни квалификаций (приказ от 12.04.2013 № 148н).

Обратите внимание

Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) размещен на официальном сайте Минтруда России.

ПЛАН РАЗРАБОТКИ

ЭТАП 1. Подготовка проекта

Средства федерального бюджета выделяются на разработку тех профстандартов, которые значатся в утверждаемом Минтрудом России перечне (приказы от 08.05.2013 № 200, от 21.05.2014 № 337 и др.). Этот перечень формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям(далее – Национальный совет).

Если разработчики выступают с инициативой подготовить проект профстандарта, которого нет в перечне, то они будут делать это за счет собственных средств.

ЭТАП 2. Обсуждение проекта

Разработанный проект профессионального стандарта обсуждается с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и с другими заинтересованными организациями, после чего представляется разработчиком в Минтруд России.

ЭТАП 3. Рассмотрение проекта в Минтруде России

Помимо проекта профстандарта, разработчик должен представить в Минтруд России:

  • пояснительную записку к проекту профессионального стандарта;
  • сведения об организациях, принявших участие в его разработке и согласовании;
  • информацию о результатах обсуждения проекта.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта ведомство обязано проинформировать разработчика об отклонении проекта или о принятии его к рассмотрению.

ЭТАП 4. Общественное обсуждение и согласование

Принятый к рассмотрению проект профстандарта в течение 10 календарных дней со дня его поступления размещается Минтрудом России на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения для проведения общественного обсуждения.

Информация о размещении проекта для общественного обсуждения направляется:

  • координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей;
  • в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;
  • в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами.

Срок общественного обсуждения не должен превышать 15 календарных дней со дня размещения проекта на сайте.

Одновременно Минтруд России направляет проект профстандарта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Этот госорган направляет свои замечания и предложения в Минтруд России в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта.

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляется Минтрудом России разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления ее в министерство.

ЭТАП 5. Экспертиза

Проект профстандарта, информация о результатах его общественного обсуждения и рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляются Минтрудом России в Национальный совет для проведения экспертизы.

ЭТАП 6. Принятие решения об утверждении

В течение 7 календарных дней со дня получения экспертного заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении (если получено одобрение Национального совета) либо об отклонении проекта и информирует об этом разработчика.

ЭТАП 7. Пополнение реестра

Сведения об утвержденном профстандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляет Минтруд России в порядке, установленном приказом от 29.09.2014 № 667н.

Макет профстандарта

Четыре раздела макета

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

4. Сведения об организациях-разработчиках.

Макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н. При определении обобщенной трудовой функции указываются возможные наименования должностей, профессий, основные требования к образованию и обучению, а также особые условия допуска к работе.

Для определения дополнительных характеристик обобщенных трудовых функций предлагается использовать следующие нормативные документы:

  • Общероссийский классификатор занятий;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94;
  • Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
  • Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.

При определении трудовой функции в макете должны быть предусмотрены:

  • трудовые действия;
  • необходимые умения и знания;
  • другие характеристики, которые разработчик посчитает нужным отразить в профстандарте.

Утверждение профстандартов

Профстандарты: от макета до сборки

Уровни квалификации

Показатели уровней квалификации

полномочия и ответственность;
характер умений;
характер знаний;
основные пути достижения уровня квалификации

Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности. Они применяются при разработке профстандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены разработчиком с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

ОТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

О разработке профстандартов и системе оценки квалификации

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты РФ

19 июня 2015 г. Максим Топилин в интервью телеканалу «Россия 24» на XIX Международном экономическом форуме рассказал о разработке профстандартов и системе оценки квалификации.

«Мы сейчас плотно занялись темой, которой не занимались 20 лет, – профессиональными стандартами… За последние три года поняли, что фактически утрачены даже навыки писания требований к профессии. Люди, которые говорили о том, что нужно все это актуализировать (прежде всего работодатели), совершенно не понимали, как описать эти требования. Вот сейчас хотя бы сложились коллективы людей в различных секторах, это прежде всего представители работодателей, которые могут формулировать требования…

Сначала речь шла о том, что писать профстандарты будут образовательные учреждения, но мы поняли, что это будет принципиальной ошибкой, потому что образовательные учреждения могут писать их под себя, под свои образовательные программы. А нужно было сделать так, чтобы писали их именно представители работодателей…

Министерство образования принимает непосредственное участие в этой работе, но главный игрок здесь, конечно, Национальный совет по профессиональным квалификациям, который создан Указом Президента. В основном работают над профстандартами все-таки работодатели, принимают участие и профсоюзы, потому что нужно оценивать, насколько здесь защищены права работников… Но основной акцент мы делаем все-таки на то, чтобы требования формулировали именно представители профессиональных сообществ. Тогда получится и независимость от системы образования. Системе образования это тоже очень выгодно, потому что это будет сигнал для изменения образования, ответы на вопросы, как им нужно переформатировать свои программы…

Мы подготовили законопроект, который позволит выстроить в системе профессионального образования, профессиональных групп центры оценки квалификации, которые будут заниматься независимой оценкой того, что умеет тот или иной работник. И работодатели смогут проводить оценку квалификации для своих работников, с тем чтобы понять, кто чего стоит. Люди, которые хотят оценить, что они умеют, смогут пройти такую оценку квалификации самостоятельно».

Что в планах?

Правительство РФ своим распоряжением от 31.03.2014 № 487-р утвердило Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 гг. (далее – Комплексный план). Именно в рамках реализации этого Комплексного плана Указом Президента РФ от 16.04.2014 № 249 был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Комплексного плана, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Минтруд России информацию о ходе его выполнения.

В свою очередь Минтруд России контролирует реализацию Комплексного плана и ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет информацию о ходе его реализации в Правительство РФ.

Комплексный план обращает внимание на анализ потребности в разработке профессиональных стандартов, в т. ч. с учетом государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по приоритетным направлениям развития экономики в РФ.

Кроме того, он предусматривает необходимость проведения мониторинга и обобщение лучших практик профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность с учетом профессиональных стандартов, а также ряд других мероприятий.

Количество утвержденных и вступивших в силу профстандартов

Профстандарты: от макета до сборки

Как применять?

В Правилах четко определен порядок применения новых квалификационных документов.

Установлено, что профстандарты будут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Также профстандарты должны учитываться и образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль