Профессиональные стандарты: инструкция по применению

6283
Сегодня многие процессы производства стандартизированы: существуют стандарты качества, стандарты делопроизводства. А вот современные профессиональные стандарты долгое время отсутствовали - вместо них компании использовали Единый квалификационный справочник, утвержденный еще в 2002 г.. Понятно, что за 13 лет появились новые профессии, которые не были поименованы в справочнике, кроме того, многие требования к специалистам устарели. В этой связи принятие профессиональных стандартов является очень своевременным. Расскажем о том, как применять профессиональные стандарты и в какие внутренние документы компании следует внести изменения в связи с принятием этих документов.

Понятие профессиональных стандартов появилось не так давно в связи с внесением поправок в ст. 1951 Трудового кодекса РФ, в которой под профстандартами понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Ранее для определения характеристик видов работ и требований, предъявляемых к профессиональным знаниям, навыкам, уровню знаний и квалификации рабочих и служащих, применялись Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — квалификационные справочники), утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее — Правила) установлены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

ПРИМЕР

Так, профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожих по психофизиологическим требованиям.

Следует отметить, что в настоящее время приняты профессиональные стандарты не по всем специальностям.

Конечно, все новое — это хорошо забытое старое, поэтому профессиональные стандарты в своей основе взяли все лучшее из квалификационных справочников. Фактически они базируются на той же основе и описывают основные требования к квалификации и опыту работы на определенной должности.

Но профессиональные стандарты и квалификационные справочники имеют и целый ряд отличий.

Отличия и общие черты профессиональных стандартов от квалификационных справочников
Показатели Профессиональные стандарты Квалификационные справочники
Область применения Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников
Содержание «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации» Должностные обязанности, требования к квалификации
Наличие уровней квалификации Установлены различные уровни квалификации Различные уровни квалификации отсутствуют
Наличие системы подтверждения соответствия Соответствие профессиональному стандарту придется подтверждать с помощью сертификата Система подтверждения соответствия отсутствует
Регулирование одним документом нескольких профессий На каждую профессию оформляется отдельный профессиональный стандарт Квалификационный справочник регулирует несколько специальностей
Описание ответственности Имеется Отсутствует
Наличие уровней квалификации 9 уровней квалификации Отсутствует
Возможность использования самостоятельно без специальных знаний и умений Без специальных знаний сложно воспользоваться данной классификацией Легко применить в работе

Обратите внимание: в профессиональных стандартах более детально прописаны полномочия и ответственность специалистов различных уровней. Такое разграничение отсутствует в квалификационных справочниках.

Уровни квалификации в соответствии с профессиональными стандартами
Уровень квалификации Характеристика деятельности Особенности работы
1-й уровень Деятельность под руководством, индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)
2-й уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий, индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий, выбор способа действия по инструкции, корректировка действий с учетом условий их выполнения
3-й уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи, индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач, выбор способа действия на основе знаний и практического опыта, корректировка действий с учетом условий их выполнения
4-й уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений, планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач, ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач, выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
5-й уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения, ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования, выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
6-й уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
7-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в т. ч. инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и/ или организации с использованием разнообразных методов и технологий, в т. ч. инновационных, разработка новых методов, технологий
8-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью ( в т. ч. инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций, ответственность за результаты деятельности крупных организаций и/или отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
9-й уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Работники вносят значительный вклад в определенную область деятельности, несут ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Цели применения профессиональных стандартов

В соответствии с Правилами профстандарты применяются:

1. Работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

2. Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ.

3. При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Для чего профессиональные стандарты могут использовать работодатели?

Профессиональный стандарт позволяет компании установить необходимые требования, которые она должна предъявлять при подборе кандидатов на соответствующие должности.

Профессиональные стандарты руководители могут использовать для повышения квалификации своих специалистов. Кроме того, профессиональные стандарты могут использоваться при проведении аттестации работников.

Еще одной задачей профессиональных стандартов является информирование самих работников о предъявляемых к ним требованиям: это может быть полезно в случае незаконного увольнения работника или возникновения индивидуального трудового спора.

Профессиональные стандарты могут использоваться при разработке кадровой политики, локальных нормативных актов работодателя, например, Положения об оплате труда. Особое значение профессиональные стандарты приобретают при составлении должностных инструкций и внесении изменений в уже утвержденные инструкции, а также при закреплении трудовой функции, прав и обязанностей по должности в заключаемых трудовых договорах.

Формирование кадровой политики

Кадровая политика — это направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы. Нередко все эти нормы закрепляются в соответствующем локальном акте, например, в Положении о кадровой политике. Должностная инструкция представляет собой краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

Пример оформления положения о кадровой политике (фрагмент)

Профессиональные стандарты: инструкция по применению

Увеличить изображение

Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению. Иных четко установленных требований к кадровой политике не установлено.

Поощрение работников

В отдельных случаях в зависимости от соблюдения требований профессиональных стандартов и квалификации работников могут решаться вопросы о поощрении, например, устанавливаться особые критерии премирования.