Профстандарты. Отсутствие стандартов для некоторых работ

4336
Вопросы и ответы | Оформление работника при выполнении нескольких функций | Составление таблицы по каждому работнику | Выполнение нескольких функций | соответствие профстандартам

Профстандарты. Отсутствие стандартов для некоторых работВалентина Андреева, Ведущий эксперт в области трудового права, Справочник Кадровика

Смотреть далее: Часть 7

Программа вебинара:
  • Текущая ситуация
  • Как определить квалификацию
  • Для кого обязательны профстандарты
  • Особенности стандартов
  • Обязательные и рекомендательные профстандарты
  • Иные нормативные правовые акты
  • Профессиональный стандарт
  • Статья 57 Трудового кодекса
  • Несовпадение названий должностей
  • Соответствие названий профессий вредников
  • Порядок внедрения профстандартов
  • Отсутствие стандартов для некоторых работ
  • Оформление работника при выполнении нескольких функций
  • Несоответствие квалификационным требованиям
  • План развития персонала
  • Как действовать при несоответствии должности
  • Другой путь внедрения
  • Переход на новые требования
  • План внедрения профстандартов
  • Локальные нормативные акты
  • Внесение изменений в документы
  • Лицензия на образование
  • Вопросы и ответы
Иллюстрации к вебинару:

Расшифровка видео:

А иногда и здесь есть отклонения. Например, на инженерных должностях у многих сидят специалисты со средним специальным образованием, после техникума, после колледжа. Хотя у нас и написано, может быть, требования: высшее образование. Ну, вынуждены были отступать от своих должностных инструкций, принимать таких людей. Потому что у нас физически подготовка за последние годы после перестройки сильно, так сказать, упала в этой области. Юристов у нас готовят десятки и сотни ВУЗов.

А вот рабочих или тех же инженеров маловато. И народ не шел учиться по таким специальностям. И учебные заведения были порушены. То есть, мы должны в результате анализа выявить несоответствие нашей ситуации, как по должностным инструкциям, так и по живым людям, несоответствие профстандартам. Вот это самое главное, к чему мы должны прийти с вами 1 июля. Мы должны четко понимать, что в стандартах, что в наших должностных инструкциях, и что с нашими конкретными работниками.

Составление таблицы по каждому работнику

Вот я бы посоветовала вам этот анализ сделать, фиксировать, знаете, в такую табличку. Вот – профстандарт, первая графа, название профстандарта. Вторая графа – какие там рекомендуются наименования должностей в профессии, какие квалификационные требования к ним. Дальше – что в нашей должностной инструкции, и какие у нас идут наименования должностей и профессий, и какие квалификационные требования. И третья часть, мы продолжаем эти графы – вот, конкретный работник.

Там, инженер Иванов, что у него. У него среднее профессиональное образование, стаж громадный, а высшего образования нет вообще. Вот, в последней графе мы пишем, в чем у нас отклонения от профстандарта. И по должностным инструкциям у нас, может быть, не совпадет название. У нас написано «инженер по охране труда», надо «специалист по охране труда». И плюс еще у человека нет образования, хотя есть стаж.

И вот, когда мы делаем такой анализ, мы можем столкнуться с ситуацией, о которой я бегло уже говорила. Сейчас вернусь окончательно, отвечу на этот вопрос, как бы, да, методом постепенного погружения. Вот участник Вячеслав нам задает вопрос.

Вопросы и ответы

Вопрос: Если работник выполняет несколько трудовых функций, должны ли мы оформлять это как совмещение должностей? Ведь в ТК упоминается работа по трудовой функции – единственное число. А тут налицо выполнение нескольких трудовых функций.

Вот, я уже затрагивала этот вопрос. Этот вопрос тоже очень серьезный. В реальной жизни много не совпадает со стандартами. Стандарты немножко написаны, знаете, вот, как бы идеально – вот она, должность, вот под не требования. Вот на ней сидит человек. А в реальной жизни несколько трудовых функций.

Вот я вам приводила пример с рабочим, который строит высотные здания, один в семи лицах. Он и электрик, он и монтажник, он и электромонтажник, и там монтажник-высотник, и прочее, да. Вот, бухгалтер в маленькой конторе, которая параллельно кадровик-специалист по воинскому учету и табельщик.

Оформление работника при выполнении нескольких функций

Выполнение нескольких функций

Как это все должно оформляться? Значит, у нас ссылается Министерство труда на ст. 60.2, говоря о том, что это вообще не связанно с применением профстандартов. Вот вы задаете вопрос о совмещении должностей. Давайте быстренько вспомним ст. 60.2. Там приведены четыре ситуации: совмещение должностей, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенное Трудовым договором.

Вот, что конкретно у вас, когда человек выполняет несколько разных трудовых функций? Все равно, название должности и профессии у него должно быть одно. У человека должна быть одна основная трудовая функция. Вот, вы правильно подчеркиваете, что в ТК упоминается работа по трудовой функции в единственном числе. Мы не можем принять человека на десять мест. Мы принимаем его на одно место, на одну трудовую функцию, которая является для него основной.

А вот дальше, дальше он может выполнять и другие трудовые функции по другим видам деятельности. По сути, по другим профессиям, по другим должностям. Как это правильно оформляется? Ну, в некоторых случаях это можно оформить даже внутренним совместительством в свободное от основной работы время. Но очень часто нам это не подходит.

Он во время своей основной работы, во время 8-часового рабочего дня должен параллельно и одновременно выполнять несколько видов работ. По сути, несколько трудовых функций, только в разном объеме.

Значит, еще раз повторяю – название должно быть одно из штатного расписания, как основная работа, основная функция, ради которой мы его взяли на работу. А все остальное добавляем ему в течение установленной продолжительности рабочего времени за дополнительную оплату. Только вот как это назвать?

Совмещение должностей

Вы спрашиваете, - как совмещение должностей? Давайте рассуждать, что такое совмещение должностей. Чтобы совмещать должность, ее надо иметь в штатном расписании. Вот, у нас есть, вот, например, немного работы по этой должности. Мы можем написать название должности, не одна единица, а 0,3 нам надо по этой должности. В принципе, мы можем это сделать и сказать ему: «Работай по этой должности, совмещая». Можно? Можно!

Но! Есть очень серьезное «но». Должность, которая есть в штатном расписании, и которую он совмещает, она вакантная? Она вакантная, на нее не заключен Трудовой договор. Ее включили в штатное расписание и отдали какому-то работнику как довесок к его основной функции. В чем тут вопрос? Почему я так на это сейчас давлю? Да потому что, про вакантную должность мы должны ежемесячно по ст.25 Закона о занятости населения, сообщать в Службу занятости, что у нас есть вакансия. И нам на эту вакансию будут присылать безработных.

Понимаете? Поэтому я не считаю, что здесь должно быть совмещение должностей. Нам не надо вводить это в штатное расписание, писать: «0,1», чтобы нам каких-то безработных присылали. А сообщать придется, это формальное требование. Любая должность, по которой не заключен Трудовой договор, она вакантна по определению.

И в Законе не сказано «если только это будет целая единица». Значит, это может быть и что угодно. «0,1» - все равно это вакансия. Какой-то безработный, может, и придет на 0,1. Поэтому отпадает совмещение должностей.

Расширение зоны обслуживания

Расширение зоны обслуживания. Опять же, чтобы расширить зону обслуживания, ее сначала надо иметь. Она должна быть установлена в трудовом договоре. Вот, уборщица. Зона обслуживания 500 м2. Вот, мы можем расширить – дать ей еще лестницу 50 м2 за дополнительную оплату. Ткачиха, допустим, зона обслуживания 20 станков. Мы ей дали еще 5 станков. Вот, мы расширили зону обслуживания за дополнительную оплату.

У вас есть расширение зоны обслуживания? Я думаю, что нет. Тогда что остается? Увеличение объема работ и исполнение обязанностей временно отсутствующего. Ну, исполнение обязанностей временно отсутствующего тоже никаким образом тут не подходит. Значит, остается увеличение объема работ.

Вот, бухгалтеру в турфирме мы увеличиваем объем работ за счет ведения кадровых дел производства, раз в месяц, может, кто-то уволится. Ведение каждый день по 5 минут табеля учета рабочего времени. Что там? 10 человек. С утра отметил кто на работе, кто болеет, кто что. Все. И ведение воинского учета. Вот у нее дополнительные объемы работ. Она время от времени сообщает сведения: «Вот у нас работник такой-то, специалист Иванов, мужчина, военнообязанный. Вот, он женился. Вот, у него ребенок родился. Вот изменение его данных как военнообязанного».

Выделение основной работы

Так что, если работник выполняет несколько трудовых функций, у него должна быть основная работа по одной функции на которую мы его взяли. Все остальное – увеличение объема работ за дополнительную оплату. Но я уже подчеркивала, подчеркну еще раз. Когда мы вешаем на него дополнительные объемы работ, мы должны заглянуть в профстандарты, по этому виду работ посмотреть.

Вот, я условно скажу. Вот, есть, например, стандарт, честно вам скажу, я не проверяла – уже есть или еще нет: «специалист по воинскому учету». Допустим, еще нет. Но представьте, что такой стандарт есть. Значит тот, кто ведет воинский учет, если там написана какая-то квалификация и мы видим в Законе о воинской обязанности, например, требования к такому специалисту, - все, значит, наша бухгалтерша должна получить дополнительное образование по ведению воинского учета. Только тогда мы можем ей этот учет поручить. Это будет увеличение объема работ.

На сегодняшний день так вот пока видится разрешение этого вопроса. Значит, когда мы анализируем по второму шагу, возвращаемся к нашему Плану, мы проанализировали, мы увидели – названия должностей и профессий не соответствуют профстандартам. Будем переименовывать.

Вредная работа – особый случай

Но я уже сказала – кроме особого случая с вредными работами, со льготной пенсией. Там, где человек может лишиться пенсии, там нельзя автоматом переименовывать. Там надо эту ситуацию через письменный запрос в соответствующие пенсионные органы, органы Министерства труда, обязательно прояснять. Иначе мы лишим человека льготной пенсии.

Что мы выявим кроме несоответствия названия должностей. Мы можем выявить несоответствие квалификационных требований. Например, у нас на какую-то там инженерную должность было написано в должностной инструкции, что можно со средним профессиональным. А теперь стандарт жестко говорит – только с высшим профессиональным, только с высшим.

Несоответствие квалификационным требованиям

Вот мы выявили серьезную проблему. У нас на этом месте находится человек, который не соответствует требованиям квалификационным по стандарту. И поэтому, естественно, нам придется дольше что-то предпринимать. Если стандарт очень жестко требует только высшее образование, не предполагая среднего профессионального, значит, у нас возникает большая проблема.

Иногда стандарт пишет «высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование». А иногда и просто вот «высшее образование» и «обязательно высшее». В некоторых стандартах на наиболее ответственной опасной работе предусмотрено прямо в самом стандарте, что «занимать эту должность можно только при полном соответствии стандарту по квалификационным требованиям».

План развития персонала

Вот отсюда у нас возникает третий шаг. Третий шаг – составление Плана развития персонала в целях соответствия работников профстандартам. Составление Плана развития персонала, то есть, заниматься людьми нужно будет, чтобы они соответствовали профстандартам. Давайте вот сейчас с этим шагом разберемся, потом к четвертому шагу пойдем. Четвертый шаг у нас еще будет – внесение изменений в документы, в различные нашей организации. Но сейчас вот очень ответственный шаг, связанный с нашими работниками.

Обязательность профстандартов

По работникам самим, что я хочу подчеркнуть? Вот, первое, что вы должны понять. С 1 июля 16 г. нельзя принимать на работу, где профстандарты обязательны, людей не соответствующим профстандартам. То есть, уже технолога на инженерную должность не примешь. Уже токаря без удостоверения токаря не примешь с 1 июля.

Штрафные санкции

Вот это формально, то, что, действительно начнет действовать и за что действительно могут придраться проверяющие и наказывать. Что вы с 1 июля принимаете или переводите на такие должности и профессии, где требуются образование и стаж, а у человека нет, и вы приняли. Вот это, действительно, может сопровождаться потом штрафными санкциями.

Казалось бы, вот это очень понятный вопрос. Только вы знаете, опять же профессиональное сообщество, например, кровельщиков, сказало в Госдуме: «А у нас нигде не учат на кровельщиков. И мы бы хотели посмотреть, где строительная организация возьмет 1 июля кровельщика с удостоверением. Вот, мы хотели бы посмотреть. Нет их у нас!».

Проблема получения образования

Ну, тут уж, знаете, если нету, а крыть крыши-то надо и 1 июля и после, узнавайте. Я бы, например, на месте этого Союза кровельщиков давно бы уже написала в Минобразования: «Почему нету учебных заведений, где готовят кровельщиков? Вы, уважаемый министр образования, вы не задумывались, кто вам крышу покрыл на даче? И она завтра упадет вам на голову, потому что нет профессионального кровельщика, непрофессионалы крыли вашу крышу. Хотя бы ради себя подготовьте кровельщиков!»

Вот, здесь, конечно, может быть, все не так просто. Потому что, знаете, хотелось бы, например, убрать всех работников, которые не соответствуют профстандартам и принять с 1 июля новых. Но, во-первых, нет статьи, чтобы убрать тех, кто не соответствует профстандартам. А во-вторых, самое главное – заменить их будет некем 1 июля! Поэтому убирать не придется и невозможно, да и не хочется. Потому что, в основном, это нормальные люди, которые прекрасно работают, только бумажки не имеют об образовании.

Так сказать, опытным путем набрали стаж, набрали профессионализм. Поэтому мы говорим о Плане развития. Если ваш работник хороший, нормальный, способный, с большим опытом, очень здорово работает, вас удовлетворяет, но у него нет формальной бумажки об образовании. Вот, само собой напрашивается вывод – что надо сделать? Надо обеспечить ему то, что у него отсутствует. Надо обеспечить ему эту бумажку. Надо дать ему это образование. Направить его учиться.

План развития персонала

Составление плана развития персонала

Вот План развития персонала внутри Плана внедрения профстандартов – это фактически направление работников на обучение. Кому-то надо дать профессиональное образование. Кого-то надо, может быть, послать на дополнительное профессиональное образование. Это может быть переподготовка. А может быть, просто повышение, значит, квалификации. Поэтому, смотрите.

Вот, у меня был пример. Начальник отдела кадров, женщина с образованием историка. У нее высшее образование, но историческое. Она пошла на дополнительное профессиональное образование, на переподготовку, 502 часа училась, получила диплом по управлению персоналом. Все, вот она сидит. У нее и высшее образование и доп. образование кадров. Высшее образование не профильное, а там и не написано про профиль. И плюс у нее образование дополнительное профессиональное по управлению персоналом. Вот, она правильно сделала.

Кстати, можно пройти доп. образование 250 часов, не обязательно 502 часа, как она прошла. Но вот прекрасный пример, как человек полностью соответствует стандарту. Хотя, этот стандарт рекомендательный характер носит, они его применяют добровольно.

Финансирование

Если вы направляете работника на обучение, конечно, здесь возникает вопрос денег. И деньги эти придется тратить, к сожалению, опять же, работодателю. Статья 196 Трудового кодекса говорит о том, что работодатель направляет работников за свой счет на обучение.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Документ о согласовании обучения

Только вот здесь, конечно, не приказом надо работников направлять на обучение. А надо их направлять по Соглашению соответствующему или по Договору – по двустороннему документу, в котором прописаны не только кто, где, за сколько рублей и по какой профессии будет учиться или там проходить переподготовку. Но и о возмещении средств, потраченных работодателем на обучение.

Читать далее: Часть 7

Другие части: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль