Проблемы инвалидов. Готовы ли северные организации решать их в 2016 г. в соответствии с изменениями в законодательстве?

820
В последние три года после ратификации Конвенции о правах инвалидов были внесены значительные изменения в российские законы, в которых есть правовые нормы, устанавливающие и защищающие права данной категории граждан. Упомянутая Конвенция не единственный международный документ, посвященный инвалидам, но именно ее ратификация Россией в 2012 г. вызвала к жизни большое количество новых положений в российском законодательстве, имеющих огромное значение для системного подхода к решению проблем инвалидов.

 Особенно это касается Федерального закона от  01.12.2014 №  419-ФЗ, которым были внесены изменения и дополнения в 25 законов. Вступление в силу положений этого закона только в 2016 г. говорит о том, что всем, кто решает многочисленные вопросы данной категории российских граждан, предоставлено время для подготовки пакета новых документов, определения суммы бюджетных средств различного уровня на реализацию отдельных правовых предписаний, разработки технических заданий, необходимых для обеспечения инвалидам доступной среды, предоставления инвалидам соответствующих технических приспособлений и т. д.

Особое внимание подготовке к введению в жизнь положений, о которых пойдет речь ниже, необходимо обратить государственным органам, общественным организациям и работодателям северных регионов нашей страны, поскольку организовать в суровых климатических условиях, особенно в зимнее время, доступную для инвалидов среду особенно трудно.

Целью Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г. (далее – Конвенция) является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также уважение их достоинства. Такое же целевое назначение имеет и российское законодательство, посвященное инвалидам, в том числе Федеральный закон от  24.11.1995 №  181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов). Регулярно начиная с  90-х гг. прошлого века постановлениями Правительства РФ утверждались федеральные целевые программы, касающиеся инвалидов
( «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов», «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий», «Социальная защита инвалидов военной службы» и др.) и определялись меры по их исполнению. Однако далеко не все намеченное было реализовано по причинам, широко освещаемым в печати (отсутствие официальной государственной политики в отношении инвалидов, недостаточное финансирование целевых программ, безнаказанность представителей органов местного самоуправления за невыполнение мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, социальная разобщенность инвалидов и остальных граждан). К тому же многие правовые нормы, касающиеся создания для инвалидов доступной среды, продолжали сохранять декларативный характер и не обеспечивали реализацию законных прав инвалидов, поскольку не подкреплялись точным механизмом претворения их в жизнь.

Обратите внимание!

Конвенция ратифицирована Федеральным законом от  03.05.2012 №  46-ФЗ и вступила в силу для России 25.10.2012

Ратификация Конвенции подтолкнула российских законодателей определить более конкретные мероприятия, которые должны быть обеспечены органами государственной власти, общественными организациями, работодателями, чтобы российские инвалиды могли воспользоваться своими правами в различных сферах жизнедеятельности.

Новые формулировки

Начнем с того, что Конвенция привела к расширению понятийного аппарата, используемого в российском законодательстве. Появление новых понятий и уточнение ряда прежних формулировок не носит просто теоретический характер: отталкиваясь от него, можно понять, чего именно надо достичь, реализуя то или иное правовое предписание.

Возьмем для примера выражение «защита граждан страны от дискриминации по признаку инвалидности». Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещаются любые формы ограничений прав граждан по любым обстоятельствам. Ни в данной статье Конституции РФ, ни в ст. 3 Трудового кодекса РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда», ни в других федеральных законах не упоминается защита граждан страны от дискриминации по признаку инвалидности, хотя, конечно, она подразумевается при изложении более общих положений о запрещении дискриминации. Теперь об этом будет сказано в ст. 3.1 Закона о защите инвалидов, введенной в данный закон Федеральным законом от  01.12.2014 №  419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Закон от  01.12.2014 №  419-ФЗ). По существу, повторена формулировка, содержащаяся в ст. 2 Конвенции с некоторыми редакционными уточнениями.

Дискриминация по принципу инвалидности расшифровывается как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении. Тут же поясняется, что разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

В статье 1 Закона о защите инвалидов содержится определение инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Здесь же указывается, что ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Практическое значение такого определения мы видим в таком подзаконном нормативном акте, как Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утв. приказом Минтруда России от  29.09.2014 № 664н). В нем способности (возможности) лица, о которых идет речь в определении инвалида, представлены в качестве основных категорий жизнедеятельности, которыми оперируют врачи МСЭ. Установлено, что каждая из этих категорий имеет три степени.

ПРИМЕР

1-я степень способности к ориентации означает способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств,

2-я степень – ориентацию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств,

3-я степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

Степени ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяются исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Заметим, что приведенная выше формулировка понятия «инвалид» несколько отличается от той, что содержится в ст. 1 Конвенции, но она не противоречит тому, что сказано в Конвенции (там инвалид представлен как лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими). В совокупности обе формулировки создают более точную характеристику инвалида.

В соответствии со ст. 26 Конвенции государства – участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, поощряют развитие начального и последующего обучения специалистов и персонала, работающих в сфере абилитационных и реабилитационных услуг, а также наличие, знание и использование относящихся к абилитации и реабилитации ассистивных устройств и технологий, предназначенных для инвалидов.

В российском законодательстве о реабилитации инвалидов говорится довольно много. Более того, в ст. 9 Закона о защите инвалидов теперь представлены понятие реабилитации и ее основные направления. Абилитация в нашем законодательстве ранее не упоминалась. Поскольку в Конвенции реабилитационные услуги и программы упоминаются в сочетании с абилитационными услугами и программами, потребовалось и в российское законодательство ввести понятие «абилитация» и производные от этого слова прилагательные.

Если реабилитация представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, то абилитация расшифровывается как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В Законе о защите инвалидов упоминание об абилитации теперь будет не менее чем в половине правовых норм. Практическое определение этих понятий в том, что теперь для инвалидов будут составляться индивидуальные программы не только реабилитации, но и абилитации, а их содержание должно будет соответствовать положениям ст. 11 Закона о защите инвалидов. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Федеральным учреждениям МСЭ начиная с 2016 г. необходимо будет направлять выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их  организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. В свою очередь указанные органы и организации должны будут предоставлять информацию об исполнении возложенных на них указанными программами мероприятий в федеральные учреждения МСЭ по форме и в порядке, которые будут утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В Конвенции есть ст. 9 «Доступность». Она носит весьма обобщающий характер, поскольку имеет в виду предоставление инвалидам возможности «участвовать во всех аспектах жизни» при обеспечении им доступа к физическому окружению (судя по всему, имеется в виду общение с окружающими инвалидов людьми), транспорту, информации, связи, другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению как в городских, так и в сельских районах. В то же время в ней перечислены многие меры, которые включают выявление и устранение барьеров, мешающих доступности инвалидов к услугам.

В 2015 г. завершается российская федеральная целевая программа «Доступная среда», которая была рассчитана на  2011–2015 гг. Если в начале ее действие апробировалось в трех регионах, то в настоящее время, по данным Минтруда России, она охватывает 75 регионов. В 2014 г. на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 млрд руб., из региональных бюджетов – 3,6 млрд руб.

Многое уже сделано, особенно в крупных городах (например, к светофорам подключались звуковые сигналы, настилалась рельефная тактильная плитка шириной не менее 60 см, которую можно чувствовать ногами или тростью, устанавливались пандусы с поручнями с углом уклона не более 5 градусов и приспособления для подъема кресел-колясок в домах, расширялись дверные проемы и т. д.). Однако проблем в работе по организации доступной среды инвалидам еще довольно много. Минтруд России полагает продлить программу «Доступная среда» до 2020 г. Поэтому уже сейчас как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (в том числе в северных регионах) должны быть учтены те новые правовые нормы, которые появились по этому поводу не только в Законе о защите инвалидов, но и во многих иных нормативных правовых актах.

Реализация мероприятий

Многие категории инвалидов (особенно инвалиды по зрению и слуху) испытывают недостаток знания окружающей среды, в связи с чем для них очень важно предусмотренное в ст. 14 Закона о защите инвалидов обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Доступ инвалида к информации начинается с возможности общения инвалида с другими людьми. Общение в Конвенции представлено как использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как и печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию. Язык включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков.

В российском законодательстве обращает на себя внимание уточнение финансового обеспечения выпуска литературы для инвалидов по зрению: сказано, что оно является расходным обязательством РФ. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и  рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций, является расходным обязательством субъектов РФ, для муниципальных библиотек – расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством РФ.

Несколько ранее (в январе 2013 г.) в соответствии с Федеральным законом от  30.12.2012 №  296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“» на органы государственной власти и органы местного самоуправления ст. 14 Закона была возложена обязанность создавать условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ. Идет речь о введении системы субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) утвержден постановлением Правительства РФ от  25.09.2007 № 608.

На уполномоченные органы возложена обязанность оказывать инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами, обеспечивать подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка.

Законом от  01.12.2014 №  419-ФЗ предусмотрены дополнения и изменения ряда правовых норм, содержащихся также в федеральных законах от  09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от  29.12.1994 №  78-ФЗ «О библиотечном деле», от  26.05.1996 №  54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», от  22.08.1996 №  126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от  25.06.2002 №  73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Эти изменения направлены на обеспечение доступности для инвалидов к культурным ценностям. Например, определен механизм расходования средств федерального бюджета, выделенных для поддержки кинематографа, на субтитрирование и тифлокомментирование национальных фильмов.

В новой редакции с 2016 г. будут действовать ст. 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и ст. 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» Закона о защите инвалидов. Изменения в этих статьях направлены на преодоление барьеров, препятствующих получению инвалидами различных услуг.

Особого внимания требует обеспечение доступа инвалидов к различным видам транспорта. Оно конкретизировано (с 1 июля 2016 г.) в новых или уточненных правовых нормах, содержащихся в таких федеральных законах, как: Кодекс РФ внутреннего водного транспорта РФ (ст. 95), от  10.01.2003 №  17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (п. 3 ст. 17), от  10.01.2003 №  18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 80.1), от  07.07.2003 №  126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 52), от  08.11.2007 №  259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ст. 21.1), от  08.11.2007 №  261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 4.1 ст. 17).

ПРИМЕР

Применительно к железнодорожному транспорту предусмотрено оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов зву-ковой и зрительной информации. На вокзалах такие пассажиры должны получать без дополнительной платы помощь при передвижении по территории вокзала, при входе в поезд и выходе из него, вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски, иметь возможность пользоваться транспортом вместе с  собакой-проводником при наличии документа, подтверждающего ее специальную подготовку и выданного по форме в определенном порядке. Обучение и инструктирование персонала по предоставлению инвалидам подобных и иных услуг должно быть организовано органами исполнительной власти и руководителями соответствующих организаций.

В Конвенции отдельная статья (ст. 24) посвящена праву инвалидов на образование. В России в 2013 г. утратила силу ст. 18 Закона о защите инвалидов «Воспитание и обучение детей-инвалидов». Сделано это было в связи с тем, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), в котором получению образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная ст. 79. В ней, в частности, речь идет об обучении и воспитании в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, о создании специальных условий для обучения с использованием специальных образовательных программ, учебно-методических материалов, методов, обучения и воспитания, предоставление услуг ассистента (помощника) и т. д. При этом предусмотрена возможность организации обучения детей-инвалидов как совместно с другими обучающимися, так и в специальных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Оговорено бесплатное обеспечение таких детей специальными учебниками, учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиками (на эти цели предназначены бюджетные средства). Оставшаяся в Законе о защите инвалидов ст. 19 «Образование инвалидов» в полной мере согласуется со ст. 79 Закона об образовании.

Новую редакцию в Законе о защите инвалидов получила ст. 13, посвященная медицинской помощи инвалидов. Оказание им квалифицированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам нашей страны бесплатной медицинской помощи. Более подробно излагать в этом Законе меры по оказанию медицинской помощи инвалидам нет необходимости, поскольку все необходимые на этот счет сведения содержит Федеральный закон от  21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), реализация которого началась в 2012 г. и продолжается до сих пор.

Дополнительно в ст. 10 Закона об охране здоровья в перечне мер, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, теперь дополнительно будет указано оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Трудоустройство инвалидов

Конвенция провозглашает право инвалидов на труд наравне с другими. Это право согласно ст. 27 Конвенции означает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. В перечне мер, которые должны быть реализованы в  государствах-участниках, названо расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы.

Помощь инвалидам в трудоустройстве оказывают органы содействия занятости населения в соответствии с Законом РФ от  19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения). Функции контроля и надзора за регистрацией инвалидов в качестве безработных подробно изложены в соответствующем федеральном государственном стандарте, утвержденном приказом Минтруда России от  11.07.2013 № 303н.

Для органов службы занятости подбор работы для инвалидов – сложная задача. Они ограничены не только наличием вакантных мест, но и рекомендациями врачей МСЭ, конкретизированными применительно к каждому конкретному лицу с ограниченными возможностями в сфере трудовой деятельности. Иными словами, инвалид должен быть трудоустроен таким образом, чтобы были исключены те производственные операции, физические и сенсорные нагрузки, режимы и условия труда, которые могут ухудшить его состояние здоровья. Несомненно, помочь в трудоустройстве инвалидов сможет обмен сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями МСЭ, который должен быть налажен с 2016 г. (соответствующие записи на этот счет теперь будут в подп. 17 п. 3 ст. 7 и п. 7 ст. 15 Закона о занятости населения).

По результатам анализа и экспертной оценки международных и российских нормативных правовых, организационных и методических документов, а также российского и зарубежного опыта в сфере трудовой и профессиональной деятельности инвалидов были разработаны и приказом Минтруда России от  04.08.2014 № 515 утверждены Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности и Методические рекомендации к нему.

Перечень содержит 207 профессий и 241 должность. Он носит рекомендательный характер, а это значит, что специалисты МСЭ могут определить для инвалида трудоустройство и в других профессиях и должностях.

При разработке Перечня из специального законодательства были учтены не только Конвенция о правах инвалидов, но и большое количество нормативных правовых актов, в числе которых и акты последних лет – Федеральный закон от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также Методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о специальной оценке условий труда и инструкция по ее заполнению, утв. приказом Минтруда России от  24.01.2014 № 33н. На последнее обращено внимание в связи с тем, что инвалидам не должны быть рекомендованы те виды деятельности, где есть производственные операции, физические и сенсорные нагрузки, режимы и условия труда, которые могли бы ухудшить их здоровье. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о защите инвалидов решение учреждения МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами местного самоуправления, а также организациями независимо от  организационно-правовых форм и форм собственности.

Важной правовой мерой в деле трудоустройства инвалидов является установление квоты для их приема на работу. На основании Федерального закона от  02.07.2013 №  183-ФЗ в ст. 21 Закона о защите инвалидов появилось следующее положение: работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не свыше 3% среднесписочной численности работников.

Приказом Минтруда России от  30.04.2013 № 181н был утвержден Федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. Проведение проверок (выездных, документальных – плановых и внеплановых) осуществляется на основании приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения.

При приеме на работу инвалидов работодатели обычно побаиваются требований о создании особых условий труда для инвалидов, оборудовании их рабочих мест специализированным оборудованием. Возможно, им помогут Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности, которые были утверждены Минтрудом России от  19.11.2013 № 685н. Они представляют совокупность требований технического и технологического характера, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции.

Работодателем осуществляется оснащение (оборудование) рабочих мест индивидуально для конкретного лица, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций и ограничения жизнедеятельности, и не должно мешать выполнению трудовых функций других работников.

В указанном выше документе названы не только общие правила (этапы) оснащения (оборудования) специальных рабочих мест, но и те требования, которые необходимо учитывать, когда речь идет о специальных рабочих местах для инвалидов по зрению (отдельно для слабовидящих и слепых), инвалидов по слуху (слабослышащих, глухих, слепоглухих), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и др.

Учет сведений об инвалидах

Обращает на себя внимание введение в Закон о защите инвалидов новой ст. 5.1 «Федеральный реестр инвалидов», что по существу означает учет инвалидов.

Помимо личных данных об инвалиде он будет содержать сведения о его группе инвалидности, ограничении жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности, проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах, предоставленных путевках на  санаторно-курортное лечение, периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж и др.

Сведения для включения в федеральный реестр инвалидов будут предоставляться не только федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, но и Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом РФ, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, иными организациями, предоставляющими государственные услуги инвалидам.

Согласно ст. 5.1 Закона формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, будут осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль