Практики «выживания»

2010
С начала финансового спада в России прошел год. За это время многие отечественные компании сумели на практике применить те «антикризисные» инструменты работы с персоналом, о которых ранее было известно лишь в теории. Для промежуточного подведения итогов и обмена опытом специалисты по управлению человеческими ресурсами встретились в рамках проведенного в Москве 10-го Саммита HR-директоров России и СНГ.

Рассмотрим основные тенденции в области управления персоналом текущего года. Так, для Microsoft одной из приоритетных задач в 2009 г. стало развитие кадрового резерва и концентрация на внутреннем росте сотрудников. Директор департамента по работе с персоналом Владимир Химаныч рассказал о программе «Ключевые 50 позиций», созданной с целью выявления и удержания наиболее талантливых и перспективных кадров. Определение «лучших» происходило на основе оценки их потенциала и результатов работы за год. В планировании карьеры этих сотрудников на сегодняшний день принимают активное участие члены совета директоров, резервисты получили возможность пройти 3-4-месячную стажировку за границей, в одном из офисов Microsoft. Все это - прекрасная мотивация для них.

Управляющая компания «Капиталъ» пошла по пути сокращения издержек неформальным снижением заработных плат: были уменьшены ставки, планируемые под развитие бизнеса в 2008-2009 гг. (отменено ежегодное повышение зарплат в апреле) и исключены бонусные выплаты. По словам генерального директора УК «Капиталъ» Вадима Соскова, в период падения рынка доверительного управления, когда доходность стала отрицательной, компания не уволила ни одного человека. Однако 15% от ФОТ работников, зарплата которых, по мнению руководства, была слишком высока, распределили среди 10% лучших специалистов, повысив таким образом их доход и мотивировав к тому, чтобы они оставались в УК «Капиталъ». Для всех сотрудников сохранена возможность получения единовременных денежных выплат, а в ближайшем будущем уровень их дохода станет определять деловая оценка, которая покажет, насколько каждый из них справляется с поставленными самому себе годовыми задачами.

Компания SAP в сложных экономических условиях ориентирована на повышение эффективности бизнеса через усовершенствование системы управления. Директор по персоналу в странах СНГ Шломит Груман-Навот отметила, что воплотить этот принцип в жизнь организации помогают:

1. Четкое разграничение HR-функций.

2. Информационные решения для HR-специалистов.

3. Информационные сервисы для руководителей и рядовых работников.

Руководство Новолипецкого металлургического комбината, оценив экономическую и демографическую ситуации на отраслевом рынке, приняло решение провести реструктуризацию производства и повысить конкурентоспособность предприятия. По словам Станислава Цырлина, вице-президента по кадрам и системе управления, причинами низкой производительности были нерациональное распределение человеческих ресурсов, невысокая квалификация персонала, отсутствие комплексной электронной информационной системы по мониторингу, планированию, документации и учету процессов ТОиР и др. План изменений предполагал перестановку на уровне топ-менеджмента, аудит центральных функций, сокращение численности на 15% и реинжиниринг в рамках внедрения ERP, уменьшение числа уровней управления, закрытие незанятых вакансий и неэффективных производств, централизацию ремонтных служб, аутсорсинг и другие меры.

HR-стратегия компании «ВымпелКом», по словам вице-президента по организационному развитию и работе с персоналом Юлии Пилипенко, предполагает активную интеграцию с Golden Telecom, а именно:
• единую систему оплаты труда (грейды, переменная часть оклада);
• упорядочение системы постановки целей и процесса управления исполнением;
• общую систему обучения и развития персонала (в том числе системный подход к набору молодежи, единый цикл развития сотрудников); • единый набор компетенций и ценностей;
• разработку новой миссии для HR-службы.

Директор по персоналу «МегаФон» Ирина Лихова в своем докладе рассказала о роли лидерства и стратегического менеджмента в период кризиса. По мнению спикера, управление сегодня выходит на принципиально иной уровень, призванный обеспечить бизнесу: • максимальную прибыльность (путем привлечения и удержания талантливых сотрудников);
• стратегическое соответствие функций (благодаря грамотной организационной структуре, ясным целям, развитой корпоративной культуре);
• долгосрочность (за счет инвестиций в человеческие ресурсы);
• четко поставленные цели (за счет грамотной проработки стратегии на всех уровнях);
• ориентацию на рынок, клиентов (благодаря продвижению бренда и его ценностей внутри компании, через корпоративную культуру).

Таким образом, стихийные сокращения заменит оптимизация, массовый рекрутмент - целенаправленный поиск талантов, корпоративные мероприятия начнут проводиться с использованием внутренних творческих ресурсов организации, а премии будут выдаваться исключительно за результат.

Совместный доклад Андрея Чепурнова, корпоративного директора по кадровой операционной деятельности THK BP, и Сергея Шишова, генерального директора «Эвола», был посвящен разработке HR-стратегии по автоматизации. Наличие автоматизированной системы позволит THK BP в ближайшем будущем упорядочить процессы подбора, обучения и развития персонала, а также поможет поддерживать баланс между количеством и качеством сотрудников, занимающихся разными направлениями в сфере добычи и переработки нефти.

Начальник отдела обучения и развития ОГК-1 Андрей Усков рассказал о том, каким образом применение новых форм обучения способствует достижению намеченных показателей. Компания проводит многочисленные научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства (в том числе и среди персонала непроизводственных подразделений), применяет систему дистанционного обучения (СДО).

Зося Герчикова, управляющий партнер и генеральный директор ГК «Топ-Менеджмент консалт», в своем докладе «нарисовала» обобщенный психологический портрет менеджеров и сотрудников, успешных в кризисной ситуации. Так, лидер должен не только обладать набором необходимых компетенций (оперативность в действиях, способность принимать трудные и непопулярные решения, упорство и стойкость, вера в себя, оптимизм и др.), но и соответствовать определенному мотивационному профилю (хозяйский патриотический либо инструментальный патриотический тип, минимум стремления к стабильности и материальности и максимум - к реализации и т. д.).

О том, как избежать ошибок при внедрении бережливого производства, рассказал Алексей Акимов, зам. генерального директора по работе с персоналом ОАО «Авиационная Холдинговая компания «Сухой». Благодаря переосмыслению опыта таких предприятий, как Tayota и Boing, в «Сухом» пришли к созданию собственной уникальной производственной системы. Обучая сотрудников «бережливости» на двухдневном Lean-тренинге и помогая им сразу же применять полученные знания на практике, компания, вопреки упадку всей авиационной промышленности в целом, демонстрирует потрясающие результаты.

Актуальным опытом переобучения работников поделилась Екатерина Ширяева, старший вице-президент по работе с персоналом банка «Ренессанс-Кредит». В новых экономических условиях компания выделила для себя три наиболее важных и прибыльных направления деятельности: консультирование клиентов по вопросам управления личными финансами и по реструктуризации кредитов, сбор просроченной задолженности, привлечение депозитов. HR-отдел составил перечень компетенций, которыми должны обладать сотрудники для работы в этих областях, а также тесты и программы ассессмент-центра. Был проведен отбор кандидатов среди персонала наименее «загруженных» подразделений, после чего центральный офис в Москве подготовил и провел тренинг для внутренних тренеров из всех регионов организации. Они, в свою очередь, провели переобучение выбранных претендентов на местах, после чего сотрудники приступили к работе по новым специальностям. Кроме того, осуществлялся мониторинг их деятельности, по итогам которого предоставлялись дополнительные коучинг-сессии (обучение индивидуальное или в небольших группах). Результатом стал значительный рост мотивации людей при минимальных затратах со стороны компании.

В целом участникам саммита удалось развенчать ряд «мифов», связанных с периодом экономического спада. Так, далеко не всем компаниям потребовались антикризисные меры в отношении персонала, а сокращение затрат нельзя назвать тотальным. Вопреки ожиданиям, высококвалифицированных кандидатов на рынке труда не стало больше, а резкого роста лояльности людей из-за страха потерять место работы отмечено не было. Все эти выводы подтвердились результатами исследований PriceWaterhouseCoopers. По словам Ольги Шестаковой, старшего менеджера компании, в текущей ситуации большинство организаций настроены оптимистично: они не видят в кризисе угрозы их репутации, планируют сохранить численность персонала и базовые заработные платы на прежнем уровне.

Подготовила Елена Захарьянц



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль