Изменения в гражданском законодательстве о статусе юридических лиц. Что нужно знать кадровику?

184
Сотрудникам кадровой службы по роду деятельности приходится разбираться во многих вопросах, напрямую не относящихся ни к трудовому праву, ни к кадровому делопроизводству. Вряд ли какой-то другой специалист в компании разбирается, например, в отдельных вопросах охраны труда, настолько же тесно сотрудничает с бухгалтерией и юридической службой, как кадровик.


При этом отдельные задачи невозможно решить без знаний из области гражданского права. Посмотрим, что из последних изменений в нормах о юридических лицах пригодится вам в работе.

1сентября 2014 г. вступили в силу отдельные поправки в правила создания, деятельности и ликвидации юридических лиц, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), состоящие в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В этой норме ТК РФ используется понятие «организационно-правовая форма», что отсылает нас к гражданскому законодательству.

Разбираться в вопросах установления и изменения организационно-правовой формы компании кадровикам нужно хотя бы потому, что в трудовом законодательстве предусмотрены специальные правила для продолжения трудовых отношений при реорганизации работодателя, а также упоминается смена собственника имущества организации.

ПРИМЕР

Так, статья 75 ТК РФ устанавливает определенные правила при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения, согласно которым при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При этом смена собственника не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. В случае отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Сокращение численности или штата работников при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Изменение подведомственности (подчиненности) или реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Получается, что сегодня все кадровые службы обязаны учитывать изменения в гражданском законодательстве, связанные с изменением статуса работодателей — юридических лиц.

Организационно-правовая форма — это совокупность установленных законом обязательных отличительных особенностей юридического лица, характеризующих имущественные и организационные аспекты его внутренних связей, а именно:
• порядок формирования и использования имущественной базы субъекта;
• особенности взаимодействия учредителей и компании;
• совокупность приемов (органов) управления и их особенности.

Организационно-правовая форма юридического лица показывает:
а) форму обособления имущества организации (уставный, складочный капитал, уставный и паевой фонд);
б) определение степени обособления (право собственности, право хозяйственного ведения и оперативного управления);
в) установление объема полномочий и меры поведения управомоченного лица.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Закон № 99-ФЗ сохраняет деление всех юридических лиц:

  • на коммерческие организации, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • и некоммерческие, т. е. организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли.

Не изменен и чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.

В каких формах могут создаваться коммерческие юрлица?

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ в новой редакции юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • хозяйственных партнерств;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При этом пп. 4, 5, 6 ст. 66 ГК РФ содержат следующие правила:

  • Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
  • Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
  • Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования.
  • Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

В каких формах создаются некоммерческие компании?

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общин коренных малочисленных народов РФ;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

Обратите внимание: перечень некоммерческих организаций является закрытым.

НА ЗАМЕТКУ

Государственные корпорации существовали и ранее, до 1 сентября 2014 г.

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» госкорпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации, является ее собственностью. Такая корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Госкорпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Она обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, по которому была создана. Таким образом, специфика госкорпорации заключается в ее некоммерческом характере и отсутствии в качестве основной цели деятельности получение прибыли.

Учредителем государственной корпорации выступает РФ, и данный факт означает, что только РФ обладает полномочиями по управлению корпорацией и контролю за ее деятельностью. Российские госкорпорации действуют в наиболее значимых отраслях общественного производства, в частности в атомном комплексе (Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии „Госатом“», постановление Правительства РФ от 20.09.2008 № 705 «О программе деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Госатом» на долгосрочный период (2009—2015 гг.)«; банковской инфраструктуре (постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1451 «Об утверждении Правил предоставления государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“»), элементами которой выступают предприятия, агентства, службы, обеспечивающие жизнедеятельность банков.

Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Обратите внимание: организационно-правовые формы работодателей после 1 сентября 2014 г. отличаются друг от друга по признакам публичности и непубличности, в отличие от действовавшего ранее разделения на открытые и закрытые хозяйственные общества. Акционерные общества теперь делятся на публичные и непубличные. Согласно ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, не отвечающее этим признакам, признаются непубличными.

Корпорации

Особый интерес вызывает закрепление на законодательном уровне корпоративного юридического лица, при этом термин «корпорация» указывает на организацию, основанную на членстве или участии.

Законом № 99-ФЗ введены корпоративные и унитарные юридические лица, которые могут быть коммерческими и некоммерческими.

Так, согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним могут относиться:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ.

Участники корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юрлица.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Кто управляет корпорацией?

Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может быть съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с ГК РФ и уставом корпорации

ПРИМЕР

Согласно п. 2 ст. 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии в других юрлицах, о создании филиалов и открытии представительств, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.

Детализированное правовое регулирование на основании норм ТК РФ возможно лишь по отношению к государственной корпорации в связи с введением Федеральным законом от 29.12.2010 № 437-ФЗ статьи 3491, которая посвящена особенностям регулирования труда работников государственных корпораций и госкомпаний.

Каковы основные положения трудового законодательства в части особенностей регулирования труда работников госкорпораций?

Прежде всего это особенности заключения трудового договора, связанные с представлением потенциальным работником дополнительных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — своих, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Также сотрудники госкорпораций обязаны сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (ч. 1 ст. 3491 ТК РФ).

Личная заинтересованность работника государственной корпорации или государственной компании, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей, - возможность получения им в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц (ч. 2 ст. 3491 ТК РФ).

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность работника госкорпорации или госкомпании влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами работодателя — госкорпорации или госкомпании, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации (ч. 3 ст. 3491 ТК РФ).

Устанавливаются ли в отношении сотрудников госкорпораций определенные запреты и ограничения?

Работнику государственной корпорации или компании статьей 3491 ТК РФ установлены определенные запреты, например:

  • участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или компании;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических и физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 3491ТК РФ случаев вознаграждения за исполнение функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество госкорпорации или госкомпании, а также передавать его иным лицам;
  • разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством РФ к конфиденциальным, служебную информацию, а также сведения, ставшие известными работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • и др.

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА!

Могут ли у корпорации быть несколько единоличных исполнительных органов?

В статье 653 ГК РФ, посвященной управлению в корпорации, нормативно установлено, что в этом случае образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.), но уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление его полномочий нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. При этом в качестве единоличного исполнительного органа может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

Наряду с единоличным исполнительным в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпорации и не могут являться их председателями.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ единоличным исполнительным органом (руководителм организации) может быть только физическое лицом, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии с комплексом норм гл. 43 ТК РФ, посвященных особенностям регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа, действующее трудовое законодательство рассматривает руководителя организации как работника, вступившего в трудовые правоотношения с юридическим лицом (организацией) для выполнения функций исполнительного органа. При этом трудовые отношения между руководителем организации как работником и работодателем (юридическим лицом) могут возникать на основании не только трудового договора, но и сложного юридического состава, включающего помимо трудового договора, например, избрание на должность, избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначение или утверждение в должности.

Что касается корпоративного юридического лица, то согласно новеллам ГК РФ, во-первых, функции исполнительного органа отныне может выполнять не только физическое, но и юридическое лицо; во-вторых, физических лиц (руководителей) вообще может быть несколько.

А вот кадровые службы будущих корпоративных юридических лиц (корпораций), к сожалению, будут испытывать затруднения в связи с полным отсутствием в ТК РФ правил оформления трудовых отношений с работником негосударственной корпорации.

СИТУАЦИЯ

В феврале 2015 г. состоится очередное собрание учредителей компании, на котором будет избран новый руководитель. Есть ли какие-то положения, которые следует теперь отражать в трудовом договоре руководителя организации, учитывая изменения, внесенные в ГК РФ с 1 сентября 2014 г.?

Обратите внимание: Закон № 99-ФЗ впервые детализирует такие требования к единоличному исполнительному органу, как добросовестность и разумность. Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно. Такая же обязанность возложена на членов коллегиальных органов (наблюдательного или иного совета, правления и т. п.).

В трудовом договоре с руководителем компании желательно конкретизировать понятия добросовестности и разумности, так как за недобросовестность и неразумность новым Законом № 99-ФЗ предусматривается юридическая ответственность. Однако если эти понятия не разъяснить и не ввести в контекст производственной деятельности компании, руководителя сложно будет привлечь к ответственности при возникновении тех или иных правонарушений.

В статье 277 ТК РФ указано, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, возмещает убытки, причиненные его виновными действиями, при этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ появилась императивная норма (ст. 531 ГК РФ) об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени организации, определяющих ее действия, и членов коллегиальных органов.

1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано возместить по требованию юрлица, его учредителей (участников), выступающих в его интересах, убытки, причиненные им по собственной вине юридическому лицу.

2. Должно быть доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей руководитель действовал недобросовестно или неразумно: например, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

3. Ответственность будут нести члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

4. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, обязано действовать в его интересах разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юрлицу.

5. Впервые предусматривается солидарная ответственность лиц, осуществляющих правомочия единоличных и коллегиальных исполнительных органов.

6. Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, являющихся единоличными или коллегиальными исполнительными органами, за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе за совершение недобросовестных и неразумных действий ничтожно.

СИТУАЦИЯ

На повестке дня очередного собрания учредителей стоит вопрос о досрочном прекращении трудового договора с руководителем компании. Есть ли какие-то новые нормы, которые следует учитывать при применении ст. 278 ТК РФ?

Статьей 278 ТК РФ закреплены дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. В частности, п. 2 ст. 278 ТК РФ устанавливает такое основание, как принятие уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

После 1 сентября 2014 г. необходимо учитывать положения Закона № 99-ФЗ о специфике управления отдельными видами юридических лиц. В частности, в ст. 123.1–123.28 ГК РФ указаны особенности управления всеми предусмотренными ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями, включая правила досрочного прекращения обязанностей единоличных исполнительных органов. Например, в случае такой организационно-правовой формы, как ассоциация (союз), речь идет об образовании единоличного исполнительного органа (председатель, президент и т. п.) и постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов (совет, правление, президиум и т. п.), при этом по решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия иных органов могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (п. 2 ст. 1231 ГК РФ).

Таким образом, новые нормы ГК РФ в отдельных ситуациях дополняют ст. 278 ТК РФ и должны учитываться работодателями.

ОБЯЗАННОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

Все новеллы ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ, т. е. после 1 сентября 2014 г. При этом по правоотношениям, возникшим раньше, положения ГК РФ в новой редакции применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после 1 сентября 2014 г., если иное не предусмотрено Законом.

ПРИМЕР

Новые юридические лица должны быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ в новой редакции, за исключением юрлиц, в отношении которых действуют специальные федеральные законы. В частности, к государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», агентству по страхованию вкладов, государственной корпорации — Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также к иным юридическим лицам, создаваемым РФ на основании специальных федеральных законов, положения ГК РФ о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Кадровым службам всех работодателей необходимо действовать в рамках соответствующих учредительных документов, которые, как и наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ, в отдельных ситуациях должны быть приведены в соответствие с нормами ГК РФ в новой редакции.

Часть 1 ст. 57 ТК РФ среди всех сведений о работодателе выделяет его наименование: в тексте трудового договора оно должно быть написано так же, как при государственной регистрации юрлица.

ПРИМЕР

В частности, в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указаны сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Для кадрового делопроизводства наиболее значимыми являются:
1) полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке;
2) организационно-правовая форма;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Заметим, что наименование работодателя во всех документах (включая, безусловно, и трудовые договоры, и многие другие кадровые документы) указывается в полном соответствии с тем, которое закреплено в учредительных документах, включая сокращенное наименование.

После 1 сентября 2014 г. работодатели обязаны учитывать новые правила, касающиеся наименования, места нахождения и адреса юридического лица и установленные в ст. 54 ГК РФ:

  • Наименования должны содержать указание на организационно-правовую форму, при этом название некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях коммерческой должно содержать указание на характер деятельности юрлица.
  • Включение в наименование юридического лица слов «Российская Федерация» или «Россия», а также производных от них допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ.
  • Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в названиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ.
  • Нормативными правовыми актами субъектов РФ может быть установлен порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъекта РФ.
  • Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
  • Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

НА ЗАМЕТКУ

Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, утверждаемых их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о его наименовании, месте нахождения, порядке управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юрлиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юрлица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Работодатели обязаны оформить решение уполномоченных органов, связанных с переименованием юридического лица (организации); внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать данные изменения в установленном порядке, получив свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ; издать приказ по основной деятельности о переименовании организации, определив в нем лиц, ответственных за внесение изменений в документы организации в связи с переименованием, включая бланки и печати.

ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Новеллы гражданского законодательства коснулись и ликвидации юридических лиц, которая является самостоятельным основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом юрлицо может быть ликвидировано:

а) по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или достижением цели, ради которой оно создавалось;

б) по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юрлицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юрлицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей их уставным целям;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создавалось, в том числе если осуществление деятельности юрлица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

ГК РФ в статье 63 детализирует порядок ликвидации юридического лица, выделяя действия ликвидационной комиссии, связанные с необходимостью опубликования данных о госрегистрации юридического лица, сообщения о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами (в течение двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации); выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности; составления ликвидационного баланса; выплаты денежных сумм кредиторам.

Обратите внимание: процесс ликвидации и ее завершение не следует отождествлять с прекращением трудовых отношений с работниками по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, так как увольнение связано не с моментом завершения процедуры ликвидации, детализированной в настоящее время в ГК РФ, а с фактом принятия решения о ликвидации. Если оно принято согласно ст. 61 ГК РФ, увольнение работников является обоснованным и правомерным при условии соблюдения порядка применения этого основания увольнения.

Данный вывод находит свое подтверждение в судебной практике.

ПРИМЕР

Московский городской суд определением от 17.06.2011 по делу № 4г/7–4856/11 признал правомерным увольнение работников в соответствии с постановлением правительства Москвы о ликвидации образовательного учреждения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации.

Аналогичное решение вынес Верховный Суд Удмуртской Республики 30.03.2011 по делу № 33–1075/11 относительно увольнения работников на момент отсутствия записи в ЕГРЮЛ о ликвидации работодателя.

Таким образом, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации организации не свидетельствует о незаконности увольнения, поскольку оно связано с ликвидацией организации в целом, а не с конечной стадией процедуры.

КОМПАНИИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ

Сфера общественного производства с учетом обширной территории России предполагает обязательное функционирование в структуре юридического лица самостоятельных и обособленных подразделений, которые вынуждены вступать в трудовые отношения с работниками путем заключения трудовых договоров.

ПРИМЕР

В частности, структура ОАО «Российские железные дороги» включает большое количество обособленных подразделений и зиждется на доверенности, согласно которой юридическое лицо уполномочивает конкретных руководителей вступать в трудовые отношения и заключать трудовые договоры.

Статья 55 ГК РФ определяет правовой статус представительств и филиалов юридического лица, при этом новая редакция абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ устанавливает правило, что представительства и филиалы тоже должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

От филиалов и представительств следует отличать дочерние хозяйственные общества, которые являются юридическими лицами. ГК РФ дополнен новой нормой (ст. 67.3), устанавливающей правовой статус дочернего общества, которое признается таковым, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом. При этом сама «дочка» не отвечает по долгам основного хозяйствующего субъекта, что свидетельствует об определенной самостоятельности в сфере гражданского оборота. Основное хозяйственное товарищество (общество) солидарно с дочерним отвечает по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия «родителя». В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по долгам «дочки».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль