Универсальное решение в трудные времена

2690
Все чаще в период экономического кризиса неожиданное отражение в бизнесе находит смелая идея начала эпохи глобальной компьютеризации - создание суперсовременной системы дистанционного обучения персонала. Ее запуск избавляет компанию от поддержки хлопотного и недешевого процесса очного обучения, позволяет частично отказаться от услуг методологов и преподавателей. Именно сейчас технология e-learning демонстрирует свои преимущества.
Корпорация «УРАЛСИБ» - крупнейшая в России многопрофильная финансовая структура, на протяжении 20 лет успешно развивающая инвестиционный, коммерческий и частный банковский бизнес, а также лизинг и управление активами. Интегрированная сеть продаж финансовых продуктов и услуг насчитывает более 623 офисов в 47 регионах России. В структуру корпорации входят более 80 финансовых компаний разного масштаба. Общая численность персонала - 18500 человек.

Технология e-learning в бизнесе

Дистанционное обучение всегда занимало особое положение в системе L&D (Learning & Development) в ФК «УРАЛСИБ» как в силу специфики организации (широкое региональное распространение, сотни точек продаж, тысячи сотрудников), так и по причине масштабности обучения (сотни программ, обязательная аттестация, десятки тысяч обучающих мероприятий в год, тысячи обученных).

Сегодня построение системы e-learning (дистанционного обучения и проверки знаний) в компании «УРАЛСИБ» практически завершено. Доступ к обучающим программам СДО участники получают через специальный портал. Система поддерживает две формы дистанционного обучения: обязательное (назначаемое) и самообучение.

Обязательное обучение организуется по следующему алгоритму. Администратор регистрирует сотрудника на прохождение тех или иных курсов по заявке непосредственного начальника. Слушателю направляется уведомление с указанием сроков обучения, и он самостоятельно осваивает материалы, размещенные на специальном портале. Во время прохождения курса администратор осуществляет техническую и методическую поддержку процесса обучения, а в установленное время заносит результаты тестирований в протокол, который затем направляет руководителю - заказчику услуги.

Основная цель обучения данной формы - обязательное прохождение дистанционного курса по принципу «точно в срок». Чаще всего такой вид передачи знаний реализуется в «УРАЛСИБе» в рамках профессионального развития и тренингов по продуктам. Сегодня обязательное дистанционное обучение включает более 300 курсов, разработанных для 46 ключевых групп сотрудников, в том числе: специалистов кредитного конвейера по работе с физическими лицами, кредитных специалистов по работе с корпоративными клиентами, операционистов и кассиров, занимающихся обслуживанием физических и юридических лиц, залоговых специалистов, сотрудников, работающих с ценными бумагами, и др.

Курсы обязательного дистанционного обучения разделяются на следующие блоки:
• общекорпоративные;
• по базовой и специализированной теории;
• по условиям и порядку работы с продуктами банка;
• по работе в автоматизированных банковских системах.

Что касается самообучения, то любой сотрудник корпорации может зайти на специальный портал и самостоятельно на рабочем месте ознакомиться с материалом по выбранной тематике. Данная форма e-learning реализуется в рамках управленческой подготовки кадров. Такое обучение помогает каждому менеджеру закреплять знания, полученные на тренинге, а также развивать свои управленческие компетенции.

На учебном портале представлено около 50 курсов управленческой и общепрофессиональной направленности по следующим тематикам: «Планирование и организация работы подразделения», «Мотивация персонала», «Управленческие коммуникации», «Личная эффективность» и др.

История создания СДО в ФК «Уралсиб»

Технология дистанционного обучения персонала в компании «УРАЛСИБ» внедрялась и развивалась по стандартному пути, характерному для крупных и быстро развивающихся российских финансовых структур. Острая потребность в массовом обучении сотрудников, возникшая в связи с бурным ростом корпорации в 2002-2004 гг., совпала по времени с началом распространения e-learning в России. Именно тогда руководство компании пришло к выводу, что обучать персонал разветвленной и быстро расширяющейся банковской сети с помощью классических средств становится все сложнее, в связи с чем было решено внедрять новые технологии.

Универсальное решение в трудные времена

Разработку системы дистанционного обучения начали с создания собственной электронной программы тестирования на базе внутрикорпоративного информационного портала. На тот момент перед руководством дирекции продуктового обучения банка стояла серьезная задача адаптировать e-learning под разветвленную филиальную сеть с разной пропускной способностью каналов передачи данных. Нестандартное по нынешним временам решение, разработанное на базе модулей Java/ASP и имеющее Web-интерфейс, а также созданные базы данный SQL Server позволяли проводить дистанционное тестирование как в on-line, так и в off-line режимах. С достигнутым уровнем автоматизации такой системы можно было без проблем оценивать знания сотни человек одновременно при условии работы в off-line примерно четверти из них.

Как для дистанционного, так и для очного обучения велась единая база результатов прохождения курсов. При этом «дистанционка» служила определенным критерием для допуска сотрудников к более затратному очному обучению (оно предполагало командировочные расходы, отрыв от работы и пр.). Отдельно отметим, что присвоить квалификацию и допустить к работе с банковскими системами было невозможно без соответствующих записей (о прохождении того или иного курса) в этой базе данных.

Бизнес-подразделения «УРАЛСИБа» как заказчики обучения быстро оценили на практике возможности новой технологии - в первую очередь, ее финансовые преимущества и масштабность охвата. Все шире электронное обучение стало применяться не только как преамбула к очному, но и в качестве самостоятельной системы, а результаты и того, и другого теперь вполне сопоставимы. Через полтора года имеющиеся средства e-learning исчерпали свои возможности - как технические, так и организационные. Дальнейшее развитие электронного обучения в банке «УРАЛ-СИБ», как и в других крупных компаниях, было связано с закупкой и наполнением контентом (в 2004-2005 гг.) системы дистанционного обучения - LMS (Learning Management System).

Универсальное решение в трудные времена

Изначально LMS содержала около 50 общеобразовательных курсов «в комплекте поставки» и имела стандартизированный интерфейс учебного портала на базе Lotus Notes. С целью усовершенствования системы была проведена работа по двум направлениям: отладка базы данных обучаемого персонала (десятки тысяч человек) и создание и внедрение в систему десятков специфических для банка курсов по продуктам. В связи с этим в компании был сформирован солидный штат методологов, которые стали активно сотрудничать с бизнес-подразделениями при создании курсов, и отдел технологов - они занялись внедрением этих программ и адаптацией модулей LMS под специфику учебного процесса корпорации.

На рисунке 1 показана динамика наполнения системы курсами и объем проведенного обучения в 2003-2008 гг.

Внедрение LMS в «УРАЛСИБе» позволило решить основные проблемы обучения и переподготовки персонала, характерные как для периода активного роста банка, так и для более «спокойных» времен. Несмотря на все сложности внедрения и адаптации системы под нужды бизнеса, в корпорации никогда не поднимался вопрос о неэффективности e-learning и необходимости использования альтернативной системы обучения.

Ситуация сегодняшнего дня

Финансовый кризис - явление проходящее, тогда как базовые потребности бизнеса в обучении персонала весьма устойчивы. Именно сегодня оно должно стать фактором, который поможет компаниям преодолеть экономический спад и его последствия. Реальность такова: в большинстве организаций прошли сокращения, прием новых сотрудников «заморожен» на 90%, на плечи оставшихся легла большая дополнительная нагрузка, а также функции и обязанности, с которыми они раньше почти не сталкивались. При этом планка не снижается, наоборот - работать нужно больше, лучше, быстрее. Возникает закономерный вопрос: как добиваться высоких результатов меньшими силами? Ответ - обучать, переобучать, развивать, причем делать это приходится в условиях жесткого дефицита бюджета. Выходом из данной

ситуации для компании «УРАЛСИБ» стало развитие уже действующей СДО. Благодаря активной политике руководства к началу 2008 г. система e-learning в банке была полностью сформирована и как методическая база, и как комплекс организационных и технологических решений (см. рис. 2).

Универсальное решение в трудные времена

Справедливости ради отметим, что в крупной компании быстро построить «с нуля» и запустить эффективную систему дистанционного обучения в условиях кризиса практически нереально: на это потребуются большие материальные и временные затраты, а ожидать отдачи от нее можно только через 1,5-2 года.

Приведенный н рисунке 2 график отражает сезонную динамику обучения в банковской сфере: резкий подъем весной, спад в период летних отпусков, осенняя активность и затишье к январю. Учебные занятия строго соответствуют потребностям бизнеса и копируют его динамику. В среднем их интенсивность в корпорации весьма высока - примерно 12 тыс. сеансов обучения ежемесячно.

Чтобы читатель мог понять, как организовано дистанционное обучение в компании, рассмотрим структуру корпоративного университета (КУ) и расскажем о распределении зон ответственности в рамках e-learning.

Ядро КУ «УРАЛСИБ» представляет собой центр по разработке стратегии и методологии внутриорганизационного обучения, курсов и программ, а также стандартов, политик и процедур. Основные подразделения находятся в Центральном офисе в Москве и в Удаленном Центральном офисе в Уфе, еще 7 учебных центров, в которых осуществляется подготовка персонала на местах, - в региональных дирекциях (см. рис. 3).

Сегодня систему e-learning в двух центральных офисах обслуживает 7 человек: 2 специалиста в области информационных технологий и 5 методологов и методистов, отвечающих за разработку и поддержание контента. Кроме этого, в каждой региональной дирекции есть сотрудник, отвечающий за методическую и техническую поддержку дистанционного обучения.

Универсальное решение в трудные времена

Рассмотрим процесс разработки/модификации курсов и формирования контента на примере продуктового обучения (рис. 4 и 5). Его инициатор (продуктовая служба -основной разработчик продуктов и услуг банка) определяет, чему необходимо обучать персонал, участвующий в процессах розничного банковского бизнеса; заказчик (служба организации продаж, региональные дирекции) указывает, какую именно категорию персонала необходимо обучать обозначенным продуктам или услугам; КУ разрабатывает соответствующие программы и курсы обучения и проводит это обучение.

Естественно, планирование занятия, а также составление графиков разработок и модификаций осуществляется заранее (в самом начале года) на основании бизнес-планов подразделений.

Несмотря на то что в период кризиса число работников, поддерживающих систему дистанционного обучения в корпорации, уменьшилось практически вдвое, сотрудники КУ рассматривают данную ситуацию как своеобразную проверку: смогут ли специалисты по обучению не потерять ни в количественных, ни в качественных показателях, работая в новых, более жестких условиях. Отметим, что ключевые сотрудники, поддерживающие технологию ДО, не подвергались сокращениям, а снижение их численности в этот период произошло в связи с переходом в другие бизнес-структуры внутри банка.

Универсальное решение в трудные времена

За последнее время частота модернизаций контента несколько увеличилась из-за жесткого контроля руководства банка за актуальностью учебных материалов. К примеру, в связи с корректировками бизнес-процессов в 2009 г. уже два раза было проведено серьезное обновление тестовой базы по направлению «Казначейские функции Корпорации», состоящей более чем из 200 вопросов. Кроме того, только в текущем году переобучены свыше сотни специалистов компании.

Несколько иначе выглядит ситуация с разработкой новых курсов и программ -в этой области наблюдается спад, обусловленный тем, что в период кризиса банки вынуждены отказываться от части продуктов и услуг. Кроме того, создание качественного учебного курса - это весьма затратное мероприятие, которым занимаются методологи и заказчики соответствующих подразделений с привлечением наиболее квалифицированных кадров. В связи с этим, в компании «УРАЛСИБ» акценты были смещены с генерирования новых на поддержку созданных курсов и программ. В привилегированном положении оказались уже отработанные направления обучения (см. табл. 1).

Универсальное решение в трудные времена

По прогнозам методологов КУ, количество курсов в 2009 г. в LMS останется прежним или слегка уменьшится, если учебным подразделениям хватит ресурсов для проведения давно намеченной серьезной ревизии и реструктуризации большого массива имеющегося методического материала. При этом в ходе запланированных кампаний по переучиванию специалистов фронт-офиса и подтверждению квалификации сотрудников, число обучающихся по технологии e-learning несколько увеличится. Такие тенденции не представляются особенными, характерными только для банка «УРАЛ-СИБ» или отдельно для финансовых структур. По результатам недавнего опроса, проведенного кампанией WebSoft* (в котором из 49 респондентов менее 30% - представители банков), в 2009 г. российский рынок e-learning ожидают изменения (см. табл. 2).

Трансформация системы e-learning

С момента внедрения LMS на предприятии в 2003 г. нагрузка на нее к сегодняшнему дню увеличилась примерно в 10 раз (см. рис. 1), что в 2-3 раза превышает предел ее пропускной способности, заложенный 6 лет назад. Уже в 2007 г. это стало приводить к серьезным техническим сбоям в периоды массового обучения персонала (для примера: ежегодно курс «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в «УРАЛСИБе» проходят дистанционно более 15 тыс. сотрудников).

Универсальное решение в трудные времена

В связи с этим в конце 2008 г., уже в условиях экономического кризиса, была приобретена и запущена LMS, отвечающая всем современным требованиям. С ее внедрением в несколько раз возросла производительность портала благодаря переходу с платформы Lotus Notes на SQL Server, появилась возможность увеличить количество модулей, добавить в систему e-learning ресурсы «Виртуальный класс», «Оценка персонала», «Компетенции» и ряд других. Система позволила значительно повысить степень интеграции модулей LMS как между собой, так и с общекорпоративной базой данных персонала «УРАЛСИБа».

Понятно, что переход на новую систему повлечет немалый объем работ по переносу в нее контента из старой базы. Однако сотрудники КУ рассматривают эту ситуацию как возможность развития существующей LMS и ставят перед собой цель - ввести такую форму дистанционного обучения, как вэбинары (on-line семинары, которые проводятся с помощью программы «Виртуальный класс»).

Еще одной стратегически важной задачей стало создание в банке полноценной базы знаний. Такой ресурс особенно важен в период, когда информация «уходит» вместе с увольняющимися сотрудниками. Кроме того, переход на новую LMS позволил специалистам корпоративного университета провести реструктуризацию учебного портала и, среди прочего, создать систему «самообслуживания» при пользовании ресурсом, как для рядовых сотрудников, так и для руководителей. В частности, предоставить им возможность самостоятельно получать отчеты о планируемом или проведенном в подразделениях компании обучении.

Таким образом, сотрудники корпоративного университета получили возможность улучшать, менять, перестраивать уже готовую СДО, в том числе встраивать LMS в систему вводного адаптационного обучения и повышения квалификации, планировать проведение семинаров в режиме реального времени по всем региональным дирекциям и формировать базу знаний.

В период кризиса руководство банка делает особую ставку на e-learning, рассматривая данную технологию обучения и развития как эффективный способ накопления, хранения и передачи знаний, что, по большому счету, представляет собой одну из приоритетных задач корпоративного университета банка «УРАЛСИБ».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль