Интервью С Еленой Забродиной, руководителем HR-управления «Про­бизнесбанк»

4887
Настоящий лидер легко может увлечь людей, стимулировать их к тому, чтобы работать продуктивнее. Реализация концепции эмоционального интеллекта обеспечивает одно из ключевых конкурентных преимуществ компании - готовность ее человеческого капитала к эффективному достижению стратегических целей.

Резюме

Елена Забродина

Родилась в 1976 г. в

Образование: в 1999 г. окончила Ивановскую государственную медицинскую академию по специальности «Психиатр, психотерапевт»; в 2009 г. - Высшую школу международного бизнеса Академии народного хозяйства, имеет диплом МВА.

В 2000-2003 и 2005-2006 гг. - работала консультантом и проектным менеджером в консалтинговых компаниях.

2003-2005 гг. - ведущий тренинг-менеджер дистрибьютерской компании «АСБ Рейтинг».

С 2006 г. - руководитель управления HR «Пробизнесбанк».

Первая попытка

Реализация стратегии компании во многом определяется ее человеческим капиталом, от которого зависит способность к инновациям, скорость реакции на новые вызовы и адаптивность к изменениям бизнес-среды. Человеческий капитал - это компетенции сотрудников, их интеллектуальный и творческий потенциал. В условиях усиления конкуренции именно данный ресурс становится решающим преимуществом компании на рынке, который практически невозможно копировать.

Особое значение для Финансовой группы «Лайф» и для входящего в нее «Пробизнесбанка» имеют лидерские качества менеджеров, их умение взаимодействовать с подчиненными и клиентами, ставить задачи и добиваться высоких результатов. Кроме того, от руководителей зависит и создание благоприятного, комфортного организационного климата для своих команд - атмосферы, в которой люди будут чувствовать себя комфортно и достигать высоких результатов. Это важно для любой компании, однако многие не понимают этой важности, а из тех, кто осознает, далеко не все занимаются этим системно. Поэтому одно из приоритетных направлений кадрового менеджмента ФГ «Лайф» - развитие потенциала управленцев и формирование у них лидерского поведения. Одним из ключевых факторов, определяющих эффективность руководителя, выступает эмоциональный интеллект - способность воспринимать и перерабатывать информацию, которую несут в себе эмоции окружающих.

Елена Забродина (Е. З. - ред.): «Известный американский предприниматель Эндрю Карнеги как-то сказал: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей - и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». Так что компания, потерявшая оборудование, но сохранившая знания и навыки сотрудников, сможет вернуться в бизнес относительно быстро, но компания, потерявшая персонал и сохранившая оборудование, никогда не сможет прийти в себя».

Программа «Развитие лидерства» стартовала в компании в конце 2005 года по инициативе высшего руководства. Теоретической ее основой стала концепция эмоционального лидерства, описанная Р. Бояцисом, Э. Макки и Д. Гоулманом. Согласно результатам проведенных этими экспертами исследований, успешность деятельности человека зависит не только от IQ, но и от эмоционального интеллекта (EQ): по Гоулману, лишь 20% - от разума, а остальные 80% - от способности управлять эмоциями. Поэтому именно концепция эмоционального интеллекта стала для компании оптимальным выбором из множества подходов к развитию лидерского потенциала.

В команду проекта вошли сотрудники HR-подразделения, СЕО (в качестве наблюдателя и советника) и специалисты обучающей компании.

Е. З.:«Мы долго выбирали подрядчика, и в итоге остановились на компании Hay Group, программа которой была основана на концепции эмоционального лидерства. Она была заимствована без адаптации. Тогда, в 2005-2006 годах, по программе «Развитие лидерства» обучалось только высшее руководство Группы, а работа над проектом HP-специалистов компании была минимальной и сводилась скорее к роли «буферной зоны» между провайдером и обучающимися».

К концу 2006 года были сформированы три учебные группы. В это же время начала формироваться операционная система (система, состоящая из элементов программы - диагностики, вводного семинара и посттренинговых занятий, - направленных на улучшение организационного климата в компании путем повышения эмоционального интеллекта руководителей). Все составляющие этой системы должны помочь менеджерам понять, что им нужно делать для развития своих лидерских компетенций, улучшения оргклимата и, как следствие, повышения эффективности работы компании.

Е. З.: «Участвующие в программе менеджеры компании прошли диагностику компетенций эмоционального интеллекта по методу «360 градусов», а также - оценку стилей лидерства и факторов организационного климата (по методам «360 градусов» и «180 градусов» соответственно) и получили отчеты. Затем провели личные встречи с каждым из участников программы и обсудили результаты оценки. После этого прошел базовый трехдневный семинар, посвященный теоретической составляющей программы: участникам рассказывали о том, что такое «эмоциональный интеллект», о концепции эмоционального лидерства, путях ее формирования и т. д. В то время на рынке таких программ не запускали, и все было в новинку».

Провайдер провел для учебных групп несколько семинаров в течение года. Однако все шло не так гладко, как хотелось бы организаторам программы: встречи часто отменялись, а когда группа собиралась снова, у участников создавалось ощущение оторванности и непоследовательности блоков программы. Скоро стало понятно, что ее необходимо трансформировать. Было решено, что для эффективной работы нужна, во-первых, полноценная операционная система и, во-вторых, методологический центр для подготовки программ занятий, методических материалов и проведения оценки эффективности всего проекта.

Реформирование заняло почти год, и в конце 2007 года команда проекта провела конференцию «Развитие лидерства», где оповестила о запуске переработанной программы. Целью данной конференции было вовлечение менеджеров в обсуждение связи между совершенствованием их лидерских качеств и достижением целей компании, а также создание атмосферы открытого обмена идеями. В рамках конференции были организованы игровые мероприятия, направленные на решение практических ситуаций. Помимо прикладной, была и теоретическая часть: рассматривались основные направления обучения в области лидерства. Впоследствии конференция стала одним из компонентов программы, и с тех пор проводится ежегодно.

Вскоре после конференции, в начале 2008 года, была запущена новая программа развития лидерства. Началась и работа над созданием методологического центра.

Начинка программы

Необходимость применения модели лидерских компетенций для менеджеров была указана высшим руководством Финансовой Группы «Лайф» в ее стратегической карте. Для каждого участника программы главным инструментом в работе по развитию лидерских компетенций стал личный план развития (ЛПР).

Е. З.: «В обновленную программу «Развитие лидерства» мы начали вовлекать не только топ-руководителей, но и мидл-менеджеров. Первая их группа была собрана в корпоративном дивизионе, вторая - в сервис-подразделении. Всего в 2008 году сформировано семь учебных групп по 10-15 человек в каждой».

В начале обучения проводится диагностика лидерских компетенций каждого участника программы. Эта процедура, как и прежде, включает три блока: оценку компетенций эмоционального интеллекта и стилей лидерства по методу «360 градусов», а также оценку факторов организационного климата по методу «180 градусов». Диагностику проводят HR-специалисты компании, они же обрабатывают анкеты и готовят по ним отчеты.

В это же время провайдер проводит вводный семинар, на котором объясняется, что такое эмоциональное лидерство, как «читать» отчеты о диагностике и заполнять на основании ее данных личный план развития. В конце семинара участники выполняют небольшие практические задания, чтобы закрепить новые знания.

Е. З.: «Мы стали привлекать не только западных провайдеров, но и отечественных. Кроме того, у HR-специалистов накопилось много своих методологических материалов, на основании которых они могут активно участвовать в разработке учебного курса. В этом году, например, ими создается полностью формализованная технология с описанием сценария каждого занятия».

После проведения вводного семинара в течение всего года участники программы регулярно посещают трехчасовые посттренинговые групповые занятия.

Как правило, и то, и другое ведет один и тот же преподаватель/тренер. На первых посттренинговых занятиях обучающиеся получают консультации по составлению и реализации личных планов развития, где отражены требующие совершенствования (для данного участника) компетенции эмоционального интеллекта и стили лидерства. Консультантом может выступать как тренер, так и HR-специалист - куратор программы «Развитие лидерства». Кроме того, возможны дополнительные индивидуальные занятия. После получения всех необходимых консультаций каждый участник создает личный план развития, являющийся инструментом в работе по повышению уровня лидерских компетенций.

Е. З.: «Вначале, когда мы только пригласили новых тренеров, было много накладок - нередко приходилось согласовывать позицию тренера и потребности обучающихся. Сотрудники HR-подразделения постоянно давали внешним специалистам обратную связь и играли активную роль в реализации программы. Сейчас благодаря системному подходу к организации работы накладок стало гораздо меньше, однако HR-менеджеры по-прежнему принимают самое активное участие в реализации программы».

Задача посттренинговых занятий заключается в том, чтобы сформировать у менеджеров навыки, способствующие развитию эмоционального интеллекта, и, в итоге, добиться выполнения ЛПР. Учебные планы составляются так, чтобы участники большую часть занятия работали над теми компетенциями, которые у них «провисают». HR-специалисты и тренеры помогают при создании и реализации ЛПР.

Е. З.: «По окончании каждого года обучения HR-специалисты и тренеры проводят оценку лидерских компетенций, анализируют динамику их развития на основании промежуточных отчетов и определяют эффективность проведенных мероприятий. Таким образом, на основе объективных данных каждый участник программы получает информацию о результатах своего обучения. Реализация ЛПР и хорошая динамика по проблемным показателям позволяет менеджеру перейти на следующий этап программы».

В начале второго года обучения проводится ставшая уже традиционной ежегодная конференция «Развитие лидерства», где выступают провайдеры - представители иностранных и отечественных школ лидерства, СЕО ФГ «Лайф», и HR-специалисты с докладами о реализации программы. В рамках конференции проводятся дискуссионные клубы, стимулирующие активное взаимодействие и обмен опытом участников программы, а также освещаются разные взгляды и методы развития лидерских компетенций.

Е. З.: «Когда тренер долго ведет группу, знает ее особенности и потребности, ему обычно легко сформировать учебный план для этой группы на второй год. Если же тренер новый, в наполнении курса активно участвуют специалисты по кадровому менеджменту».

Задачи на перспективу

Е. З.: «Оценивая эффективность программы «Развитие лидерства», мы ориентируемся на фактическое изменение поведения участников. В этом году, возможно, мы подсчитаем ROI (Return On Investment - финансовый показатель, характеризующий доходность инвестиционных вложений), но это будут, скорее всего, очень приблизительные цифры. Тем не менее это позволит нам сделать более обоснованные выводы относительно эффективности работы программы в российской компании».

В ФГ «Лайф» ведется активная работа по созданию полноценного методологического центра. Сейчас, например, HR-специалисты, используя наработки и консультации провайдеров, заканчивают подготовку первого учебного курса по лидерству, который будет размещен на корпоративном учебном портале.

Е. З.: «В этом году была запущена пилотная программа для управляющих региональных офисов. У нас много таких филиалов, где численность персонала - 15-20 человек. Таким образом, программа «Развитие лидерства», изначально затрагивавшая только топ-менеджеров, теперь начинает работать и для линейных управленцев в регионах. Поскольку количество участников растет, для регионов требуется придумать новую или оптимизировать существующую технологию обучения.

Это очень актуально для компании, поскольку в ФГ «Лайф» реализуется стратегия регионального развития, и именно сотрудники региональных отделений представляют собой движущую силу компании».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль