Методы подготовки: стимулируем инновации

3659
Сегодня организациям как никогда важно стимулировать инновационную деятельность, осуществляемую силами корпоративных учебных центров. Ни у одного внешнего провайдера нет того огромного опыта работы с конкретной компанией, которым обладают внутренние преподаватели. Рассмотрим, каким образом данный подход к обучению реализуется в «РОСНО».

Компания «РОСНО» образована в 1991 г. Основная сфера деятельности - предоставление страховых услуг (более 130 видов страхования). Региональная сеть насчитывает 100 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 7 дирекций и 300 агентств во всех субъектах РФ. Численность персонала в России - около 15 тыс. человек.

Направления развития инноваций

В настоящее время потребность компании в инновациях в сфере обучения, т.е. в собственных разработках, крайне высока. Бизнес постоянно ставит задачи, и от корпоративного учебного центра (УЦ) требуются новые технологии, формы обучения, способы передачи информации.

В рамках развития технологий внутреннего обучения УЦ «РОСНО» выделил несколько основных направлений деятельности:

1. Инновации, направленные на совершенствование существующих в компании форм обучения. Среди них - разработка новых подходов к подаче теоретического материала, введение разных видов активности участников обучения, подбор примеров, кейсов и каталога ошибок преподавателей, улучшение презентаций и раздаточных материалов. Такие инновации довольно легко стимулировать, поскольку каждое проведенное по программе занятие дает пищу для размышлений.

2. Инновации, направленные на создание обучающего продукта по принципиально новому направлению. В частности, под новый проект. Например, если внедряется IT-система, программу обучения работе в ней должны подготовить внутренние преподаватели. В «РОСНО» подобного рода задачи встают перед УЦ регулярно, так как новые проекты в компании не редкость.

3. Разработка новых форм обучения. Тренинг по-прежнему среди них лидирует, но зачастую компании нужны и другие способы повышения профессионализма персонала. Например, недавно для сотрудников была разработана настольная симуляционная игра Time flow, направленная на эффективное планирование дня. Также в организации реализуется проект «Профессиональные сообщества», призванный стимулировать неформальное обучение: для коллег, объединенных общим функционалом, регулярно проводятся встречи, где они делятся опытом и знаниями.

4. Инновации, направленные на повышение качества обучения - как организованного, так и неформального, а также в области пред- и посттренинга и проч. Например, недавно проводились эксперименты с дистанционным посттренинговым сопровождением: прошедшие обучение сотрудники в течение недели выполняли по одному небольшому заданию в день. Также осуществляется работа с разными комбинациями blended learning (смешанное обучение), специалисты своими силами создают в компании курсы дистанционного обучения, которые участники проходят до или после тренинга и т.д.

5. Инновации в области непосредственно проведения обучения. Среди них - изменение стиля и манеры, используемых преподавателями, новые приемы работы.

Опыт и практика компании показывают, что для успешного решения задачи стимулирования инновационной деятельности в УЦ требуется комплекс мер и действий:
• создание необходимых предпосылок для успешной методической работы;
• обучение внутренних преподавателей необходимым навыкам и знаниям;
• организация процесса разработок, в том числе повышение значимости методической работы.

Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Создание предпосылок для методической работы

Приступать к инновациям следует только после создания полноценной методической базы по основным направлениям обучения. Такая база должна содержать структурированную информацию по самым разным вопросам: конспекты занятий, дизайн тренингов, каталоги раздаточных материалов, игр и упражнений по всем классическим направлениям обучения, всевозможные кейсы и примеры. Методическая база позволяет соблюдать стандарты обучения, значительно сокращать время и затраты на подготовку к новым занятиям. Фактически методическая база в УЦ - аналог системы управления знаниями.

Также специалисты компании считают первоочередными задачами в области стимулирования инновационной деятельности определение, совершенствование и трансляцию однозначных и четких критериев качества всех видов методических разработок. Чтобы их освоили внутренние преподаватели, сотрудники УЦ «РОСНО» создали «Руководство тренера», которое содержит основные теоретические аспекты обучающей деятельности и требования к тем или иным видам методик. Кроме того, рядовые специалисты компании, привлекаемые к обучению как эксперты в конкретных областях, все чаще участвуют в интерактивных формах работы. Они проходят подготовленный учебным центром «Тренинг для нетренеров», создают совместно со специалистами УЦ новые форматы занятий. Все это позволяет внедрить стандартны качества во все виды обучения.

Преподаватели и методисты

Методическая работа предполагает глубокое владение понятийным аппаратом и ведущими теориями андрагогики («педагогики для взрослых»). Практикующий преподаватель может не знать о существовании цикла Колба, об аспектах применения теории деятельности, и вместе с тем, прекрасно обучать людей интуитивно, на уровне личного опыта. Однако при таком подходе вряд ли можно гарантировать стабильное качество подготовки сотрудников.

Специалисты компании не разделяют распространенного мнения о том, что методист не может быть преподавателем. Поэтому в штате УЦ «РОСНО» работают как преподаватели, так и методисты. При этом первые имеют дополнительную нагрузку по методической работе, а вторые - по обучающим мероприятиям. Бесспорно, количество «преподавательских» часов методиста в разы меньше, чем у тренера, но опыт компании доказывает, что этот специалист обязан уметь вести обучение. Причин для этого несколько:
• методисту важно глубоко понимать, как передаваемые знания будут использоваться сотрудниками в процессе деятельности;
• у него должна быть возможность применять на практике собственные разработки;
• нередко новые идеи в области методологии рождаются в ходе обучения группы или через некоторое время после окончания занятий;
• каждый преподаватель обязан владеть знаниями и навыками методической работы.

В УЦ «РОСНО» преподавателям предлагается адаптировать «под себя» программы, не входящие в цикл обязательного обучения. У каждого из них собственная манера передавать информацию: одни успешны в деловых играх, другие прекрасно ведут общегрупповую дискуссию, - важно дать им возможность раскрыть свой преподавательский потенциал и вместе с тем повысить эффективность обучения. Кроме того, внутренние преподаватели как никто видят недостатки проводимого в компании обучения, постоянно отслеживают результаты занятий, и эти данные также полезно использовать.

Для преподавателей в УЦ предусмотрены специальные обучающие мероприятия. Так, с целью знакомства с теорией андрагогики используется прием «Позиционное обучение» (Н. Е. Веракса). Для придания тренингам практической ориентации проводится посттренинговое мероприятие - мозговой штурм по теме «Где и когда конкретно можно применять эти знания?» Кроме того, преподавателей обучают алгоритмам и инструментам создания разных методических материалов. Например, им предлагается освоить концепцию, разработанную УЦ, описывающую возможные структуры тренинга. Также имеются отдельные наборы правил для подготовки PR- и организационных материалов, материалов для контроля качества обучения (тесты знаний и т.п.).

Сотрудники УЦ постоянно ищут новые возможности обучения в компании, развития специалистов по обучению. Одна из последних разработок - организация дистанционной стажировки для преподавателей региональной сети. Идея заключается в том, чтобы не снабжать стажеров «готовой» информацией, а направлять их собственные творческие усилия. В ходе стажировки они получают задачи, решая которые, не только помогают УЦ, но и интенсивно развиваются благодаря обратной связи от методистов компании.

Необходимые навыки преподавателей

Помимо знаний, необходимых для методической работы, преподавателям нужны навыки создания креативных методик. Остановимся на них подробнее.

Метакогнитивные навыки (мышление по поводу собственного мышления).

К началу создания методологии обучения преподаватель должен четко представлять себе, что и каким способом он собирается творить. Для этого ему необходимо владеть метакогнитивными инструментами отслеживания собственного мышления. Для обучения этому блоку навыков он должет ответить на вопросы: «Какова последовательность этапов продвижения к поставленной цели?», «Какие средства и техники могут быть полезными?», «Как понять, что мыслишь в нужном направлении?».

Навыки работы с информацией. Прежде всего, классические - синтез и анализ. Как правило, данные умения осваиваются людьми еще в период обучения в школе и институте. При этом в традиционной образовательной системе анализу уделяется несправедливо больше времени, нежели синтезу. Анализ предполагает разделение объекта на части и установление их взаимосвязи между собой. Синтез же заключается в том, чтобы выделенные в процессе наблюдения или размышления категории совместить в новой последовательности, и это один из важнейших аспектов инновационного процесса.

К примеру, в книгах по бизнес-тематике российские авторы порой демонстрируют шедевры аналитического мышления - собранные и детально систематизированные каталоги всевозможных техник и приемов, стандартизированные схемы по заданной теме. В таких изданиях изучаемый объект обозревается с максимально возможного количества сторон. Зарубежные же авторы, в свою очередь, больше склоняются к синтезу, создавая книги типа нашумевших «Бизнес в стиле фанк», «От хорошего к великому» и т.п. Они предлагают один, но принципиально новый взгляд на уже известную тему, несут в себе от начала до конца авторскую концепцию. Такая способность - большая редкость в России. Поэтому в «РОСНО» в настоящее время активно проводятся эксперименты с развитием у внутренних преподавателей навыка синтеза.

Навыки креативного мышления. Теория креативного мышления до сих пор не до конца изучена и представляет собой камень преткновения в рассуждениях психофизиологов и психологов. Специалисты УЦ определили для себя достаточно простой путь - не стали разбираться в теории, а взяли из нее те приемы, которые могут принести компании максимальную пользу. Личный опыт подсказывает, что чаще других следует транслировать такие методы, как «Креативный прыжок» - преодоление стагнации мышления, «Метод аналогии», «Поток сознания», «Инкубация». Очень популярны в УЦ «Метод контрольных вопросов», «Шесть шляп мышления», «Метод профессора Ишикава». Все эти классические методы сотрудники центра адаптировали под собственную преподавательскую деятельность, обучают им тренеров.

Навыки, необходимые для методической работы. Так же, как для успешного проведения обучения важен поставленный голос, умение объяснять и работать с репликами участников, для методической деятельности необходим свой комплекс навыков, позволяющих:
• визуализировать идеи (для оформления раздаточных материалов);
• мыслить ассоциативно (подбор метафор и применение случаев из жизни к созданию кейсов и ролевых игр);
• писать педагогические, PR- и прочие тексты.

Специалистам УЦ удалось обнаружить множество обучающих приемов, полезных для развития данных навыков. На основании этих приемов был разработан целый блок методик обучения преподавателей. Например, способность визуализации можно усилить, наглядно отображая различные понятия, такие как: «продажа» (рукопожатие, деньги в руках, передача предмета продажи из рук в руки), «конфликт» (кричащие друг на друга люди, драка, кулак, борцовская перчатка, танк и прочая военная тематика, пожар) и т.п.

Для развития навыка написания текстов сотрудники УЦ используют самые разные «тренажеры» - от задания выражаться простыми предложениями (переделка одного длинного и запутанного в несколько простых) до упражнений, связанных с удобным для восприятия порядком слов.

Рефлексия собственной обучающей деятельности. Как правило, у каждого преподавателя во время занятия возникает множество идей и мыслей на тему методики. Но чаще всего до 80% их забываются, не успев оформиться. Пока перед ним не стоит задача отслеживать собственные наблюдения и ощущения - все «интеллектуальное добро» пропадает зря. Если же рефлексия поощряется, занятия стремительно совершенствуются. В УЦ для преподавателей разработан «лист полезных вопросов». Они касаются самых разных сфер проводимого обучения, например: «Какие части тренинга можно улучшить?», «Какие части тренинга потенциально недоброкачественны?», «Что можно изменить в последовательности изложения материала?», «Какие понятия оказались лишними, а каких не хватило для проведения общегрупповых дискуссий и анализа упражнений?», «Нуждается ли манера обучения преподавателя в доработках?», «Какие интересные случаи, примеры, кейсы удалось получить от группы?» и др.

На качество преподавательской рефлексии влияет также характер методических совещаний. Специалисты УЦ стремятся проводить их в активной манере, стимулируя преподавателей использовать недавно полученный опыт, стараясь давать развернутую обратную связь.

С целью повышения уровня знаний в профессиональной сфере, преподаватели традиционно посещают конференции, круглые столы и открытые тренинги по направлению преподавания, а также имеют возможность погрузиться в работу подразделений.

Все перечисленные навыки, бесспорно, можно и нужно развивать у внутренних преподавателей. Поэтому в УЦ «РОСНО» создан специальный тренинг для методистов «Т.О.М» (тренинг о методике), в рамках которого преподавателей обучают всему необходимому для их деятельности. Проводятся и другие мероприятия (от work shop до совещаний), благодаря чему преподавательский коллектив к настоящему времени говорит на профессиональном языке и в УЦ появилось большое количество новых разработок.

Организация инновационной деятельности

Способы стимулирования разработок - вопрос корпоративной культуры компании и традиций УЦ как подразделения. Поэтому вполне возможно, что методы УЦ «РОСНО», описанные ниже, будут нуждаться в адаптации под конкретный коллектив. Рассмотрим их.

1. Программа Ideas to success («Идеи для успеха») и понимание общей стратегии. Руководство инновационной деятельностью, ее планирование требуют четкого понимания стратегических задач обучения. В этом специалистам УЦ помогает проект поддержки инноваций, осуществляемый в группы компаний Allianz-i2s. В рамках этого проекта постоянно проводится Workshops с участием руководителей и специалистов подразделений, где обсуждаются их текущие потребности в решении бизнес-задач, трудности в работе, видение ими перспектив обучения и требования к нему, которые сотрудники считают значимыми для себя. Главное, что организация получает в ходе Workshops и Brainstormings, - ясное понимание того, где она сейчас находится и куда следует двигаться, чтобы оставаться актуальной. На основе информации, собранной подобным путем, УЦ составляет планы инновационного развития и применяет все перечисленные выше инструменты.

2. Регулярные методические совещания. На них обсуждается текущее положение дел, долгосрочные и краткосрочные планы. Это позволяет каждому сотруднику сориентироваться в том, какие направления методической работы УЦ актуальны в настоящий момент. Обычно в рамках этих мероприятий в «РОСНО» обсуждаются планы и распределяется рабочая нагрузка. При этом учитываются склонности, интересы и потенциал каждого преподавателя. Например, новичку полезно сосредоточиться на освоении уже существующих направлений, для опытного специалиста актуально предотвращение стагнации, и он привлекается к перспективным проектам, нацеленным на развитие методологии.

Для того чтобы совещания не превратились в рутину, сотрудники УЦ стараются избегать их еженедельного проведения.

3. Организация рабочего времени сотрудников. Очевидно, что инновационная деятельность осуществляется не сама собой - каждый преподаватель должен обладать достаточным временным запасом. Для этого ему выделяется в среднем один день в неделю на разработку новых инструментов обучения.

4. Ежемесячный клуб тренеров. Собираются все преподаватели компаний-партнеров. Авторы наиболее перспективных идей выступают с докладами, презентациями собственных инновационных разработок и получают обратную связь от коллег. Зачастую идея трансформируется непосредственно в процессе заседания клуба, приобретая новые, интересные характеристики.

5. Общественное признание разработок - доклады на конференциях, публикации в электронных и периодических профессиональных изданиях, отчеты для коллег. Все это - мощная мотивация для творческой деятельности. Есть большие плюсы в том, чтобы руководитель помогал сотрудникам в написании статей для журналов. Его страх перед тем, что подчиненный, получив внешний PR, уйдет к конкурентам, на самом деле сильно преувеличен. Практика показывает, что комфортная творческая атмосфера, общественное признание и возможность профессионального развития - значимые факторы удержания персонала.

***

Можно не сомневаться в том, что, внедряя перечисленные инновации, можно достичь ощутимого успеха в бизнесе. При непрерывной и комплексной работе с ними эффективность не заставить себя ждать. Обучение внутренних преподавателей, поощрение результатов деятельности и грамотное распределение ресурсов позволяют создавать актуальные для бизнеса обучающие мероприятия с минимальным привлечением внешних провайдеров. Как следствие - не только экономия бюджета, но и эмоциональная «заряженность» тренеров, повышение их мотивации, осознание того, что их работа - важная часть деятельности компании. Это, в свою очередь, улучшает качество работы преподавателей, а значит, и самого обучения в организации. Создание нового несет в себе драйв и энергию, является лучшей профилактикой профессионального выгорания и сохраняет команду в ситуации непрерывного профессионального совершенствования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль