Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения. Опыт Мурманской области

268
В соответствии с действующим законодательством для граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, а также в местностях, официально признанных приравненными к северным регионам, установлен целый ряд разнообразных государственных гарантий и компенсаций, в числе которых следует упомянуть, например, повышенную по сравнению с остальными работниками оплату труда, сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготное медицинское обслуживание и так далее.

При этом в числе особо значимых гарантий необходимо выделить установленное российским пенсионным законодательством право граждан на получение досрочных пенсий по старости в связи с их продолжительной работой на Крайнем Севере.Рассмотрим отдельные проблемные вопросы, связанные с привлечением к дисциплинарной ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия сотрудников, замещающих государственные должности Мурманской области.

Вопросы установления дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и порядка привлечения к такой ответственности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральными законами от  25.12.2008 №  273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), от  06.10.1999 №  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от  03.12.2012 №  230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от  07.05.2013 №  79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон №  79-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Перечень государственных должностей Мурманской области приведен в ст. 1 Закона Мурманской области «О государственных должностях Мурманской области».

Согласно ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции лицо, замещающее государственную должность субъекта РФ, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

  • непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
  • непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления лицом предпринимательской деятельности;
  • вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Лицо, замещающее государственную должность субъекта РФ, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Понятие конфликта интересов в отношении лица, замещающего государственную должность субъекта РФ, в Законе о противодействии коррупции не установлено. Однако в ст. 10 указанного Закона применяется понятие «конфликт интересов на государственной или муниципальной службе», согласно которому это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего (под которой понимается возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Полагаем, что по аналогии это понятие можно применить и к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Более подробную информацию о том, что следует понимать под конфликтом интересов дает «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования», утв. письмом Минтруда России от  15.10.2012 № 18–2/10/1–2088.

Порядок привлечения лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, к ответственности за коррупционные нарушения устанавливается, в том числе, законами субъектов РФ.

Прокуратурой Мурманской области разработан и внесен на рассмотрение в Мурманскую областную Думу проект закона Мурманской области «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, в связи с утратой доверия». Законопроект основывается на ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции, но дополняет основания увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности, предусмотренные данной статьей, основанием, предусмотренным ст. 10 Закона №  79-ФЗ.

Кстати сказатьВ статье 10 Закона №  79-ФЗ установлено, что несоблюдение лицом, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 2 этого Закона (в том числе и замещающим (занимающим) государственные должности субъектов РФ), его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

Порядок, указанный в законопроекте, предусматривает, что увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Мурманской области (за исключением губернатора Мурманской области), в связи с утратой доверия осуществляется на основании материалов по результатам проверки, проведенной подразделением (комиссией) органа государственной власти Мурманской области или иного государственного органа, в которое указанное лицо представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При принятии решения об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Мурманской области, в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного лицом, замещающим государственную должность Мурманской области, коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

Решение об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации в подразделение (комиссию) государственного органа Мурманской области, в которое указанное лицо представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о совершении этим лицом коррупционного правонарушения, не считая периода его временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на работе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов подразделением (комиссией) государственного органа, в которое указанное лицо представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

До применения дисциплинарного взыскания подразделением (комиссией) государственного органа Мурманской области, в которое представляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, затребуется от лица, замещающего государственную должность Мурманской области, письменное объяснение. Если по истечении трех рабочих дней указанное объяснение не представлено, то составляется соответствующий акт.

Решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Мурманской области, в связи с утратой доверия принимается тем государственным органом (должностным лицом), которым осуществлялось его назначение (избрание) на государственную должность.

В ходе обсуждения указанного законопроекта возникли вопросы по поводу возможности предоставления права проводить проверку соблюдения лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, установленных законодательством ограничений, запретов и обязательств, подразделению (комиссии) органа государственной власти Мурманской области или иного государственного органа, в которое указанное лицо представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно п. 6 Положения «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утв. постановлением губернатора Мурманской области от  25.09.2009 №  174-ПГ, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровое подразделение государственного органа Мурманской области, а для лиц, замещающих государственные должности Мурманской области в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, – в управление государственной службы и кадров аппарата правительства Мурманской области.

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, соблюдения ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством, регулируется Положением «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Мурманской области», утв. постановлением губернатора Мурманской области от  30.10.2009 №  189-ПЗ. Указанным Положением также предусмотрено, что проверка осуществляется:

  • управлением государственной службы и кадров Аппарата Правительства Мурманской области по решению губернатора Мурманской области в отношении лиц, замещающих государственные должности Мурманской области в исполнительных органах государственной власти Мурманской области;
  • соответствующим подразделением кадровой службы иного государственного органа Мурманской области по решению руководителя государственного органа Мурманской области в отношении лиц, замещающих государственные должности Мурманской области в иных органах государственной власти Мурманской области.

Таким образом, в государственных органах Мурманской области (за исключением органов исполнительной власти Мурманской области и Мурманской областной Думы, где сформирована специальная депутатская комиссия в соответствии с Федеральным законом от  06.10.1999 №  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», далее – Закон №  184-ФЗ) проверка соблюдения лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, установленных законодательством ограничений, запретов и обязательств, должна проводиться кадровыми подразделениями этих органов. Однако это может привести к конфликту интересов, так как лица, замещающие государственные должности Мурманской области, являются, как правило, руководителями государственных органов, а сотрудники кадровых служб – их подчиненными.

Представляется, что для исключения конфликта интересов осуществлять проверку соблюдения лицами, замещающими государственные должности Мурманской области (кроме губернатора Мурманской области и депутатов Мурманской областной Думы), установленных законодательством ограничений, запретов и обязательств должен единый государственный орган (подразделение государственного органа) по аналогии с регулированием данных вопросов на федеральном уровне. Так, согласно п. 2 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от  21.09.2009 № 1066, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности РФ, указанные в подп. «а» п. 1 рассматриваемого Положения, и соблюдения этими лицами ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных федеральным законодательством, осуществляется Управлением Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

Также необходимо отметить, что в соответствии с Законом №  184-ФЗ проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Мурманской областной Думы, а также соблюдения ими ограничений и запретов, установленных законодательством, осуществляет комиссия областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами. Порядок проведения указанной проверки определен законом Мурманской области «О статусе депутата Мурманской областной Думы».

Отдельно стоит отметить, что вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения губернатора Мурманской области регулируются Законом №  184-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 19 указанного Закона полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) прекращаются досрочно в случае отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Законом о противодействии коррупции, либо установление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, соблюдения должностных обязанностей в отношении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ определен Положением «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от  21.09.2009 № 1066.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль