Разработка концепции обучения: требуется помощь!

3600

Вопрос

Разработка концепции обучения: требуется помощь!

Ответ

Дорогие коллеги! Наша организация (розничная торговля, 8 столичных супермаркетов) существует 9 лет. В настоящее время управляющая компания планирует выход в регионы, в города-миллионники. Я – начальник отдела обучения персонала, в подчинении три тренинг-менеджера. Они занимаются в основном подготовкой сотрудников торгового зала. Для обучения менеджеров среднего звена, управляющих супермаркетов и топ-менеджеров управляющей компании приглашают внешних провайдеров, или же руководители повышают свою квалификацию самостоятельно. Представители управляющей компании хотят, чтобы обучение персонала региональных супермаркетов было проведено по внутрикорпоративным стандартам с учетом специфики бизнеса. Передо мной поставлена задача – разработать ориентировочную структуру концепции обучения в регионах. С такой глобальной задачей я еще не сталкивался, поскольку система обучения была внедрена еще до моего прихода в компанию. Пожалуйста, расскажите, каким должен быть план моих действий по разработке концепции обучения персонала региональных супермаркетов.

Если существующая система развития персонала действует давно и вполне эффективно решает текущие бизнес-задачи, то, конечно же, переворачивать все с ног на голову было бы неправильно. Требуется такая концепция обучения в регионах, которая, с одной стороны, органично «вписалась» бы в единую систему, а с другой – была рентабельной.

Для начала нужно определить, кого учить: в уже существующей системе прослеживается разделение на «целевые» категории работников – топ-менеджеры (это будет самая маленькая группа), персонал торгового зала – продавцы (наиболее многочисленная группа), руководители среднего звена и управляющие торгового зала (эти две категории целесообразно объединить в одну группу). Таким образом, есть три группы работников, для которых необходимо подготовить программы обучения. Колесо изобретать не потребуется – нужно лишь адаптировать существующие учебные программы для регионов.

Для адаптации действующих программ важно понять, чему учить. Если они полностью выполняют задачи обучения, то можно их смело использовать с учетом региональной компоненты. Понятно, что в дальнейшем будет необходимо ввести систему заявок на обучение, которые должны будут заполнять работники регионов – это поможет определить, что еще требуется внести в программы периодического обучения (они должны меняться по мере развития бизнеса).

Следующий этап разработки концепции обучения в регионах – выбор форм и методов занятий. Для этого имеет смысл использовать существующую базу: если есть корпоративный портал с возможностью удаленного доступа сотрудников, то одной из форм будет дистанционное обучение. Это малозатратный способ – разработал учебный курс, загрузил его на портал, отправил соответствующую ссылку сотрудникам и проверил их знания по итогам обучения. Другой вариант – подготовить комплекты печатных материалов-кейсов с интерактивными учебными программами на DVD-дисках и отправить их в регионы. И в первом, и во втором случаях к подготовке таких «учебников» потребуется привлечь специалистов IT-подразделения. Два этих способа не предполагают командировочных расходов, отвлечения людей от работы на длительный срок и хороши для обучения руководителей среднего звена и персонала торгового зала.

Для топ-менеджеров целесообразно организовать периодическое обучение на базе управляющей компании, т.к. опосредованные коммуникации в данном случае будут недостаточно эффективными, а внешние провайдеры не смогут сформировать системное видение тех проблем, которые имеются у организации, к тому же очень полезен обмен опытом между регионами.

Дистанционные методы обучения малозатратны, но ничто не заменит непосредственного общения в учебном процессе. Поскольку в штате всего три менеджера по обучению, то слишком часто выезжать в командировки они не смогут, да и расходы на это будут велики (не говоря уже о том, чтобы приглашать всех сотрудников для обучения в управляющую компанию). Поэтому еще один эффективный способ для регионов – подготовка специальных менеджеров-мультипликаторов. Multiplicatio на латыни означает умножение, увеличение, возрастание. Транслировать внутренние стандарты, принципы и требования могут только те, кто участвует в корпоративном процессе. Из наиболее подготовленных и успешных руководителей в данном случае можно создать группу (например, по два  человека из каждого регионального подразделения), организовать их специальную подготовку, и после они уже сами будут проводить обучение на местах, приумножая число успешных
сотрудников. В группу менеджеров-мультипликаторов целесообразно включать тех, кто способен передавать знания, у кого есть склонность обучать. Для мотивации им можно установить надбавку к зарплате и закрепить этих людей специальными приказами по каждому из  региональных отделений.

Ну и, конечно же, чтобы привлекать свежие идеи, вводить новые формы и методы работы, необходимо приглашать внешних провайдеров в каждом регионе, которые также будут проводить обучение.

После того как основные идеи и принципы определены, важно изобразить весь процесс схематично, чтобы презентовать руководству. В схеме также потребуется обозначить периодичность обучения, порядок формирования бюджета с учетом нового регионального блока и систему контроля эффективности подготовки персонала (отчетность о количестве, периодичности, затратах, а также мониторинг влияния обучения на результаты деятельности сотрудников). Ввиду появления нового участка работы можно предложить включение в штатное расписание дополнительно должности менеджера по региональному обучению, а если не позволяют возможности – перераспределить функционал между штатными менеджерами по обучению с внесением изменений в их должностные инструкции. При обсуждении этой схемы с руководителями наверняка возникнут дополнительные вопросы, потребуется скорректировать описанный процесс. При этом в идеале нужно, чтобы в обсуждении приняли участие и топ-менеджеры из регионов, которых этот процесс будет касаться непосредственно.

После согласования нового блока регионального обучения наступает завершающий этап – необходимо внести дополнения и изменения в Положение о политике обучения компании и информировать об этом всех сотрудников. Если не закрепить новые правила на «законодательном уровне», могут возникнуть сбои в бизнес-процессах.

Виктор Доронов, начальник Управления персоналом, ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг», Москва



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль