Законодательство о государственной гражданской службе

277
В декабре 2014 года законодатель принял ряд документов, затрагивающих вопросы поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.

Приоритетным направлением совершенствования законодательства в сфере государственного и муниципального управления по-прежнему остается борьба с коррупцией. Очередным шагом стало принятие Федерального закона от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее — Закон № 431). Указанным нормативным актом были внесены изменения в следующие федеральные законы:

  • от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе);
  • от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон № 230-ФЗ);
  • от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Вместе с тем следует отметить, что изменения, внесенные в эти законы, носят в основном уточняющий характер.

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью

Так, изменению подвергся п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе, устанавливающий запрет на занятие гражданскими служащими предпринимательской деятельностью.

Теперь (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе в редакции, действующей с 01.01.2015) Ранее (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе в редакции, действовавшей до 01.01.2015)
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

3) осуществлять предпринимательскую деятельность

Необходимость внесения изменений была связана с тем, что на практике нередко возникали вопросы относительно объема запрета на занятие предпринимательской деятельностью. В частности, неясно было, распространяется ли запрет только на случаи осуществления гражданскими служащими индивидуальной предпринимательской деятельности либо также на предпринимательскую деятельность посредством учреждения различных хозяйственных обществ и других коммерческих структур.

Подобные вопросы возникали потому, что согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке. При этом ст. 18 ГК РФ, устанавливающая содержание правоспособности граждан, отдельно перечисляет их права заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью и создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Таким образом, толкование ст. 2 во взаимосвязи со ст. 18 ГК РФ приводило к выводу, что законодатель, определяя понятие предпринимательской деятельности, имел в виду только индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Косвенным доводом в пользу этого заключения могла служить также позиция Конституционного Суда РФ, указавшего в постановлении от 24.02.2004 № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона „Об акционерных обществах“, регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании „Кадет Истеблишмент“ и запросом Октябрьского районного суда города Пензы», что деятельность акционеров не является предпринимательской (косвенным, поскольку понятия «акционер» и «учредитель» все же не являются синонимами).

В силу этого на практике подходы к привлечению к ответственности гражданских служащих — учредителей юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, были разные. В одних случаях к ним применялись меры ответственности за нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе, в других — инкриминировалось нарушение запрета, установленного п. 1 той же части (запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом). Однако последний вариант срабатывал не всегда. Суды периодически вставали на сторону уволенных служащих, указывавших, что они не входили в состав органов управления учрежденных ими юридических лиц, а доверяли это делать другим. Кроме того, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе не учитывал случаи управления гражданскими служащими некоммерческими организациями, которые также могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Новая редакция п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона расширяет сферу действия рассматриваемого запрета: теперь под него подпадает участие в управлении любым хозяйствующим субъектом (за исключением приведенных непосредственно в данной норме). Кроме того, представляется, что как нарушение теперь следует трактовать и учреждение служащим любой предпринимательской структуры, поскольку, даже если он не будет управлять ей лично, он все же делегирует свои полномочия учредителя другим лицам.

Представление сведений о доходах

Более серьезным выглядит изменение ч. 1 ст. 20 Закона о госслужбе.

Теперь (ч. 1 ст. 20 Закона о госслужбе в редакции, действующей с 01.01.2015) Ранее (ч. 1 ст. 20 Закона о госслужбе в редакции, действовавшей до 01.01.2015)
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации
Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи

По сравнению с предыдущей редакцией новая предусматривает подачу сведений о доходах всеми гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу, независимо от того, на какую должность они претендуют. А вот гражданские служащие по-прежнему будут отчитываться о своих доходах и доходах членов семьи только в том случае, если они замещают должность, включенную в перечень коррупционно опасных должностей.

Таким образом, неизбежно возрастет объем кадровой работы, связанной с обработкой данных граждан, поступающих на гражданскую службу.

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА!

Решение о признании коррупционных правонарушений малозначительными может принять только комиссия по урегулированию конфликтов интересов, создаваемая в государственном органе. Между тем Закон о госслужбе не предусматривает обязательное рассмотрение вопросов о совершении гражданскими служащими коррупционных проступков такими комиссиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 59.3 указанного Закона «взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений» и только в случае, «если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии».

То есть, если доклад о результатах проверки в комиссию по урегулированию конфликтов интересов не направлялся и она не привлекалась к рассмотрению вопроса каким-либо иным образом (например, оценивала ситуацию, рассматривала обращение служащего о невозможности по уважительной причине представить сведения о доходах и т. п.), признание коррупционного правонарушения малозначительным невозможно.

Читайте также:

Малозначительные коррупционные нарушения

В Закон о госслужбе было внесено еще одно изменение. Статья 59.3 Закона, устанавливающая порядок привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, была дополнена указанием на то, что взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Отметим, что предложения о дополнении законодательства о государственной и муниципальной службе понятием «малозначительность» применительно к коррупционным правонарушениям высказывались и ранее — в контексте обсуждения нормы, предусматривающей обязательное увольнение за совершение определенных коррупционных действий (осуществление предпринимательской деятельности, непредставление сведений о доходах либо представление заведомо ложных сведений; невыполнение обязанностей в связи с конфликтом интересов и др.). При этом не учитывались ни продолжительность нарушения, ни форма вины служащего, ни наступление либо ненаступление общественно опасных последствий. Соответственно, законодательство о служебной деятельности предлагалось дополнить понятием «малозначительный» (дав ему определение) и указанием на то, что, если совершенное служащим коррупционное правонарушение является малозначительным, он может быть полностью освобожден от ответственности либо к нему могут быть применены менее жесткие дисциплинарные санкции, чем увольнение.

Изменения же, внесенные в итоге Законом № 431-ФЗ, можно толковать двояко.

С одной стороны, можно предположить, что ч. 3.1 ст. 59.3 Закона распространяется на все случаи привлечения гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. То есть, вводя ее, законодатель хотел установить специальное правило: какое бы наказание ни предусматривалось иными статьями Закона о госслужбе, комиссия по урегулированию конфликта интересов может признать нарушение малозначительным и рекомендовать представителю нанимателя ограничиться замечанием.

С другой стороны, следует исходить из того, что ч. 3.1 ст. 59.3 Закона касается лишь случаев, когда законодательство о гражданской службе в принципе предусматривает возможность наложения взыскания в виде замечания (ст. 59.1). Тогда при совершении гражданским служащим проступков, указанных в ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, даже малозначительных, он по-прежнему подлежит увольнению со службы, а вот за иные проступки ему грозит взыскание в виде выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии, если только конфликтная комиссия не признает их малозначительными. В таком случае внесенные изменения не смягчают, а ужесточают ответственность за коррупционные правонарушения. С учетом общей направленности изменений законодательства, а также использованных в ч. 3.1 ст. 59.3 Закона о госслужбе формулировок более верным нам представляется именно такое толкование.

Контроль за расходами на государственной гражданской службе

Как мы уже отметили, изменениям подвергся и Закон № 230-ФЗ. В него было внесено сразу несколько корректив, все они выглядят необходимыми, но носят в основном уточняющий характер.

ПРИМЕР

Так, спустя два года законодатель все-таки определил, кто же именно из государственных и муниципальных служащих, а также иных работников подпадает под контроль за расходами.

В принципе, уже при принятии Закона было очевидно, что речь должна идти о лицах, замещающих должности, связанные с представлением сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также членах их семей. Однако прямо это нигде не указывалось. Теперь наконец вопрос решен однозначно.

ПРИМЕР

В частности, применительно к гражданской службе отныне определено, что контроль устанавливается за расходами лиц, занимающих:

должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

должности государственной гражданской службы субъектов РФ, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.

Кроме того, была устранена неясность, связанная с исчислением сроков, за которые должны были считаться доходы, полученные подконтрольными лицами.

Теперь (ст. 3 Закона № 230-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2015) Ранее (ст. 3 Закона № 230-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015)
Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее — отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка

Статья 3 Закона № 230-ФЗ ранее устанавливала, что лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных должностей, обязано представлять сведения о расходах — своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей — по каждой сделке, связанной с приобретением земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых она совершена.

При этом возникал вопрос: имеются в виду доходы, полученные за три календарных года, предшествующих году совершения сделки, либо за три года именно с момента ее совершения?

ПРИМЕР

Если сделка совершена, например, 15 июня 2014 г., за какой период служащий должен рассчитать свой доход, чтобы определить, обязан ли он о ней информировать: с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013-го либо с 16 июня 2011 г. по 15 июня 2014-го?

При этом буквальное толкование нормы закона, скорее, склоняло ко второму варианту, в то время как системное (с учетом законодательства о контроле за доходами в целом) — к первому.

Данная проблема решена путем введения в закон понятия «отчетный период». Отчетным периодом считается календарный год, предшествующий году представления сведений (то есть год, когда была совершена сделка). Расчет же доходов следует производить за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

ПРИМЕР

Таким образом, в примере со сделкой, совершенной 15 июня 2014 г., рассчитывать доходы служащего и членов его семьи следует за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013-го.

С одной стороны, это выглядит логично, поскольку упрощает сопоставление представленных служащим сведений с его декларациями о доходах (да и самому ему упрощает расчеты). С другой — не исключает проблем, ведь крупная сделка могла быть совершена и за счет дохода, полученного именно в 2014 г. В любом случае у служащего остается возможность пояснить источники своих доходов в рамках ст. 9 Закона № 230-ФЗ.

ОТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

Готовится к подписанию Указ Президента РФ, который определит, каким конкретно госслужащим будет законодательно запрещено открывать счета в иностранных банках и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

С.Б. Иванов, руководитель Администрации Президента РФ

Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов на семинаре-совещании для губернаторов, мэров областных центров и спикеров региональных заксобраний 29 января 2015 г. сообщил, что: "Основным органом в обеспечении соблюдения названных требований являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые должны быть сформированы — собственно, они уже сформированы — во всех субъектах Федерации".

По словам Сергея Иванова, при проверке в 2014 г. деклараций, представленных высшими должностными лицами регионов, в 47% деклараций были найдены «ошибки и несоответствия». «Были также выявлены нарушения требований антикоррупционного законодательства». Например, некоторые чиновники не задекларировали имеющуюся у них зарубежную недвижимость. Он призвал госслужащих «обстоятельно и ответственно» подойти к предстоящей декларационной кампании, потому что подача таких деклараций — «важная антикоррупционная мера, которая дисциплинирует государственных и муниципальных служащих». Он также отметил, что не все главы муниципальных образований предоставляют и публикуют сведения о доходах. «Некоторые допускают конфликт интересов.»

Запрет открывать счета (вклады)

Наконец, в рамках совершенствования антикоррупционного законодательства были внесены изменения в Закон № 79-ФЗ. Ранее данный закон распространялся только на высших должностных лиц государственной гражданской службы (и членов их семей) — лиц, замещающих:

  • должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ;
  • должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Теперь запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами касается также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ, и которые включены в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов РФ. Соответственно, у указанных органов власти возникает теперь обязанность разработки перечней таких должностей.

Кроме этого, была уточнена ч. 2 ст. 3 Закона № 79-ФЗ, устанавливающая уважительные причины невыполнения указанных в законе требований. Если раньше таковыми признавались только арест и запрет распоряжения, наложенные компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), хранятся наличные денежные средства и ценности (в иностранном банке) и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, то теперь данная норма дополнена указанием на иные обстоятельства, не зависящие от воли лиц, на которых распространяется запрет.

Испытание на государственной гражданской службе

Федеральным законом от 31.12.2014 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“» (далее — Закон № 509-ФЗ) были существенно изменены нормы об испытании на госслужбе.

Изменению подверглось уже само название ст. 27 Закона, которая теперь именуется «Испытание на гражданской службе». Данное изменение носит, скорее, уточняющий характер и обусловлено тем, что прежнее название «Испытание при поступлении на гражданскую службу» не отражало содержание статьи в полном объеме: фактически в ней говорилось об испытании лиц не только поступающих, но и состоящих на гражданской службе.

Другие изменения носят более значимый характер. Наиболее принципиальным является то, что теперь испытание при поступлении на должность государственной гражданской службы из возможной процедуры превращается в почти обязательную. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 27 в новой редакции: при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Таким образом, если раньше условие об испытании при приеме на гражданскую службу зависело от усмотрения представителя нанимателя (но согласовывалось с кандидатом), то теперь оно вводится по умолчанию, хотя, разумеется, сохраняются категории граждан, устанавливать испытательный срок которым запрещено либо не обязательно. Такой перечень в ст. 27 Закона о госслужбе был и раньше, однако по сравнению со старой редакцией он изменился.

ПРИМЕР

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона о госслужбе испытание не устанавливается:
1) гражданам, получившим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающим на гражданскую службу;
2) гражданским служащим, назначенным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
3) иным гражданам и гражданским служащим, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА!

Ранее Закон о госслужбе прямо запрещал устанавливать испытание только беременным работницам, а также отсылал к иным случаям, предусмотренным законодательством. На практике для определения «иных случаев» использовался перечень, приведенный в ст. 70 Трудового кодекса РФ, в части, не противоречащей законодательству о гражданской службе.

Ситуация изменилась. Пункт 3 ч. 3 ст. 27 Закона уже не отсылает к случаям законодательного запрета на установление испытания, а говорит о гражданах и гражданских служащих, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Такие гарантии предусмотрены в том числе трудовым законодательством для различных категорий граждан, которые далеко не всегда совпадают с лицами, указанными в ст. 70 ТК РФ.

В частности, ст. 256 ТК РФ гарантирует сохранение места работы (должности) сотруднику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. Статья же 70 ТК РФ запрещает устанавливать испытание женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет.

С другой стороны, ст. 70 ТК РФ предусматривает, например, запрет на испытание при приеме на работу беременных. Ранее этот запрет действовал и на гражданской службе (п. 1 ч. 3 ст. 27 Закона о госслужбе в старой редакции). Однако, если исходить из буквального толкования закона, какие-либо гарантии по сохранению места работы (должности) для беременных сотрудниц, которые не ушли в отпуск по беременности и родам, трудовое законодательство отныне не предусматривает (место работы не освободилось даже временно, так зачем его сохранять?). Такое решение представляется не слишком логичным и, более того, ущемляющим права беременных работниц. Можно предположить, что авторы новой редакции ч. 3 ст. 27 Закона о госслужбе не хотели никого обидеть, а лишь неудачно сформулировали п. 3. Если толковать термин «гарантии по сохранению места работы (должности)» не буквально, а чуть более широко, можно считать, что таковыми (гарантиями) являются любые положения законодательства, предусматривающие дополнительную защиту от потери места работы. Тогда, например, гарантиями по сохранению места работы выступают положения не только ст. 256, но и ст. 261 ТК РФ, устанавливающие ограничения на увольнение беременных; женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет; одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка до четырнадцати лет; и др. В этом случае указанным лицам теперь также запрещено устанавливать испытание на гражданской службе.

Статья 27 Закона о госслужбе в новой редакции уменьшила объем гарантий для некоторых категорий работников руководящего звена. Ранее она императивно запрещала устанавливать испытание гражданам и гражданским служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)». Теперь предусматривается лишь возможность не устанавливать испытание для лиц, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

Кроме того, испытание может как устанавливаться, так и не устанавливаться при назначении на должность гражданской службы лица, ранее проходившего государственную службу РФ, а также при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа. В новой редакции закона не сказано, требуется ли для принятия такого решения согласие гражданина, назначаемого на должность (ранее этот вопрос согласовывался сторонами служебного контракта). Представляется, что ответ должен быть отрицательным.

Льготой для граждан, ранее состоявших на госслужбе, а также для назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, является уменьшение максимально возможного срока испытания до шести месяцев. Для прочих лиц максимальный срок испытания остался тем же — один год, а вот минимальный в новой редакции закона уменьшен с трех месяцев для одного. Это выглядит как компенсация за установление обязательного характера испытания: если ранее представитель нанимателя, уверенный в профессиональных и личных качествах назначаемого на должность, мог принять его на службу без испытания, то теперь устанавливает ему минимальный срок — один месяц. Открытым остается вопрос, насколько вообще возможно за месяц оценить успешность выполнения гражданским служащим полномочий по замещаемой должности и есть ли смысл в установлении столь короткого испытательного срока?

Интересно также, что в новой редакции ст. 27 Закона о госслужбе нет нормы, подобной содержавшейся в ч. 2 этой статьи и устанавливавшей, что отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

Во-первых, как уже отмечалось, и сейчас лицу, назначенному на должность гражданской службы, испытание может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Если в акте о назначении на должность и служебном контракте отсутствует указание на испытание, следует ли понимать, что оно не установлено? Видимо, да, хотя прямо закон на это теперь не указывает.

Во-вторых, как быть, если испытание не установлено, хотя должно было?

ПРИМЕР

Кадровик государственного органа допустил ошибку, посчитав назначенного на должность гражданина относящимся к категории, указанной в ч. 3 ст. 27 Закона о госслужбе, впоследствии этот факт был выявлен. Следует ли считать данное лицо принятым на службу без испытания, или все же его нужно установить? Последнее может оказаться невозможным или крайне затруднительным, если ошибка обнаружилась спустя продолжительное время.

Изменения коснулись также ч. 7 ст. 27 Закона о госслужбе, регламентирующей действия представителя нанимателя при неудовлетворительном результате испытания. Если раньше в такой ситуации представитель нанимателя мог либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы, либо расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока испытания, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания лица не выдержавшим испытание, то теперь возможен только второй вариант.

Как следствие, утратившим силу признан п. 15 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания), поскольку отныне прежнюю должность в такой ситуации служащему предлагать не будут.

Наконец, пункт 4 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе был дополнен указанием на ч. 7 ст. 27 этого же закона, в соответствии с которой должно осуществляться расторжение служебного контракта представителем нанимателя.

Исчисление стажа гражданской службы

Наконец, рассмотрим Федеральный закон от 31.12.2014 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“». Суть изменений, внесенных этим нормативным правовым актом, сводится к тому, что по всему тексту Закона о госслужбе, в частности в ст. 54, были исключены слова «государственной службы иных видов», относящиеся к стажу, а в самой ст. 54 теперь указано, что периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных и муниципальных должностей; должностей муниципальной службы; иных должностей в соответствии с федеральными законами включаются в стаж гражданской службы, исчисляемый для любых целей.

Тем самым было устранено неверное толкование ст. 12, 31, 47 и 54 Закона о госслужбе в их взаимосвязи, в результате которого правоприменители иногда утверждали, что периоды замещения, например, муниципальных и государственных должностей, должностей муниципальной службы и проч. включаются только в стаж для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу — но не в стаж, определяемый, например, при поступлении на гражданскую службу; замещении иной должности гражданской службы в порядке должностного роста; предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, другой должности.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль