Обработка персональных данных государственных гражданских служащих

625
Защита и обработка персональных данных государственных гражданских служащих - тема, требующая отдельного рассмотрения. Поговорим о способах защиты конфиденциальной информации, обязанностях сотрудников кадровых служб, получающих доступ к таким сведениям, а также их ответственности за разглашение персональных данных или иные нарушения в работе с ними.

Основным законодательным актом, регулирующим защиту персональных данных, является Федеральный закон от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ). Помимо этого Закона существует ряд специальных законодательных актов, призванных обеспечить защиту персональных данных в отдельных правоотношениях.

ПРИМЕР

Так, правовое регулирование обработки и защиты персональных данных государственных гражданских служащих, помимо Закона № 152-ФЗ и гл. 14 Трудового кодекса РФ, осуществляется также Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и рядом подзаконных актов:
• Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее — Положение о персональных данных госслужащего);
• постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»;
• постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом „О персональных данных“ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» (далее — Постановление № 211) и др.

На локальном уровне порядок обработки и защиты персональных данных госслужащих утверждается соответствующими государственными органами и подлежит официальному опубликованию.

ПРИМЕР

К примеру, утверждены следующие Положения о персональных данных:
• Положение об организации работы с персональными данными федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей Федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 04.07.2011 № 75н;
• Положение о работе по обработке персональных данных в Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 11.11.2008 № 166;
• Положение о работе с персональными данными государственного гражданского служащего ФСТ России и ведении его личного дела, утв. приказом ФСТ России от 07.11.2008 № 441-к;
• Положение об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего Управления делами Президента Российской Федерации, утв. приказом Управления делами Президента РФ от 28.07.2011 № 451 и др.

Необходимо также учитывать, что обработка персональных данных, в том числе и государственных служащих, должна осуществляться с учетом международных норм права.

Основными международными законодательными актами, призванными защищать персональные данные, являются:

  • Директива Организации по экономическому сотрудничеству и развитию о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными;
  • Международная конвенция «Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных» 1981 г.;
  • Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных;
  • Конвенция Совета Европы № 108 о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных.

Принципы обработки персональных данных

Требования к обработке, хранению и передаче персональных данных государственного гражданского служащего во многом совпадают с требованиями, предусмотренными гл. 14 ТК РФ.

Как и в трудовых правоотношениях, персональные данные госслужащего:

1) должны быть получены только у него лично;

2) должны обрабатываться нанимателем только в целях, предусмотренных законом;

3) не могут обрабатываться, если речь идет о политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни служащего, о его членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

4) могут передаваться третьей стороне только с письменного согласия государственного служащего;

5) защищаются за счет средств нанимателя;

6) не могут являться основой для принятия конкретных решений, если получены исключительно в результате автоматизированной обработки.

Понятие и состав персональных данных

Обратите внимание
В случаях, установленных нормативными правовыми актами РФ, персональные данные, внесенные в личные дела, могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Закон № 152-ФЗ определяет персональные данные как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу. Иными словами, персональными данными является любая информация о человеке.

В то же время персональные данные государственного служащего идентифицируют его как специального субъекта, связанного с гражданской службой в конкретном государственном органе.

Поэтому под персональными данными государственного гражданского служащего понимается не любая информация, а лишь сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни госслужащего, позволяющие идентифицировать личность и содержащиеся в его личном деле либо подлежащие включению в личное дело (п. 2 Положения о персональных данных госслужащего).

При этом все персональные данные, внесенные в личные дела, относятся к сведениям конфиденциального характера. Исключение составляет информация, которая подлежит распространению в СМИ. В частности, общедоступными являются сведения о доходах государственного гражданского служащего.

НА ЗАМЕТКУ

К персональным данным относятся:
• фамилия, имя, отчество;
• пол, возраст;
• семейное положение, наличие детей, родственные связи;
• место жительства;
• образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
• место работы, размер заработка;
• наличие судимости;
• факт службы в армии и отношение к воинской обязанности;
• доходы, долги, займы, владение недвижимым имуществом, денежные вклады;
• прочие сведения, которые могут идентифицировать человека.

Меры по защите персональных данных

Обратите внимание
Перечень мер является обязательным для всех государственных и муниципальных органов

В целях реализации мер, предусмотренных Законом № 152-ФЗ, Правительством РФ было принято Постановление № 211, определившее Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных вышеназванным Законом (далее — Перечень мер).

Защитные мероприятия включают:

1. Назначение приказом нанимателя лица (из числа госслужащих), ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном органе.

СИТУАЦИЯ

Два сотрудника кадровой службы государственного органа приказом руководителя уполномочены получать, обрабатывать, хранить и передавать персональные данные госслужащих. Означает ли это выполнение требований законодательства о надлежащей организации обработки персональных данных в государственном органе?

В пункте 4 Положения о персональных данных госслужащего содержится следующее требование: представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих данных.

Однако на самом деле эти требования не аналогичны, так как речь идет о разных субъектах. В первом случае требуется определить лицо, ответственное за всю организацию работы с персональными данными в госоргане, во втором — назначить сотрудников, которые будут непосредственно осуществлять обработку персональных данных.

Как следует из положений ст. 22.1 Закона № 152-ФЗ, лицо, ответственное за обработку персональных данных, выполняет следующие обязанности.

Обязанность 1. Внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства РФ о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных.

Обязанность 2. Ознакомление работников оператора с положениями действующего законодательства о персональных данных, локальными нормативными актами по вопросам их обработки, требованиями к защите персональных данных.

Обязанность 3. Прием и обработка обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

Конкретный объем правомочий ответственного лица отражается в должностном регламенте или инструкции, утвержденной нанимателем.

2. Утверждение актом руководителя госоргана ряда необходимых документов в области защиты персональных данных (табл. 1).

Таблица 1. Документы по обработке и защите персональных данных государственных гражданских служащих

Наименование документа Целевое назначение документа
Правила обработки персональных данных Устанавливают процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства РФ в сфере персональных данных, а также определяют для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований
Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей Устанавливают порядок получения госслужащими информации, касающейся обработки их персональных данных
Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к их защите, установленным Федеральным законом «О персональных данных», принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами оператора Устанавливают порядок проведения контрольных мероприятий по соблюдению нанимателем требований законодательных и подзаконных актов при обработке персональных данных
Правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных Устанавливают порядок обработки обезличенных персональных данных
Перечень информационных систем персональных данных Для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах необходимо руководствоваться Требованиями (в том числе в части определения уровня защищенности персональных данных), установленными постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119, и Требованиями, утв. приказом ФСТЭК России от 11.02. 2013 № 17
Перечень персональных данных Содержит список персональных данных, обрабатываемых в государственном или муниципальном органе в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, оказанием государственных или муниципальных услуг, осуществлением государственных или муниципальных функций
Перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к ним Содержит наименования конкретных должностей данного государственного органа без указания Ф. И. О. лиц, их замещающих
Должностной регламент (должностные обязанности) или инструкция ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе Отражает объем должностных прав, обязанностей, ответственности госслужащего, ответственного за обработку персональных данных
Типовое обязательство служащего государственного или муниципального органа, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных Отражает обязательство ответственного лица в случае расторжения с ним служебного контракта (контракта) или трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей
Типовая форма согласия на обработку персональных данных служащих Расписка государственного или муниципального служащего, дающая нанимателю право на обработку персональных данных субъекта
Типовая форма разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные Расписка государственного или муниципального служащего в том, что ему разъяснены правовые последствия отказа предоставить свои персональные данные для обработки
Порядок доступа служащих государственного или муниципального органа в помещения, где ведется обработка персональных данных Перечень защитных мер, связанных с доступом в помещения, где ведется обработка персональных данных

3. Размещение на официальном сайте государственного или муниципального органа документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, в течение 10 дней после их утверждения.

4. Внедрение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.

Организация защиты персональных данных в информационных системах должна осуществляться в соответствии с Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — Требования к защите персональных данных), утв. постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119.

Эти Требования, в частности, предусматривают виды используемых информационных систем (табл. 2), устанавливают типы угроз и порядок их определения, уровни защищенности информационных систем и персональных данных при их обработке и так далее.

Таблица 2. Типы информационных систем персональных данных

Наименование типа информационной системы персональных данных Краткая характеристика
Информационная система по обработке специальных категорий персональных данных Обрабатываются персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни граждан — субъектов персональных данных
Информационная система по обработке общедоступных персональных данных Обрабатываются персональные данные, полученные исключительно из общедоступных источников
Информационная система по обработке биометрических персональных данных Обработке подлежат сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности лиц, позволяют идентифицировать их личность и используются оператором для этой цели. При этом не обрабатываются сведения, относящиеся к специальным категориям персональных данных
Информационная система по обработке иных категорий персональных данных Обрабатываются персональные данные, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных типов
Информационная система по обработке персональных данных работников оператора Обрабатываются только персональные данные работников данного оператора

В случае если персональные данные обрабатываются без использования средств автоматизации, необходимо выполнять требования, установленные Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687.

1. Проведение периодических проверок условий обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе.

Проверки осуществляются либо лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных, либо комиссией, образуемой руководителем государственного или муниципального органа. О результатах проверки и мерах, необходимых для устранения выявленных нарушений, полномочные лица докладывают руководителю.

2. Обучение.

Действенными мерами по защите персональных данных являются ознакомление служащих, непосредственно осуществляющих их обработку, с положениями законодательства РФ о персональных данных (в том числе с требованиями к их защите), локальными актами по вопросам их обработки и (или) организация обучения сотрудников.

Как осуществляется ознакомление служащих с документами об обработке персональных данных?

Государственный служащий должен быть ознакомлен с соответствующими документами, а факт его ознакомления — зафиксирован в письменной форме. Способ фиксации определяется оператором (лист ознакомления, журнал и т. д.). Помните, что неознакомление госслужащего или работника, непосредственно обрабатывающего персональные данные, означает невозможность привлечения его к ответственности за нарушение положений законодательства или локальных актов о персональных данных.

3. Выполнение оператором обязанности по уведомлению органа, уполномоченного защищать права субъектов персональных данных, об их обработке или намерении ее осуществлять. Случаи, когда указанное уведомление может не производиться, перечислены в ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ.

4. Обезличивание персональных данных.

Обезличивание персональных данных должно не только гарантировать защиту от несанкционированного использования, но и обеспечивать возможность обработки. Это возможно при наличии у персональных данных свойств, сохраняющих основные характеристики при обезличивании.

Какие свойства присущи обезличенным персональным данным?

Как указано в Требованиях и методах по обезличиванию персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ, утв. приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996, к свойствам обезличенных персональных данных относятся:

  • полнота (сохранение всей информации о конкретных субъектах или группах субъектов, имевшейся до обезличивания);
  • структурированность (сохранение связей между обезличенными данными конкретного субъекта или группы субъектов, соответствующих связям, сущестовавшим до обезличивания);
  • релевантность (возможность обработки запросов по обработке персональных данных и получения ответов в одинаковой семантической форме);
  • семантическая целостность (сохранение семантики персональных данных);
  • применимость (возможность решения задач обработки персональных данных оператором, осуществляющим обезличивание данных, обрабатываемых в информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ, без предварительного деобезличивания всего объема записей о субъектах);
  • анонимность (невозможность однозначной идентификации субъектов по данным, полученным в результате обезличивания, без применения дополнительной информации).

НА ЗАМЕТКУ

Обработка сведений, содержащихся в информационных системах персональных данных либо извлеченных из нее, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов, осуществляются при непосредственном участии человека.

Так, при неавтоматизированной обработке персональные данные должны отделяться от иной информации, в частности, путем фиксации на отдельных материальных носителях, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

При фиксации персональных данных на материальных носителях не допускается размещение на одном носителе сведений, цели обработки которых заведомо несовместимы. Если речь идет об обработке различных категорий персональных данных, то для каждой категории должен использоваться отдельный материальный носитель.

Неавтоматизированная обработка персональных данных должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих их обработку либо имеющих к ним доступ.

Ответственность лиц, обрабатывающих персональные данные

Гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел госслужащих, могут быть привлечены к ответственности за две группы нарушений:

1) разглашение конфиденциальных персональных данных;

2) нарушение порядка ведения личных дел.

При этом наниматель вправе рассмотреть вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности. При определенных обстоятельствах нарушитель может быть также привлечен к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Согласно подп. «в» п. 3 ст. 37 Закона о госслужбе увольнение как вид дисциплинарного взыскания может последовать за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей. К иной служебной информации могут быть отнесены персональные данные.

Как следует из п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», увольнение по этому основанию применяется, если:

  • разглашенные сведения отнесены к служебной информации или к охраняемой законом тайне;
  • государственный служащий был обязан хранить эту информацию в силу служебного контракта;
  • разглашенные сведения стали известны госслужащему в связи с выполнением им служебных обязанностей.

СИТУАЦИЯ

Сотрудник кадровой службы государственного органа передал персональные данные государственного гражданского служащего третьей стороне (банку) с нарушением порядка защиты этих сведений. Какие факты следует установить и быть готовым доказать представителю нанимателя, чтобы расторгнуть служебный контракт с нарушителем?

Помимо самого факта разглашения персональных данных нанимателю необходимо будет доказать:
• ознакомление служащего с положениями законодательства и документами нанимателя об обработке персональных данных;
• принятие нанимателем мер по ограничению доступа к персональным данным;
• соблюдение порядка применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

За другие нарушения порядка обработки персональных данных к государственному служащему могут быть применены иные дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности государственной службы.

ПРИМЕР

Б. обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области об отмене приказа об объявлении дисциплинарного взыскания за нарушение им ряда пунктов «Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Управлении Роскомнадзора по Волгоградской области».

18 апреля 2011 г. Б. обратился в Прокуратуру Волгоградской области с заявлением о возможном превышении должностных полномочий сотрудниками Управления Роскомнадзора по Волгоградской области. К заявлению он приложил копии протокола об административном правонарушении и копии постановления по делу об административном правонарушении в отношении третьих лиц. В копиях протокола от 29.03.2011 № 070-Пр и постановления от 29.03.2011 № 025 содержатся персональные данные лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно: фамилия, имя, отчество, должность, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), дата и место рождения, адрес регистрации, сведения о заработной плате, номер телефона. Сняв копию с протокола об административном правонарушении № 070-Пр от 29.03.2011 и постановления по делу об административном правонарушении № 025 от 29.03.2011 года и передав 18.04.2011 эти дркументы в Прокуратуру Волгоградской области, Б. нарушил п. 1.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994, п. 3.4. Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области.

За указанное нарушение к Б. было применено дисциплинарное взыскание, которое он обжаловал в судебном порядке. Суды первой и кассационной инстанции признали действия нанимателя по наложению дисциплинарного взыскания законными (Кассационное определение Волгоградского областного суда от 28.09.2011 по делу № 33–12625/11).

Материальная ответственность

В силу ст. 73 Закона о госслужбе в части, не урегулированной данным федеральным законом, применяются нормы ТК РФ. Поскольку Закон о госслужбе не содержит норм о материальной ответственности, госслужащие могут быть привлечены к ней только в порядке и на основаниях, предусмотренных ТК РФ.

Обратите внимание
Полная материальная ответственность наступает только при разглашении охраняемых законом тайн (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Согласно ст. 90 ТК РФ нарушитель требований к защите персональ- ных данных при их обработке может быть привлечен к материальной ответственности.

Поскольку персональные данные относятся к сведениям ограниченного доступа и охраняются Законом № 152-ФЗ, с госслужащего можно взыскать прямой действительный ущерб в полном размере — предварительно доказав факт причинения ущерба.

Административная и уголовная ответственность

Административная ответственность за правонарушения в сфере обработки персональных данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (табл. 3).

Таблица 3. Административная ответственность в сфере обработки персональных данных

Состав правонарушения Виды ответственности Норма КоАП РФ
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, либо за несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации Административный штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 руб. Ст. 5.39
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Предупреждение Ст. 13.11
Административный штраф на должностных лиц от 500 до 1000 руб.
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей Административный штраф на должностных лиц от 4000 до 5000 руб. Ст. 13.14

В силу ч. 1 ст. 137 Уголовного кодекса РФ незаконный сбор сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации является уголовным преступлением. Как сказано в ч. 2 названной статьи, та же деятельность, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, наказывается:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Соответственно, если в действиях работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других лиц, компетентными органами будет установлен состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 137 УК РФ, работник может быть привлечен к уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность

Если действиями сотрудника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных, их субъекту будет причинен имущественный ущерб или моральный вред, он подлежит возмещению в денежной форме в соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ.

Напомним, что в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законом, суд может обязать нарушителя компенсировать указанный вред в денежной форме. В силу ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший их не докажет, что эта информация соответствует действительности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль