Подскажите, каким образом мотивировать работников на производстве проходить обучение?

3405

Вопрос

Подскажите, каким образом мотивировать работников на производстве проходить обучение?

Ответ

Поскольку потребности разных групп персонала и каждого сотрудника в отдельности обычно существенно различаются, а учесть их все не представляется возможным, существуют некоторые общие тенденции, влияющие на мотивационный фон.

Что касается подготовки производственных рабочих, то ситуация несколько иная. Существует так называемое обязательное обучение, подтверждающее допуски к работе на определенном оборудовании, обучение технике безопасности и т. д. Мотивация здесь на удивление проста: не пройдено обучение - нет допуска к работе, поскольку не выполнены требования государства, проверяющих и контролирующих органов.

Есть еще «необязательное» обучение, связанное с корпоративными стандартами и задумками руководства. В отличие от части офисного персонала, ориентированного на карьерный рост и воспринимающего почти любое обучение как средство повышения личной капитализации (а потому потенциально готового затрачивать на него свое рабочее и личное время), у производственных рабочих отношение к обучению другое. Объясняется это их прагматичностью - производственники обычно крепкие практики, и чаще всего не жалуют теоретическую подготовку. Кроме того, их, как правило, мало привлекают варианты «обучение впрок», «обучение модным новшествам», да и сам процесс обучения для производственного персонала мало привлекателен».

Во-первых, тема занятий должна соответствовать насущным потребностям, а не грядущему туманному будущему. Например, после подписания контракта о поставке нового оборудования, персонал должен пройти обучение. Или, скажем, после того как принято решение о внедрении новой технологии, специалисты проходят соответствующие курсы. А вот делать наоборот - сначала обучать сотрудников, чтобы посмотреть, «как все пойдет», и только потом принимать решение о переоборудовании - совершенно непродуктивно. Эффект от таких занятий будет минимальный.

Во-вторых, обучение должно быть практичным, с небольшой долей теоретической подготовки (при необходимости), даже если речь идет о тренингах личностного развития. Предположим, вы решили обучить производственный цеховой персонал навыкам эффективных коммуникаций, чтобы добиться гармонизации отношений в коллективе и полюбовного разрешения конфликтов. Устраивать психологические лекции о нюансах и тонкостях общения - мероприятие, обреченное на провал. Тренинг с играми, предполагающими освоение офисных «книксенов», - тоже. Нужны практические занятия, обучающие простым и эффективным приемам на близких к повседневной работе примерах.

И еще один момент: личность преподавателя должна внушать авторитет не своей обширной тренерской, консультационной деятельностью, а практическим опытом работы. Даже если речь идет о занятиях по личностному росту или развитию деловых навыков. Резюмируя все вышесказанное, отметим, что производственникам нужно четко понимать, что им даст обучение и что они получат, потратив время не на работу, а на учебу.

Укажем еще на одну важную составляющую мотивационных схем, подвигающих персонал к обучению и саморазвитию. Показатель успешности менеджмента и необходимое звено при построении модели самообучающейся организации -самомотивация сотрудников, т.е. их собственное стремление к качественному выполнению определенных задач.

Можно добиться развития самомотивации работника, гармонизируя цели компании и его персональные интересы. В таком случае человек видит возможности самореализации, соответствующие его приоритетам. Самомотивированные сотрудники - большой успех кадрового менеджмента компании. Однако этот же фактор, помимо облегчения построения внешних мо-тивационных схем для работников, без должного контроля и внимания способен привести к профессиональному выгоранию персонала. Одной из основных обязанностей руководителя, управляющего самомотивированной командой, становится изучение мотивационного профиля каждого ее члена и постановка задач, способствующих сохранению интереса к работе.

Поскольку интерес к работе -понятие относительное, во многом зависящее от отношения человека к выполняемым обязанностям, с помощью несложных управленческих приемов начальник может формировать самомотивацию подчиненного, меняя его отношение и установки. Например, рефрейминг (от англ. frame - рамка, в дословном переводе - «переобрамление») - прием, позволяющий посмотреть на ситуацию или факт под иным, более продуктивным углом зрения.

Рефрейминг может строиться по принципу позитивного переформулирования сообщений. Скажем, установку сотрудника: «руководитель делегировал мне полномочия, чтобы переложить на меня свои обязанности», можно трансформировать в такую: «тебе поручаются дополнительные функции, поскольку мы уверены в твоих способностях и хотим, чтобы ты рос в компании».

Для изменения установки подчиненных управленцу полезно также акцентировать внимание на преимуществах ситуации или качествах человека. Это может выражаться, к примеру, в использовании в оценочных характеристиках слова «зато» («работник постоянно спорит, зато это дает возможность выбирать из более широкого спектра решений»).

Можно сделать и выгодное сравнение двух ситуаций («обучение будет проходить в выходные дни, но в прошлом квартале вообще все обучение было заморожено»). Не столь важно, какие именно аргументы будет использовать руководитель, чтобы настроить подчиненного на конструктивно-позитивное восприятие ситуации, главное, чтобы они были правдивы. Все факты, характеризующие события и явления с положительной стороны, обязательно должны соответствовать действительности, иначе это приведет к девальвации имиджа руководителя.

Елена Рудавина, директор по персоналу ОАО Издательство «Просвещение»



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль