Культура приверженности

3560
Повысить приверженность сотрудников компании можно даже в условиях ограниченного бюджета. Так, один из российских автодилеров использовал для этого довольно простые и доступные инструменты корпоративной культуры.

С прицелом на лояльность

После того как в 2007 г. в компании было внедрено бюджетирование всех процессов, расходы на мероприятия в сфере управления персоналом стали тщательно планироваться и просчитываться. Это касалось в том числе и программы развития корпоративной культуры. Чтобы выделяемые на нее финансовые средства были оправданы, требовалось задать для всех шагов в этой области четкую цель. В качестве таковой сотрудники HR-службы выбрали повышение лояльности персонала к компании. С этого момента все мероприятия, связанные с корпоративной культурой, планировались, защищались и реализовывались только в том случае, если они были направлены на усиление приверженности. Так, в план действий службы персонала на 2008 г. вошли следующие задачи:
• уменьшить количество сотрудников, увольняющихся из компании по своей инициативе;
• увеличить продолжительность работы специалистов на некоторых должностях;
• укрепить положительный образ организации в глазах коллектива;
• воспитать у сотрудников уважительное отношение к решениям начальства и непосредственно к руководителям;
• развить и закрепить позитивное отношение работников к товарам и услугам компании;
• достичь поставленных целей при минимальном бюджете (это условие было поставлено руководством компании).

Автоцентр основан в 1993 г. Является официальным дилером автомобилей Opel, Chevrolet. Основная сфера деятельности - продажа автомобилей и сервисные услуги. Численность персонала - 160 человек.

Выбор задач был обусловлен изменениями, которые произошли в организации и на рынке в 20062007 гг.:

1. Сменилось руководство, была существенно трансформирована структура автоцентра и, соответственно, введены новые алгоритмы работы.

2. Численность персонала за 20062007 гг. увеличилась на 35%. При этом отмечалась высокая текучесть кадров - 51%, а основанием для 71% всех увольнений была неудовлетворенность работой в компании (плохие отношения с руководством, большая загрузка, низкая зарплата и т. д.), что в 2,4 раза превышало все остальные причины уходов.

3. Срок работы сотрудников-новичков на некоторых производственных должностях был очень маленьким. Большинство из них увольнялись примерно через 4 месяца.

4. В середине 2007 г. был получен долгосрочный прогноз продаж новых автомобилей - наступал общий спад в этой области в связи с насыщением рынка. Кроме того, в регионах появился прямой конкурент (второй официальный дилер марок Opel, Chevrolet, также имеющий свой специализированный автосервис).

Культура приверженности

С учетом этих изменений и исходя из поставленных руководством финансовых ограничений, специалисты службы персонала выделили принципы разработки мероприятий по корпоративной культуре:

1. Использовать наименее затратные ресурсы для того, чтобы уложиться в бюджет.

2. Разрабатывать и реализовывать типовые схемы мероприятий для того, чтобы свести к минимуму человеческие и временные ресурсы, необходимые для их проведения.

3. Увеличивать продолжительность и силу эффекта всех действий по повышению лояльности, наполняя их определенным смыслом и связывая с предметами «на память».

4. Продвигать с помощью мероприятий товары и услуги компании среди сотрудников.

Таким образом, были установлены цели действий, связанных с корпоративной культурой, и принципы, соблюдая которые можно минимизировать бюджет программы. Далее были выбраны мероприятия, способствующие развитию лояльности персонала:
• традиционные события - празднование дней рождения сотрудников, Нового года, Дня компании;
•рассылка новостей, размещение информации в СМИ;
•распространение среди сотрудников товаров и услуг организации.

Рассмотрим, каким образом была реализована программа мероприятий по развитию корпоративной культуры.

Всегда хорошие новости

Для информирования сотрудников о происходящих в компании событиях используется внутренняя электронная почта и доски объявлений (для тех, чья работа не связана с компьютером). Так персоналу оперативно сообщается о планируемых и уже произошедших мероприятиях, знаменательных датах и событиях в жизни автоцентра.

По тем же каналам информации коллектив узнает о реформах пенсионного страхования, льготных программах кредитования работников автоцентра банками-партнерами, условиях программ бесплатного лечения своих детей из средств ФСС и т. д.

Ежемесячно руководители подразделений по итогам месяца определяют «передовиков производства» (оцениваются качество работы с клиентами, результативность, дисциплина), и информация об их профессиональных достижениях вместе с новостями и другими данными также размещается на доске почета и рассылается по внутренней электронной почте.

Активно распространяя между сотрудниками полезные и позитивные сведения, организация делает им своего рода «информационный подарок», вызывая ответное чувство признательности. Постепенно вокруг всего, что связано с автоцентром и его персоналом, создается положительное «информационное поле», и коллеги, а также собственно работа начинают ассоциироваться у сотрудников преимущественно с хорошими событиями.

Дни рождения сотрудников

С целью повышения лояльности работников к компании и друг к другу возведено в ранг традиции информирование их о днях рождения. Об этом всегда сообщается предварительно - за 2-3 дня, для того чтобы:
• вызвать положительную реакцию коллег - они поздравляют именинника, и он испытывает благодарность по отношению к ним, стремится в будущем ответить тем же. Это способствует улучшению эмоционального климата среди сослуживцев;
• инициировать знакомство работников между собой. День рождения всегда ассоциируется с общением в благоприятной обстановке и служит дополнительным поводом для знакомства с новичками.

Сотрудников, проработавших в компании больше года, в день рождения лично поздравляет генеральный директор вместе с непосредственным руководителем и коллегами именинника. «Виновнику торжества» публично вручается небольшой памятный подарок, и в этот момент их фотографируют. Работник через некоторое время получает снимок, который также попадает в электронный архив компании.

В своей речи генеральный директор и руководители обязательно упоминают о том, что именинник стал надежным сотрудником компании, так как достаточно продолжительное время - больше года -отработал в автоцентре. Подобная форма поздравления неслучайно распространяется только на тех, кто уже доказал свою приверженность организации. Ведь новичкам «долгожители» показывают пример, достойный подражания.

Личное общение с начальством, принятие поздравлений и пожелания благополучия от генерального директора и своего руководителя так или иначе побуждает сотрудника-именинника и его коллег позитивно относиться к начальству и компании в целом, отвечать «добром на добро».

А получение через некоторое время после дня рождения фотографии вручения подарка «закрепляет» хорошее впечатление от события и положительные ассоциации, связанные с руководством, сослуживцами и организации.

Подарки со смыслом

Важную роль в развитии приверженности сотрудников компании играет выбор подарков. Они должны быть небольшими, но знаковыми (символичными), нести в себе нематериальную ценность. Например, в 2008 г. на день рождения именинникам автоцентра дарили фотоальбомы с наклейкой-гравировкой: «С наилучшими пожеланиями в день рождения. Твой Автоцентр». Перед вручением в альбом помещались две фотографии: одна подписана «Моя команда» - на ней запечатлен коллектив, на второй - изображен выигрышный вид здания компании и подпись «Здесь я работаю». Предполагалось, что такие фотоальбомы именинники будут приносить домой и с гордостью показывать близким, подчеркивая тем самым свою причастность организации.

Придумывая другие подарки для сотрудников, специалисты службы персонала также руководствовались принципом нематериальной ценности (знаковое содержание подарка выше его фактической стоимости).

К Новому году каждый сотрудник получает сладкий подарок. Этой традиции уже более 10 лет. С 2007 г. они принципиально выбираются с такой упаковкой или таким содержанием, которые могли бы в дальнейшем найти утилитарное применение и использоваться в быту. Таким образом, даже когда все сладкое съедено, подарки продолжают напоминать сотрудникам о внимании, которое им уделяет компания. Например, в 2008 г. «вкусности» были упакованы в красивые жестяные банки.

Новогодние подарки детям сотрудников состоят из двух частей -сладкой и знаковой. Первая часть (конфеты, шоколадки) - сюрприз для самого ребенка. Вторая же -это детская футболка с надписью «Мой папа (моя мама) работает в Автоцентре». Она ориентирована на самого сотрудника (который косвенно выступает носителем ценностей организации, ее корпоративной культуры) и на его окружение (потенциальных работников и клиентов).

В канун 2008 г. компании исполнилось 15 лет, и в честь этого события каждый сотрудник получил в качестве дополнительного новогоднего подарка футболку с надписью «15 лет Автоцентру». Подарки торжественно вручались на корпоративном новогоднем празднике, после чего весь коллектив сфотографировался в одинаковых футболках. Это стало кульминационным событием вечера.

Продвигаем компанию и услуги

Привлечение сотрудников в качестве экспертов для информационных и рекламных публикаций в СМИ - малобюджетный, но достаточно эффективный способ воспитания у персонала гордости за свою компанию. Поэтому было взято за правило использовать комментарии и мнения работников в большинстве материалов организации, размещаемых рекламной службой в СМИ. Кроме того, сотрудники активно выступают в роли привлеченных экспертов в разных деловых изданиях, причем не только автомобильной тематики. Все интересные материалы, создаваемые с участием сотрудников, рассматриваются отделом персонала как положительный информационный повод, и в обязательном порядке дублируются на корпоративном сайте, размещаются на досках объявлений, рассылаются по электронной почте.

С целью внутреннего продвижения своих товаров и услуг компания предоставляет их персоналу в рассрочку, оформляя при необходимости беспроцентный кредит сроком до трех месяцев. Кроме того, любой работник-автовладелец (даже в том случае, если он имеет машину «непрофильной» для дилера марки) может на выгодных условиях воспользоваться такими услугами, как кузовной ремонт, полировка, мойка, шиномонтаж и т. д. В данном случае он получает скидку 50% на работы автосервиса, а запчасти и расходные материалы приобретает всего на 10% выше себестоимости.

Результаты

Разработанные принципы проведения мероприятий, ориентированных на повышение приверженности персонала компании, были внедрены в марте 2008 г. Результаты отражают данные анализа ситуации в автоцентре за период с июля по сентябрь 2008 г.:
• уменьшение доли увольняемых сотрудников по причине неудовлетворенности компанией с 71 до 45%;
• увеличение стажа работы новичков на некоторых производственных должностях до 9,3 месяца (ранее было 4,5 месяца).

Таким образом, последовательное применение даже простых и недорогих инструментов корпоративной культуры, направленных на повышение лояльности персонала к компании, дает положительный эффект. Однако стоит учитывать, что подобный эффект возможен только при наличии в организации понятной системы оценки результатов труда и справедливого вознаграждения, а также оформленных и соблюдаемых договоренностей между сотрудниками и предприятием.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль