Как уволить бывшего госслужащего, которому запрещено продолжать трудовые отношения с работодателем?

603
Решением специальной комиссии бывшему госслужащему отказано в продолжении работы по трудовому договору. Что делать работодателю? Разумеется, уволить сотрудника. Но как? В законе нет подходящего основания для прекращения трудового договора. Или все-таки есть?

Решение по увольнению госслужащего

Если комиссия не дала согласия на продолжение трудовых отношений, работодатель должен уволить работника по независящим от сторон обстоятельствам — в связи с возникновением ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности на основании п. 13 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие федеральные законы не предусматривают прямого основания для увольнения бывшего государственного служащего, которому комиссией по соблюдению требований к поведению госслужащего отказано в продолжении трудовых отношений. Поэтому рассмотрим ситуацию подробно.

Часть 1 ст. 64 ТК РФ, так же как и часть 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ), требует от граждан, замещавших должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (см. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“», далее — Перечень), в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудового договора сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

При этом работодатель, заключая трудовой договор с гражданином, менее двух лет назад замещавшим должность государственной службы, включенную в Перечень, обязан в 10-дневный срок со дня подписания договора сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 64 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Новые правила уведомления представителя нанимателя о заключении трудового договора с бывшими госслужащими утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 и вступили в силу 31 января 2015 г. Этим же постановлением отменен старый порядок информирования о заключении трудового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700.

Уведомление оформляется на бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом и заверяется печатью организации или кадровой службы.

В письме должны быть указаны следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество гражданина, дата рождения;
  • должность государственной службы, которую он замещал непосредственно перед увольнением с госслужбы (согласно трудовой книжке);
  • название организации (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа, согласно которому гражданин принят на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, для срочного договора срок его действия);
  • наименование должности, которую гражданин занимает по трудовому договору, в соответствии со штатным расписанием, структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности, выполняемые гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Неисполнение работодателем обязанности по отправке такого сообщения является административным правонарушением и влечет ответственность согласно ст. 19.29 Кодекса РФ об административных нарушениях: административный штраф для граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Заметим, что работодатель сначала заключает трудовой договор с бывшим госслужащим и только после этого отправляет сообщение представителю нанимателя по последнему месту его службы.

Как долго можно ждать ответа?

В соответствии с п. 18.2 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность госслужбы в госоргане, трудового договора. При этом в Положении о комиссии не установлены сроки рассмотрения такого уведомления — как правило, это происходит на очередном (плановом) заседании.

Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению

В то же время у гражданина нет прямой обязанности письменно обращаться за согласием на замещение должности по трудовому договору в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия) по месту последней службы. Хотя обратиться за таким согласием по собственной инициативе — для ускорения рассмотрения вопроса — он может и перед увольнением с госслужбы.
Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение в течение семи дней после его поступления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (подп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, далее — Положение о комиссии), и направить гражданину ответ в течение одного рабочего дня, а также уведомить его устно в течение трех рабочих дней (ч. 1.1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Заседание комиссии проводится в присутствии гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. При наличии письменной просьбы гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, о рассмотрении вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки на заседание комиссии гражданина, замещавшего должность государственной службы (его представителя), при отсутствии письменной просьбы указанного гражданина о рассмотрении вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной неявки указанных лиц без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении вопроса в отсутствие государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе.

По итогам рассмотрения уведомления комиссия принимает в отношении бывшего госслужащего одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации;

б) установить, что замещение им должности на условиях трудового договора нарушает требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ.

Копии протокола заседания комиссии в трехдневный срок направляются в организацию (работодателю).

Таким образом, возможна ситуация, при которой работодатель получает копию протокола с отказом в замещении гражданином должности, которую тот уже длительное время замещает. Встает вопрос об увольнении.

Но по какому основанию расторгнуть трудовые отношения? Рассмотрим два варианта.

Расторжение трудового договора с госслужащим

Вариант 1. Трудовые отношения прекращаются по основанию, установленному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: из-за нарушения определенных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Увольнения по этому основанию рассматриваются в ст. 84 ТК РФ. Согласно абз. 5 ч. 1 данной статьи трудовые отношения прекращаются в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Полагаем, однако, что в нашем случае трудовой договор не может быть расторгнут по основанию, приведенному в абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ, поскольку правила заключения договора никто не нарушал. И работник, и работодатель выполнили свои обязанности в полном объеме. Обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей по трудовому договору, возникли уже после его оформления.

Вариант 2. Трудовой договор прекращается по основанию, указанному в п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения обязанностей по трудовому договору.

В данном случае ограничение на работу в организации возникло независимо от воли сторон. Работодатель, имея на то полное право, трудоустроил бывшего госслужащего до получения решения комиссии о согласии или несогласии на замещение им должности по трудовому договору.

Так что, по нашему мнению, основанием для увольнения такого работника являются обстоятельства, не зависящие от воли сторон (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Обратите внимание: увольнение по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается только в случае, если сотрудника с его письменного согласия невозможно перевести на другую работу в той же организации (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния своего здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ему все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

Таким образом, уволен бывший госслужащий будет из-за отсутствия должности, которую работодатель может ему предложить, или его письменного отказа от другой работы.

Если же работник согласится на другую имеющуюся должность и будет на нее переведен, перед работодателем встанет вопрос: сообщать ли повторно представителю нанимателя о заключении трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору о переводе на другую должность)? Этот аспект проблемы в нормативных актах не рассматривается, поэтому попробуем разобраться сами.

Уже отмечалось, что, информируя представителя нанимателя, нынешний работодатель указывает сведения о наименовании должности, которую гражданин занимает по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии) и обязанности по должности (основные направления поручаемой работы).

С учетом приведенных норм полагаем, что работодателю необходимо будет повторно сообщить представителю нанимателя о заключении трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору о переводе на другую должность) с работником, если к этому моменту еще не истекут два года после его увольнения с государственной службы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль