Развитие управленческих компетенций руководителей

10550
Одни руководители промышленных предприятий считают, что секрет устойчивого положения компании на рынке заключается в постоянном развитии технологий и совершенствовании оборудования, другие -отмечают важность четкого финансового планирования и размеров инвестиций, третьи - делают упор на маркетинговых исследованиях и правильном позиционировании товара на рынке. Однако не стоит забывать, что все эти процессы осуществляют и контролируют сотрудники организации.

ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» (УАЗ) -крупнейший российский производитель автомобилей повышенной проходимости, осуществляет их поставки более чем в 40 стран мира. Входит в состав холдинга Sollers (ранее - «Северсталь-авто»). Представляет полный комплекс услуг - от производства автомашин до их продажи и сервисного обслуживания. На предприятии работают 19,5 тысяч человек.

От того, насколько грамотно и компетентно люди выполняют свою работу, напрямую зависит успех предприятия, ведь в настоящее время конкурентное преимущество компании обеспечивают именно профессионалы, обладающие уникальными способностями, квалификацией, опытом. Сегодня найти на рынке труда специалиста, отвечающего всем требованиям работодателя, крайне сложно. Остается только один выход - развивать и обучать собственный персонал.

Предпосылки к созданию программы развития управленцев

Руководство ОАО «УАЗ» всегда уделяло существенное внимание вопросу развития управленческих компетенций. На предприятии удалось сохранить систему наставничества рабочих и специалистов, построенную еще в социалистическую эпоху. Однако существенным минусом было то, что до недавнего времени на заводе не было определенной процедуры передачи знаний и опыта от руководителя к руководителю. Ранее разрабатывались лишь краткосрочные программы повышения квалификации с привлечением преподавателей из многочисленных учебных заведений Ульяновска, в большинстве своем состоявшие из лекционных занятий, которые трудно усваивались слушателями и имели слабое практическое применение. Такой подход к обучению в корне не устраивал руководство предприятия, поскольку содержал ряд недостатков:
• разрозненность и отсутствие увязки курсов по содержанию, поскольку при большом количестве провайдеров и отдельных преподавателей добиться от них согласованности лекционного материала было практически невозможно. Все это неизбежно вело к бессистемности в знаниях управленческого персонала;
• фактическое отсутствие на образовательном рынке Ульяновска преподавателей с квалификацией бизнес-тренера, ориентированных на обучение и развитие управленческих навыков;
• большая стоимость заказных курсов и тенденция к ее росту;
• необходимость формирования единой управленческой культуры (выработки системных подходов и процедур в менеджменте).

Совокупность перечисленных факторов в итоге побудила руководство предприятия к созданию собственного института бизнес-тренеров, при этом подразумевалось внедрение не столько организационной структуры, сколько разработка и отладка бизнес-процесса развития ключевых сотрудников.

Подбор и подготовка тренеров

В сентябре 2003 г. в учебном отделе «Центра развития персонала» была создана группа штатных тренеров в количестве трех человек, отбор которых осуществляли руководители и сотрудники департамента персонала предприятия. Было проведено несколько оценочных процедур с привлечением штатных психологов предприятия. Критерии отбора тренеров.

1. Образование - высшее (педагогическое, психологическое);

2. Квалификационные требования:
• опыт педагогической деятельности;
• умение работать в команде;
• опытный пользователь ПК (Excel, Word, другие офисные приложения);
• дополнительная подготовка в области менеджмента и экономики;
• английский язык (перевод текста без словаря);

3. Профессионально-личностные качества:
• целеустремленность;
• трудолюбие;
• коммуникабельность;
• инновационность и креативность;
• обучаемость;
• аналитические способности;
• нацеленность на саморазвитие и профессиональный рост.

На следующем этапе для отобранных специалистов была организована подготовка их как бизнес-тренеров. Группа прошла продолжительное обучение и стажировку в Корпоративном университете «Северсталь», а затем в ведущих учебных и тренинго-вых центрах, таких как «Институт бизнеса и кадровых технологий», «Стокгольмская школа экономики», Школа менеджеров «Арсенал» и «99 по Фаренгейту».

Через четыре месяца преподаватели уже приступили к развитию управленческих компетенций руководителей нижнего звена - мастеров, начальников бюро и групп. С 2005 г. начали реализацию масштабной программы для менеджеров среднего звена - начальников производственных цехов, руководителей значимых проектов, представителей резерва кадров на ключевые управленческие должности - с частичным отрывом от работы и сроком обучения один год. Программы разрабатывались отдельно для каждой категории руководителей и предусматривали занятия в рамках бизнес-курсов, организованных штатными тренерами. Инициатором и заказчиком создания таких программ обычно выступает директор по персоналу. Ежегодно они пересматриваются и вновь согласовываются с руководителями структурных подразделений предприятия.

Определение компетенций руководителя

Прежде чем приступить к разработке программы, направленной на развитие управленческих компетенций, в целях выявления навыков, требующих совершенствования, учебный отдел ОАО «УАЗ» организовал деловую игру под названием «Компетенция руководителя» (см. Приложение 1). В ходе этого мероприятия начальники производственных цехов рисовали образ «идеального» управленца и затем с помощью тренера путем проективного анализа и описания рисунка участники игры определяли наиболее важные с их точки зрения компетенции, отличающие руководителя от рядового работника. Далее группа ранжировала эти компетенции по степени важности и необходимости в их развитии. В результате были определены такие управленческие навыки, как: постановка целей подчиненным, планирование собственного времени, работа в команде, налаживание эффективных коммуникаций, лидерство в коллективе, способность мотивировать людей и т. д. Данный перечень стал своеобразным «заказом» на создание тренингов.

В 2006 г. в холдинге «Северсталь-авто» (Sollers) была утверждена единая модель компетенций, на которую в настоящее время и опираются специалисты департамента персонала при разработке тренингов. В соответствии с этой моделью, под компетенциями менеджера понимается определенный набор личностных характеристик, проявляемых руководителем в эффективном поведении. Могут включать способности, интересы, мотивацию и личностные особенности человека.

Проведение обучения

С целью разработки тренингов преподаватели постоянно анализируют передовой опыт управления, изучают содержание аналогичных курсов, созданных ведущими тренинговыми центрами страны. На основе этого материала и с учетом специфики подходов к управлению на предприятии создаются бизнес-курсы с использованием модераций, кейсов, ролевых игр, практических упражнений и т. д. (см. Приложение 2). В ходе обучения с применением всех этих методов руководитель переосмысливает накопленный опыт, анализирует свои методы управления, знакомится с другими способами работы коллег. В итоге он приобретает устойчивые и, самое главное, осознанные и проработанные навыки.

Развитие управленческих компетенций руководителейРазвитие управленческих компетенций руководителей

За время существования группы было проведено около 120 бизнес-тренингов по наиболее актуальным управленческим компетенциям, обучено около 1000 руководителей и специалистов предприятия. Таким образом, средняя наполняемость групп составляет 8-12 человек, и такая их численность, по мнению авторов статьи, наиболее предпочтительна при проведении тренинговых занятий.

Основу программ составляют тренинги по развитию так называемых «soft skills», к которым относятся мотивация подчиненных, лидерство, целеполагание, работа в команде, управление временем, проведение презентаций и т. д. Отличительная особенность данных тренингов - практическая направленность. В обучении используются ситуации, возникающие в реальной деятельности организаций. Специалисты компании разработали тренинги, которые практически полностью охватывают модель компетенций менеджера (см. таблицу).

Средняя продолжительность тренингов составляет от 8 до 16 часов, кроме того, все они взаимосвязаны по содержанию, что позволяет на их основе создавать долгосрочные программы обучения.

Необходимо отметить, что тренинги строятся по модульной технологии. Суть ее заключается в том, что каждый модуль представляет собой отдельный, логически завершенный, элемент, который при построении проходит полный цикл Девида Колба (см. рисунок) и направлен на развитие конкретного навыка или поведенческого индикатора (см. Приложение 3). Данная система позволяет строить из модулей как отдельные тренинги, так и долгосрочные программы - по содержанию они не будут дублировать друг друга, а только взаимно дополнять.

Опыт ОАО «УАЗ» показал, что наилучший эффект от проведения тренингов достигается после оценки персонала с использованием корпоративной модели компетенций и определением потребности в развитии конкретных навыков по методу Asseccment-center (Центр оценки). Эту технологию реализуют специально подготовленные работники предприятия с психологическим образованием, а критериями оценки служат поведенческие индикаторы корпоративной модели компетенций. Результаты доводятся до руководителей и становятся для них мощным мотивирующим к развитию фактором, с одной стороны, и своеобразным заказом на разработку конкретных тренингов - с другой.

В заключение отметим, что всего за три года на предприятии удалось создать систему развития управленческих навыков для менеджеров, с помощью которой передается и трансформируется накопленный годами управленческий опыт. В настоящее время сотрудники департамента по работе с персоналом постоянно проводят мониторинг эффективности проведенных тренингов и семинаров. Регулярно запрашиваемая по их итогам обратная связь от руководителей, а также данные оценки результативности обучения, собранные с помощью «входного» и «выходного» анкетирования обучающихся, подтверждают, что усилия компании не были напрасны, а разработанные тренинги способствуют как развитию сотрудников предприятия, так и укреплению бизнеса в целом.

Развитие управленческих компетенций руководителейРазвитие управленческих компетенций руководителейРазвитие управленческих компетенций руководителей



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль