PRO-персонал

Объединения работодателей

  • 29 июля 2016
  • 387

Работодатели в целях представительства и защиты своих прав и охраняемых законом интересов без предварительного разрешения органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов имеют право создавать на добровольной основе объединения, а также вступать в объединения в порядке, установленном уставами объединений работодателей.

В ноябре 2014 г. положения законодательства об этих объединениях были существенно дополнены. Мы расскажем, какие нормы пересмотрены и введены для регулирования деятельности представителей работодателей.

В процессе организации и использования труда работодатели выполняют обязательства, вытекающие из заключенных коллективных договоров и соглашений, признаются стороной социального партнерства, создают условия для функционирования представительных органов работников. Но кто в многоуровневой системе социального партнерства представляет интересы самих работодателей? Это призваны делать созданные ими организации. Объединения работодателей позволяют точнее сформулировать задачи, которые могут быть решены в процессе коллективно-договорного регулирования, определить позицию работодателей как стороны социального партнерства при достижении социальной стабильности и установлении взаимопонимания между сторонами.

Кадровые документы, которые можно восстановить>>>

Учитывая значимость социального партнерства как общественной институции, законодатель принял Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее — Закон № 156-ФЗ), в который 24 ноября 2014 г. были внесены изменения.

Определение и статус объединений работодателей

Объединения работодателей — это социально ориентированные некоммерческие организации, образованные в форме ассоциаций (союзов) и основанные на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей (ч. 1 ст. 3 Закона № 156-ФЗ).

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В советском законодательстве объединения работодателей не выделялись по понятной причине: в основе экономической системы лежала государственная собственность. Впервые о таких объединениях было упомянуто в Законе РФ от 11.03.1992 № 2490–1 «О коллективных договорах и соглашениях». Продолжительное время данный закон оставался единственным документом, где говорилось что-либо про объединения работодателей, притом что он не определял их правовой статус и не раскрывал понятие в целом. В законе было сказано, что объединения выступают представителями работодателей в коллективных переговорах и являются участниками различных видов соглашений.

Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» определил общероссийские объединения работодателей в качестве членов Российской трехсторонней комиссии. В этой связи объединениями работодателей на практике признавались любые организации работодателей, в уставе которых среди целей значилось участие в системе социального партнерства. Такие организации действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Принятый в 2001 г. в ходе реформы трудового законодательства Трудовой кодекс РФ определил, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют объединения работодателей. В развитие положений ТК РФ был принят отдельный Закон № 156-ФЗ.

Это определение было дополнено существенным уточнением об организационно-правовой форме объединений. Ранее этот вопрос оставался открытым, и объединения, согласно их наименованиям и учредительным документам, создавались в формах саморегулируемых некоммерческих организаций, союзов, ассоциаций и других предусмотренных законодательством формах.

Сколько учредителей должно быть у объединения работодателей?

Согласно новой редакции Закона № 156-ФЗ учредителями объединения выступают не менее трех работодателей или двух объединений работодателей (в предыдущей редакции — не менее двух работодателей или двух объединений).

Объединения работодателей — организации некоммерческие, то есть они созданы не для извлечения прибыли или ее распределения между участниками. Но, как и любые некоммерческие организации, объединения работодателей основываются с определенной целью.

Под объединением работодателей понимают объединение субъектов, состоящих в трудовых отношениях с работниками: юридических лиц, физических лиц, юридических и физических лиц.

Обратите внимание: в случае когда работодателем выступает юридическое лицо, именно оно является членом объединения работодателей. Руководитель организации не может быть членом объединения работодателей — он действует от имени возглавляемого им юрлица.

Объединение работодателей обладает следующими признаками:

Признак 1. Является добровольным.

Каждый работодатель свободно решает вопрос о вступлении в объединение или выходе из него.

Признак 2. Основано на членстве, предполагающем продолжительную и организационно оформленную связь между работодателем и объединением, а также выполнение определенных обязанностей и пользование предусмотренными правами.

Признак 3. Объединения работодателей являются независимыми и осуществляют свою деятельность, напрямую не подчиняясь органам государственной власти, местного самоуправления, профессиональным союзам и их объединениям, политическим партиям и движениям, другим общественным организациям (объединениям).

НА ЗАМЕТКУ

Объединение работодателей выступает представителем работодателей, а не стороной социального партнерства и не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением.

Таким образом, в соглашении должны четко разграничиваться обязанности работодателей, использующих труд работников и обеспечивающих определенный уровень условий труда, и объединения работодателей, которое по отношению к своим членам осуществляет организационные, консультационные, информационные функции, но не может отвечать за предоставление гарантий работникам.

При невыполнении тем или иным работодателем своих обязательств по соглашению объединение работодателей может принять участие в разрешении возникших разногласий, оказать воздействие на виновного работодателя.

Положения ТК РФ в новой редакции распространяют действие соглашения на всех работодателей, являющихся членами объединения, заключившего соглашение, а также членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение. Закреплена возможность предусмотреть соглашением, что в случае невозможности реализации отдельных его положений по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками, в случаях, установленных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение в отношении данного работодателя.

ПРИМЕР

Объединения работодателей самостоятельно определяют программу действий, в том числе предусматривают своими уставами в соответствии Законом № 156-ФЗ и другими федеральными законами осуществление деятельности в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, в области профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.

Независимость объединений работодателей означает также, что их создание, реорганизация, ликвидация не требует согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными органами работников. Исключение составляют общие положения гражданского законодательства, позволяющие ликвидировать некоммерческую организацию по решению суда в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной, благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Оформить подписку
logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети.
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.