Подскажите, каким образом мотивировать работников на производстве проходить обучение?

3412

Вопрос

Подскажите, каким образом мотивировать работников на производстве проходить обучение?

Ответ

Поскольку потребности разных групп персонала и каждого сотрудника в отдельности обычно существенно различаются, а учесть их все не представляется возможным, существуют некоторые общие тенденции, влияющие на мотивационный фон.

Что касается подготовки производственных рабочих, то ситуация несколько иная. Существует так называемое обязательное обучение, подтверждающее допуски к работе на определенном оборудовании, обучение технике безопасности и т. д. Мотивация здесь на удивление проста: не пройдено обучение - нет допуска к работе, поскольку не выполнены требования государства, проверяющих и контролирующих органов.

Есть еще «необязательное» обучение, связанное с корпоративными стандартами и задумками руководства. В отличие от части офисного персонала, ориентированного на карьерный рост и воспринимающего почти любое обучение как средство повышения личной капитализации (а потому потенциально готового затрачивать на него свое рабочее и личное время), у производственных рабочих отношение к обучению другое. Объясняется это их прагматичностью - производственники обычно крепкие практики, и чаще всего не жалуют теоретическую подготовку. Кроме того, их, как правило, мало привлекают варианты «обучение впрок», «обучение модным новшествам», да и сам процесс обучения для производственного персонала мало привлекателен».

Во-первых, тема занятий должна соответствовать насущным потребностям, а не грядущему туманному будущему. Например, после подписания контракта о поставке нового оборудования, персонал должен пройти обучение. Или, скажем, после того как принято решение о внедрении новой технологии, специалисты проходят соответствующие курсы. А вот делать наоборот - сначала обучать сотрудников, чтобы посмотреть, «как все пойдет», и только потом принимать решение о переоборудовании - совершенно непродуктивно. Эффект от таких занятий будет минимальный.

Во-вторых, обучение должно быть практичным, с небольшой долей теоретической подготовки (при необходимости), даже если речь идет о тренингах личностного развития. Предположим, вы решили обучить производственный цеховой персонал навыкам эффективных коммуникаций, чтобы добиться гармонизации отношений в коллективе и полюбовного разрешения конфликтов. Устраивать психологические лекции о нюансах и тонкостях общения - мероприятие, обреченное на провал. Тренинг с играми, предполагающими освоение офисных «книксенов», - тоже. Нужны практические занятия, обучающие простым и эффективным приемам на близких к повседневной работе примерах.

И еще один момент: личность преподавателя должна внушать авторитет не своей обширной тренерской, консультационной деятельностью, а практическим опытом работы. Даже если речь идет о занятиях по личностному росту или развитию деловых навыков. Резюмируя все вышесказанное, отметим, что производственникам нужно четко понимать, что им даст обучение и что они получат, потратив время не на работу, а на учебу.

Укажем еще на одну важную составляющую мотивационных схем, подвигающих персонал к обучению и саморазвитию. Показатель успешности менеджмента и необходимое звено при построении модели самообучающейся организации -самомотивация сотрудников, т.е. их собственное стремление к качественному выполнению определенных задач.

Можно добиться развития самомотивации работника, гармонизируя цели компании и его персональные интересы. В таком случае человек видит возможности самореализации, соответствующие его приоритетам. Самомотивированные сотрудники - большой успех кадрового менеджмента компании. Однако этот же фактор, помимо облегчения построения внешних мо-тивационных схем для работников, без должного контроля и внимания способен привести к профессиональному выгоранию персонала. Одной из основных обязанностей руководителя, управляющего самомотивированной командой, становится изучение мотивационного профиля каждого ее члена и постановка задач, способствующих сохранению интереса к работе.

Поскольку интерес к работе -понятие относительное, во многом зависящее от отношения человека к выполняемым обязанностям, с помощью несложных управленческих приемов начальник может формировать самомотивацию подчиненного, меняя его отношение и установки. Например, рефрейминг (от англ. frame - рамка, в дословном переводе - «переобрамление») - прием, позволяющий посмотреть на ситуацию или факт под иным, более продуктивным углом зрения.

Рефрейминг может строиться по принципу позитивного переформулирования сообщений. Скажем, установку сотрудника: «руководитель делегировал мне полномочия, чтобы переложить на меня свои обязанности», можно трансформировать в такую: «тебе поручаются дополнительные функции, поскольку мы уверены в твоих способностях и хотим, чтобы ты рос в компании».

Для изменения установки подчиненных управленцу полезно также акцентировать внимание на преимуществах ситуации или качествах человека. Это может выражаться, к примеру, в использовании в оценочных характеристиках слова «зато» («работник постоянно спорит, зато это дает возможность выбирать из более широкого спектра решений»).

Можно сделать и выгодное сравнение двух ситуаций («обучение будет проходить в выходные дни, но в прошлом квартале вообще все обучение было заморожено»). Не столь важно, какие именно аргументы будет использовать руководитель, чтобы настроить подчиненного на конструктивно-позитивное восприятие ситуации, главное, чтобы они были правдивы. Все факты, характеризующие события и явления с положительной стороны, обязательно должны соответствовать действительности, иначе это приведет к девальвации имиджа руководителя.

Елена Рудавина, директор по персоналу ОАО Издательство «Просвещение»

20 лучших материалов по мнению наших читателей


—  Трудовая книжка от А до Я

—  Ответственность за невыплату заработной платы

—  Отпуск работнику: сложные случаи

—  Как оформляются командировки в 2017 году

—  Как уволить работника без проблем

—  Совместительство и совмещение, в чем разница?

—  Учебный отпуск: когда вы обязаны отпустить сотрудника

—  Прием на работу: пошаговая инструкция

—  Срочный трудовой договор: нюансы оформления
 


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль