Интервью с Иваном Гавриловым, независимым экспертом в области управле­ния персоналом

2690
Нередко к масштабным проектам по обучению персонала привлекаются несколько провайдеров, которые предлагают разные методологии и раскрытие одних и тех же понятий. Перед организатором обучения со стороны компании-заказчика стоит задача преодолеть изолированность подходов провайдеров для реализации системной и логичной программы, а не проведения простого набора бессвязных, самостоятельных тренингов.

Резюме

Иван Гаврилов

Родился в 1972 г. в Москве.

В 1994 г. окончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина по специальности «психолог-консультант».

С 1991 по 2000 гг. - руководитель психологической службы, психолог школы № 1003 и гимназии № 1542 г. Москвы.

1999 - 2000 гг. - психолог-консультант (проектная занятость) центра политического консалтинга «Никколо М».

2000 - 2006 гг. - руководитель департамента тренинга, тренер-консультант консалтинговой компании Human Factors Russia.

2006-2008 гг. - руководитель направления обучения и развития персонала Финансовой Группы «ИФД КапиталЪ», затем заместитель руководителя управления по работе с персоналом Финансовой Группы «ИФД КапиталЪ».

С апреля по декабрь 2008 г. - директор центра развития персонала Группы Компаний «ПИК».

Магистральное направление

В начале 2006 г. в Финансовой группе «ИФД КапиталЪ» была начата реализация централизованной программы обучения менеджеров среднего звена - руководителей структурных подразделений. Программа была призвана служить инструментом стандартизации управленческой практики в компаниях холдинга.

Учебный план основывался на корпоративной модели компетенций и предполагал серию тренингов по выработке управленческих навыков. Таким образом, логика и основное содержание программы были определены специалистами предприятия, а от провайдеров требовалось реализовать ее.

И. Г.: «В случае сотрудничества с несколькими провайдерами четко выстроенная учебная программа - это первый шаг на пути к успеху. Заказчик выступает не только как администратор проекта, но и в качестве идеолога и методолога обучения руководителей. Естественно, тренинговые компании могут проводить предварительную диагностику и составлять программы. Однако при взаимодействии с несколькими провайдерами эту функцию целесообразно выполнять самому специалисту по обучению персонала компании-заказчика. Во-первых, это позволяет избежать «подсаживания» на определенного провайдера и его методологию, а, во-вторых, так получается существенно дешевле и не менее информативно».

В открытом формате

Изначально программу планировалось проводить силами внешних специалистов, поскольку в холдинге не было штатных преподавателей. Компания стремилась привлечь наиболее профессиональных и успешных тренеров, чья квалификация позволит в полной мере выполнить поставленные задачи. Однако ни одна из компаний, прошедших отбор на первом этапе, не смогла убедить представителей «ИФД КапиталЪ» в том, что ее команда тренеров сможет реализовать проект заказчика «под ключ». Поэтому в ходе тендера были определены несколько провайдеров путем отбора по следующим критериям:
• опыт работы на рынке;
• опыт сотрудничества с компаниями финансового профиля;
• соответствие тренеров-консультантов значимым для заказчика характеристикам;
• открытость;
• клиентоориентированность;
• нацеленность на результат;
• стоимость услуг;
• надежность.

В ситуации работы в рамках одного проекта нескольких провайдеров готовность к открытому взаимодействию с коллегами приобретает особое значение, поскольку стоит задача организовать программу согласованных курсов, а не простой набор тренингов.

И. Г.: «Критерий «открытость» предполагал право бесплатного присутствия нашего специалиста на занятиях (чтобы мы как заказчики могли непосредственно контролировать учебный процесс). Также было принципиальным согласование с нами содержания и формата раздаточных и других материалов, используемых в ходе игр, упражнений, кейсов и т. д., и представление нам подробного плана учебных программ. Целесообразность введения данного критерия определяется способностью HR-специалиста компании к грамотному анализу содержания тренинговых программ, что возможно лишь при наличии многолетнего опыта личного проведения тренингов, в данном случае для управленцев».

Не все потенциальные партнеры были готовы работать в понятийном поле, привычном для участников обучения. Приверженность провайдера тренинга определенному подходу к управлению или теории однозначно воспринималось как минус. Важен был гибкий подход и многоплановое видение ситуации.

И. Г.: «Заказчику нужен результат и возможность применять изученные инструменты управления на практике, а не строгое следование той или иной теории. Приведу пример. Тренер одной из компаний-провайдеров в своем курсе предложил нам совсем не ту модель функций менеджера, к которой привыкли наши сотрудники. Когда мы спросили, может ли он построить тренинг в рамках нашей модели, он начал уверять, что его модель лучше, и следует учить людей именно по ней. Нас это не устраивало, поскольку нам было важно опираться в обучении на модель компетенций компании.

В способности к адаптации и заключается отличие прикладных образовательных программ от академического образования. В рамках последнего предоставляется по возможности полный диапазон подходов к решению тех или иных задач, либо точно раскрывается отдельный метод с изложением теории (например, управления). Для прикладных программ очень важна легкость переложения учебного материала на каждодневную практику».

На одной волне

Выбранным подрядчикам было предложено согласовать используемые на тренингах понятия (например, по-разному толкуется источниками понятие «елегирование», вследствие чего зачастую возникает недопонимание), а также определить границы рассмотрения той или иной темы, дабы в программах курсов не было противоречий. Поэтому совместная работа тренеров была необходима. Нужно сказать, что они приняли этот фактор как важный элемент подготовки к занятиям.

И. Г.: «В ходе рабочих встреч представителя заказчика и тренеров обсуждались и согласовывались понятия, которые будут использоваться во время обучения, формулировались их определения, уточнялись темы занятий и вопросы для рассмотрения на них. Задача согласования состоит в том, чтобы участник в процессе обучения не сталкивался с ситуацией повторения одних и тех же тем, да еще и в иной интерпретации».

В итоге, еще до начала занятий в рамках централизованной системы тренеры внесли необходимые коррективы в свои базовые программы, проработали кейсы и упражнения с учетом тематики остальных тренингов. Как оказалось, приглашенные преподаватели практически не имели опыта согласования своих программ и с заказчиком, и с коллегами из других компаний.

Взаимовыгодное сотрудничество.

И. Г.: «Сначала согласование было вынужденным, т.е. перед провайдерами было поставлено такое условие. Но затем, в ходе сотрудничества, тренеры увидели для себя очевидные выгоды. Во-первых, совместное формирование программы обучения представляло собой полноценный рабочий процесс с равными по уровню профессионалами, что облегчало адаптацию курсов. Соответственно, каждый тренер получал возможность на занятиях быстрее пройти «притирку» с учебной группой и приступить непосредственно к обучению. Во-вторых, повышалась уверенность тренеров в том, что они реализуют программу до конца и получат свои гонорары. Интересно, что все привлеченные нами специалисты с той или иной степенью активности проводят тренинги для тренеров, т. е. делятся своими ноу-хау. При этом нет боязни обмениваться технологиями и наработками, поскольку тренинг - это личностно окрашенное обучение, и полное копирование здесь практически невозможно. Поэтому проблем во взаимодействии тренеров не возникло».

Выгоды от такого сотрудничества для заказчика также очевидны. Он управляет содержанием программ для руководителей, а не просто администрирует занятия. Совместная работа повышает его защищенность: тренеры, проделав значительную подготовительную работу, будут добиваться необходимого результата. Кроме того, это повышает уверенность заказчика в правильном понимании тренерами особенностей аудитории.

В ходе реализации программы тренеры самостоятельно согласовывали друг с другом спорные моменты, и контроль над ними уже не требовался. По сути, специалисты, представляющие разных провайдеров, работали в одной команде, выполняя принципиальные для заказчика условия относительно содержания и организации процесса обучения. Кстати, приобретенный опыт не пропал даром, и те же тренеры впоследствии реали-зовывали аналогичные программы в совместных проектах у других заказчиков.

Участники обучения с удовлетворением отмечали согласованность тренингов, высокий уровень работы преподавателей и полезность программы для их практики управления.

И. Г.: «Программа получила признание как у участников - руководителей среднего звена, так и среди топ-менеджеров, что позволило на следующий год реализовать второй цикл обучения для мидл-менеджмента и запустить программу развития для высшего руководства».

Бриф

Последовательность действий организатора обучения персонала в ситуации привлечения нескольких провайдеров к реализации одной программы может быть следующей:

1. Сформулировать цели обучения.

2. Определить смысл привлечения нескольких провайдеров.

3. Задать логику и расставить акценты в содержании программы.

4. Сформулировать критерии отбора провайдеров.

5. Заручиться у финалистов тендера согласием сотрудничать друг с другом.

6. Создать ситуацию взаимодействия тренеров из разных тренинговых компаний-провайдеров.

7. Проконтролировать претворение в жизнь совместно разработанной программы, лично присутствуя на первых тренингах.

И. Г.: «Организатор учебного проекта, предполагающего привлечение нескольких внешних провайдеров и проведение ряда учебных сессий для одной и той же аудитории, должен контролировать преемственность курсов, логичность изложения учебного материала, его соответствие бизнес-практике компании и внедренной модели компетенций (если таковая имеется).

Важно понимать, что вся работа по адаптации и согласованию разрозненных программ должна проводиться еще до начала общего курса, а не во время проведения тренингов, когда вскрываются дополнительные нюансы практики управления и особенности целевой аудитории».

Подготовила Ксения Лактионова



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль