Могут ли объединения работодателей оспаривать решения?

72
Реализуя свое право на независимость, объединения работодателей на основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе оспорить в суде или в вышестоящем органе решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если считают, что нарушены их права и свободы.

Государство содействует реализации права работодателей на объединение, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям — членам таких объединений льгот по налогообложению в части взносов в объединения работодателей (согласно законодательству о налогах и сборах), создает другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения.

Виды объединений работодателей

Значительным изменениям подверглись нормы, определяющие виды объединений работодателей. Исключен межотраслевой признак создания объединений. Уточнены нормы представительства работодателей в различных видах объединений.

Среди видов объединений работодателей теперь выделяются:

  1. Общероссийское объединение, в которое входят не менее трех общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться членство в нем отдельных работодателей.
  2. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности. Уставом общероссийского отраслевого (межотраслевого) объединения может быть предусмотрено членство в нем соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений, региональных отраслевых (межотраслевых) объединений, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
  3. Межрегиональное объединение, в которое входят региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие деятельность на территориях менее половины субъектов РФ. Уставом межрегионального объединения может предусматриваться членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений и (или) территориальных объединений работодателей, осуществляющих деятельность на территориях данных субъектов РФ.
  4. Межрегиональное отраслевое (межотраслевое) объединение, в которое входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, в совокупности осуществляющие деятельность на территориях менее половины субъектов РФ. Уставом межрегионального отраслевого (межотраслевого) объединения может предусматриваться членство в нем также соответствующих территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений, работодателей этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов РФ.
  5. Региональное объединение, в которое входят территориальные объединения, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее одной четвертой части муниципальных образований соответствующего субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), или не менее 25 работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.
  6. Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы, в которое входят территориальные объединения, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территории не менее половины административных округов Москвы. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Москвы может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Москвы.
  7. Региональное объединение работодателей города федерального значения Санкт-Петербург, в которое входят территориальные объединения, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов Санкт-Петербурга. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.
  8. Региональное объединение работодателей города федерального значения Севастополя, в которое входят территориальные, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов Севастополя. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Севастополя может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Севастополя.
  9. Региональное отраслевое (межотраслевое) объединение, в которое входят соответствующие территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения и (или) работодатели этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.
  10. Территориальное объединение, в которое входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
  11. Территориальное отраслевое (межотраслевое) объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Права и обязанности объединений работодателей

В новой редакции Закона № 156-ФЗ существенно изменен состав прав и обязанностей объединений работодателей (см. табл.).

Теперь (ч. 1 ст. 13 Закона № 156-ФЗ) Ранее (ч. 1 ст. 13 Закона № 156-ФЗ)

Объединение работодателей имеет право: пункты 1–2 утратили силу;


3) представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения работодателей, а также работодателей — членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации, входящие в данное объединение работодателей, в случаях и в порядке, которые установлены уставами объединений работодателей;


4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;


4.1) в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия по проведению коллективных переговоров, заключению или изменению соглашений, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, разрешению коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения этих соглашений, а также его полномочия при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, если состав членов данного объединения работодателей отвечает требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;


4.2) предлагать участвовать работодателям, не являющимся членами объединения работодателей, в коллективных переговорах по заключению соглашений, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, путем вступления в члены данного объединения работодателей или в других формах, определенных данным объединением работодателей;


4.3) осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, другими сторонами этих соглашений, а также работодателями, которые уполномочили данное объединение работодателей от их имени заключить эти соглашения либо присоединились к этим соглашениям после их заключения, и работодателями, на которых действие этих соглашений распространено в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;


5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;


6) вносить в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов;


6.1) участвовать в установленном федеральными законами порядке в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, других актов органов государственной власти и местного самоуправления, в разработке документов стратегического планирования;


6.2) оспаривать от своего имени в установленном федеральными законами порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые законом интересы объединения работодателей или создающие угрозу такого нарушения;


6.3) направлять в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, своих представителей в состав общественных советов, постоянных и временных рабочих групп, комиссий, создаваемых при органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим охраняемые законом интересы работодателей в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;


7) принимать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;


8.1) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании основных направлений миграционной политики, определении потребностей экономики в привлечении и использовании иностранных работников;


9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;


10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;


11) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов

Объединение работодателей обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения, регулирующие социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением членами объединения работодателей соглашений, заключенных объединением работодателей и регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей; абзацы восьмой — девятый утратили силу; вести реестр членов объединения работодателей, содержащий сведения о работодателях, включая вид (виды) осуществляемой ими экономической деятельности, об объединениях работодателей и иных некоммерческих организациях, входящих в объединение работодателей.

Объединение работодателей, входящее в общероссийское, общероссийское отраслевое (межотраслевое), межрегиональное (отраслевое, межотраслевое), региональное, региональное отраслевое (межотраслевое), территориальное объединение работодателей, представляет указанным объединениям работодателей сведения о своих членах, содержащиеся в реестре членов объединения работодателей; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности

Объединение работодателей имеет право:


1) формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, местного самоуправления;


2) согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;


3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, местного самоуправления;


4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;


5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;


6) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;


7) принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;


8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;


9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;


10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Объединение работодателей обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей; отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей; оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности

Государственная регистрация объединений работодателей

Ведению государственного реестра объединений работодателей в новой редакции Закона № 156-ФЗ посвящена отдельная статья, положения которой гласят, что сведения о прошедшем госрегистрацию объединении работодателей вносятся в указанный реестр на основании заявления самого объединения. Порядок ведения государственного реестра объединений работодателей устанавливается Правительством РФ.

Объединение работодателей обязано представить сведения о себе для внесения в государственный реестр в течение не более шести месяцев с момента регистрации в качестве юридического лица. Кстати, некоммерческие организации, не внесенные в указанный госреестр, не вправе использовать в своем наименовании слова «объединение работодателей» и образованные на их основе словосочетания.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль