Трудовые споры работников северных организаций (по результатам судебной практики)

648
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности представляют собой территории с тяжелыми природно-климатическими условиями, в связи с чем работающим на указанных территориях предусматриваются преференции в виде увеличения размера заработной платы, предоставления различных гарантий и компенсаций в период работы и после окончания трудовой деятельности.

Нормы законодательства, предусматривающие северные льготы, регулярно совершенствуются с изменением экономических условий, влияющих на трудовые отношения. Но в результате правоприменительной практики возникает все-таки множество спорных вопросов по применению данных законодательных норм, которые разрешаются в судебных инстанциях.

Следует отметить, что до настоящего времени в силу ст. 423 Трудового кодекса РФ к трудовым отношениям на Севере применяются нормативно-правовые акты органов государственной власти бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей ТК РФ, которые восполняют правовые пробелы российского законодательства, в т. ч. при рассмотрении споров в судах.

Судами часто рассматриваются споры о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки; споры о взыскании расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно; а также споры северных пенсионеров и граждан, переезжающих с Севера в более благоприятные регионы. Рассмотрим некоторые спорные вопросы, разрешаемые судами.

Заработная плата

1. В статьях 315–317 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19.02.1993 № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520–1).

Порядок выплаты и размеры процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1980–VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», а также постановлением Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера».

Районные коэффициенты установлены постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/ П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», а также постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС: от 05.03.1960 № 298/8, от 31.03.1960 № 453/9, от 31.03.1960 № 458/9, от 31.03.1960 № 470/9, от 31.03.1960 № 476/9, от 18.06.1960 № 815/17; постановлениями Правительства РФ: от 12.11.1992 № 868, от 27.05.1992 № 348 и т. д.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ст. 316, 317 ТК РФ, ст. 10 Закона РФ № 4520–1).

Таким образом, действующее законодательство ставит применение районного коэффициента в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели, что создает спорную ситуацию, когда на одной и той же территории для расчета зарплаты работника применяются разные районные коэффициенты.

По отношению к работникам федеральных бюджетных организаций вывод Верховного Суда РФ следующий: к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, применяются районные коэффициенты, установленные федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти бывшего Союза ССР (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, далее – Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

2. Неоднозначно и определение места работы, по которому применяется районный коэффициент, т. к. организация и ее обособленные структурные подразделения могут находиться в разных регионах. В подобных ситуациях суды делают вывод о том, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного структурного подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В целях применения льгот под местом расположения организации следует понимать не только местонахождение ее основного офиса, но и все районы и местности, в которых находятся филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения организации (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от фактического места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.

В то же время районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке, которой согласно ст. 166 ТК РФ является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Данный вывод исходит из положений п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, предусматривающих, что работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 не предоставляются (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Работнику, заключившему трудовой договор о работе по совместительству в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к этим районам, в соответствии со ст. 285 ТК РФ оплата труда производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки на общих основаниях.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от фактического места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.

В то же время районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке, которой согласно ст. 166 ТК РФ является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Данный вывод исходит из положений п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, предусматривающих, что работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 не предоставляются (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Работнику, заключившему трудовой договор о работе по совместительству в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к этим районам, в соответствии со ст. 285 ТК РФ оплата труда производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки на общих основаниях.

3. В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях ст. 317 ТК РФ.

Трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 1 июня 1993 г. суммируется независимо от сроков перерыва в работе (постановление Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (введено в действие с 01.06.1993).

Согласно выводам Верховного Суда РФ процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом ни ТК РФ, ни Закон РФ № 4520–1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Соответственно суды обоснованно полагают при разрешении споров, касающихся начисления процентных надбавок, основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Кроме того, разрешая споры, касающиеся определения стажа, необходимого для исчисления процентной надбавки, суды исходят из того, что действующее законодательство не предусматривает включения периодов деятельности, осуществлявшихся на основании договоров гражданско-правового характера, и периодов индивидуальной трудовой деятельности в указанный стаж.

4. Множественные споры вызывал порядок начисления процентной надбавки и районного коэффициента, а именно начисляются данные выплаты на минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или процентная надбавка и районный коэффициент могут полностью или частично включаться в МРОТ.

Верховный Суд РФ сделал следующий вывод: при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Обратите внимание!
Заработная плата, установленная в размере МРОТ, не включает районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Соответственно к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Верховный Суд РФ подчеркивает, что отсутствие в трудовом договоре условий о применении районного коэффициента и процентной надбавки (в нарушение требований действующего законодательства) не лишает работника права требовать выплаты заработной платы, установленной законодательством.

Разрешая подобные споры, суды руководствуются ст. 1 Закона РФ № 4520–1, согласно которой действие названного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ, устанавливающими повышенную оплату труда за работу в особых климатических условиях, положениями ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Расходы по проезду в отпуск и обратно

1. Разрешая споры о компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, суды исходят из того, что действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок указанной компенсации работникам организаций, финансируемых не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ).

Исходя из содержания ч. 1 ст. 325 ТК РФ, суды пришли к выводу, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно выплачивается работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, при условии предоставления ему оплачиваемого ежегодного отпуска (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

В судах неоднократно оспаривался отказ работодателя в реализации имеющегося права на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что федеральный законодатель, устанавливая периодичность реализации работником права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа, связывает указанное право с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска и местом его использования (ст. 325 ТК РФ). Выезд женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, в другую местность, в том числе в целях отдыха, не является проездом к месту использования этого вида отпуска, в связи с чем установленные законом основания для компенсации расходов по проезду отсутствуют.

Трудовым законодательством разграничиваются понятия ежегодного оплачиваемого отпуска и иных отпусков. Отпуск по уходу за ребенком не относится к видам отпусков, перечисленных в ст. 114–119 ТК РФ и отнесенных ст. 107 ТК РФ к времени отдыха.

Отпуска по уходу за ребенком являются особыми видами отпусков, которые регулируются нормами гл. 41 ТК РФ, устанавливающими особенности предоставления отпусков по уходу за ребенком и гарантии находящимся в таких отпусках женщинам. При этом положения указанной главы не предусматривают компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (определение Верховного Суда РФ от 03.10.2013 № АПЛ13-389).

Суды удовлетворяли требования работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, о компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в случае предоставления им не ежегодного оплачиваемого, а другого вида отпуска исходя из того, что в ряде нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления указанным лицам установлены дополнительные гарантии в части вида отпуска, в период нахождения в котором работник может воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

ПРИМЕР

В соответствии с Положением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, и неработающим членам их семей, утв. постановлением правительства Мурманской области от 12.04.2005 № 132-ПП:

Право на компенсацию стоимости проезда возникает у Работника:

  • при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или его части за первый год непрерывной работы у конкретного Работодателя;
  • при выезде к месту отдыха в период нахождения в отпуске по беременности и родам;
  • при выезде к месту отдыха в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет при условии, что до предоставления отпуска по уходу за ребенком у Работника имелось нереализованное право на проезд в текущем двухгодичном периоде;
  • в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения), предоставленном начиная со второго, четвертого, шестого и т. д. года непрерывной работы у конкретного Работодателя.
2. В судах сложилась практика решения вопроса о том, компенсируются ли работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ), расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно, которые удовлетворяют требования указанных работников об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Верховный Суд РФ сделал вывод, что работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ), компенсация оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно предоставляется и в том случае, если он возвратился из места проведения отпуска после его окончания (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Для работников федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда РФ или федерального государственного учреждения (далее – федеральные работники) и членов их семей в ст. 325 ТК РФ установлено, что оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Каких-либо ограничений для компенсации указанных расходов в зависимости от срока возвращения работника с места использования отпуска, если такой отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ предоставлен работнику с последующим увольнением, законодательство не содержит.

Трудовое законодательство связывает оплату стоимости проезда с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска и не устанавливает ограничения в части обязательного возвращения работника в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Нормы ст. 325 ТК РФ не содержат требований обязательного возвращения работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

3. Как следует из положений ст. 325 ТК РФ обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи федерального работника проезд к месту использования отпуска и обратно обусловлена выездом самого работника к месту отдыха независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи.

В случае если федеральный работник не выезжал в отпуск с Севера, то он лишается возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на членов своей семьи, т. к. право члена семьи работника производно от права самого работника (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

4. Размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П отмечено, что законодатель вправе при осуществлении правового регулирования, связанного с предоставлением работникам тех или иных гарантий за счет средств работодателя, использовать дифференцированный подход, основанный на таких объективных факторах, как экономические и организационные характеристики работодателя, включая способ финансирования. Соответственно различия в правовом регулировании размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от того, у каких работодателей они работают – финансируемых из бюджета либо не относящихся к бюджетной сфере, не могут расцениваться как не имеющие объективного и разумного оправдания и, следовательно, как нарушающие требования ст. 19 Конституции РФ.

Между тем такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

В случае отсутствия нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха для лиц, работающих в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, суды руководствовались положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

Переезд с Севера (на Север)

Действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок выплаты компенсации расходов, связанных с переездом, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работникам государственных органов и государственных учреждений субъектов РФ (далее – бюджетные работники субъектов РФ) возложена на органы государственной власти субъектов РФ, работникам органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (далее – муниципальные бюджетные работники) – на органы местного самоуправления, а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).

Требование о предоставлении названных компенсаций в связи с осуществлением гражданином трудовой деятельности в особых климатических условиях является для работодателя обязательным и не отнесено законодателем к свободе усмотрения работодателя при заключении трудового договора, в связи с чем Верховный Суд РФ признал недействующими нормы закона субъекта РФ, устанавливающие, что компенсации по переезду на Север предоставляются работнику, если соответствующие условия включены в трудовой договор, заключенный с работодателем (определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 1-АПГ15-1).

В то же время Верховный Суд РФ признает право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению дополнительных условий по предоставлению компенсации расходов, связанных с переездом соответственно бюджетных работников субъектов РФ и муниципальных бюджетных работников (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

ПРИМЕР

Установление минимального стажа работы в соответствующих организациях для получения компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и (или) периода, в течение которого сохраняется данное право после расторжения трудового договора с соответствующей организацией или после заключения трудового договора.

В соответствии с Положением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, утв. постановлением Правительства Мурманской области от 12.04.2005
№ 1 31-ПП право на компенсацию расходов, связанных с переездом, сохраняется:

  • за работником и членами его семьи, прибывшими вместе с ним в районы Крайнего Севера, в течение одного года со дня заключения работником трудового договора о работе в данной организации;
  • за работником и членами его семьи, выезжающими вместе с ним к новому постоянному месту жительства, в течение шести месяцев со дня расторжения работником трудового договора.

Право на пенсию

Многократны споры лиц, претендующих или имеющих право на северную пенсию, которая выплачивается в повышенном размере (далее – северная пенсия).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

  • лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, установленной на общих основаниях;
  • лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, установленной на общих основаниях.

Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для работников Севера также предусматривался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (ст. 14, 15).

Поскольку северная пенсия выплачивается при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) в местностях, приравненных к ним, существенное значение для ее установления имеет определение места осуществления трудовой деятельности.

Так Верховный Суд РФ по многим спорам работников, осуществляющих трудовую деятельность на морских судах, сделал следующий вывод:

Обратите внимание!
Месторасположением порта приписки морского судна определяется территориальная его принадлежность

Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.

Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки.

Само по себе то обстоятельство, что это судно во время совершаемых рейсов заходило в порты, расположенные в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях, не может служить основанием для вывода о стаже работы в районах Крайнего Севера и (или) о смешанном стаже работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах и местностях носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах и местностях.

Обратите внимание!
Место работы работников поездов определяется по месту нахождения организации, с которой они состоят в трудовых отношениях

Для расчета пенсионного стажа моряков, находящихся в плавании, такой порядок неприменим потому, что в этом случае пришлось бы исключать из этого стажа все периоды нахождения судна в местах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и к приравненным к ним местностям, включая время нахождения судна в открытом море или время стоянки его в несеверных портах. Такой расчет пенсионного стажа привел бы к его неизбежному уменьшению и ухудшению правового положения работников (определения Верховного Суда РФ от 22.03.2013 № 75-КГ12-19; от 12.04.2013 № 75-КГ13-10; от 05.04.2013 № 75-КГ13-9; от 22.03.2013 № 75-КГ12-15; от 29.03.2013 № 75-КГ12-13; от 02.08.2013 № 64-КГ13-4и т. д.).

Аналогично определяется Верховным Судом РФ место работы работников поездов.

На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.

То обстоятельство, что поезд во время совершаемых поездок временно находился в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах и местностях носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах и местностях (определение Верховного Суда РФ от 21.06.2013
№ 75-КГ13-13).

Прочие споры

Верховный Суд РФ поставил точку и в следующих спорах работников Севера:

1. Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Гарантированный более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы сохраняется за указанным работником в том числе в следующих случаях:

  • если по вине работодателя работник был лишен возможности своевременно обратиться в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • достижения уволенным работником пенсионного возраста, получения им пенсии.

В то же время работникам, работающим у работодателя – физического лица, согласно ст. 307 ТК РФ, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если при заключении трудового договора между индивидуальным предпринимателем и работником не достигнуто соглашение о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

2. В соответствии со ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Верховный Суд РФ постановил, что предоставление дополнительного выходного дня является правом одного из родителей, имеющего ребенка до 16 лет, поэтому работодатель такого работника не вправе отказать ему в предоставлении указанного выходного дня в связи со служебной необходимостью (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

3. Установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Положения ст. 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.

Соответственно работа женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая сверх установленной для них законодательством продолжительности рабочего времени (36 рабочая неделя), подлежит дополнительной оплате (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).

4. Лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется продолжительностью соответственно 24 и 16 календарных дней и суммируется с основным отпуском.

Положения ст. 287 ТК РФ, определяющие что гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы, не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в данных районах и местностях, дополнительный отпуск предоставляется на общих основаниях, т. е. соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности (Обзор ВС РФ от 26.02.2014).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль