Муниципальная служба практика управления персоналом

7131
О технологии, механизме подготовки и проведения оценочных процедур, в том числе квалификационных экзаменов, для работников муниципальных служб узнаем из опыта администрации города Белгорода.

В первом десятилетии XXI века система органов местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой достаточно внушительную структуру. Эффективность этой макросистемы складывается из интегрального вклада в управленческую деятельность всех ее участников. Конечные результаты определяются уровнем профессионализма и компетенцией кадров системы муниципальной службы.

Известно, что ранее в России было 11 тыс. муниципальных образований, в период реформы органов местного самоуправления их стало более 24 тыс. По данным Росстата, к концу первого квартала 2008 г. в них было занято более 340,1 тыс. служащих. Но проблема непрофессионализма в управлении продолжает оставаться крайне актуальной. Высшее руководство страны неоднократно указывало на громоздкость, неповоротливость и неэффективность как госаппарата, так и аппарата муниципального управления, а в отношении компетентности его работников давалась такая оценка: знание современной науки управления - это все еще очень большая редкость.

Причина несостоятельности подготовки многих муниципальных служащих кроется в самой технологии восполнения кадрового потенциала органов местного самоуправления, в основе которой продолжают оставаться уже неэффективные так называемые экстенсивные методы формирования, развития и использования персонала.

Таким образом, острая нехватка профессиональных кадров на всех уровнях управления - от производственного, муниципального, регионального до государственного - одна из серьезнейших проблем, стоящих перед современной Россией.

Подбор и оценка персонала Актуальная задача органов местного самоуправления - совершенствование технологий подбора и оценки персонала. На сегодняшний день на федеральном уровне законодательно установлены следующие способы оценки персонала муниципальных служащих:

1. Аттестация (в переводе с латинского - свидетельство). В ст. 18 «Аттестация муниципальных служащих» Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» обозначено, что «...аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года». На основе ее результатов (с учетом итогов других кадровых процедур) могут приниматься такие управленческие решения, как должностное перемещение, профессиональное обучение, увольнение персонала и т. д.

Применительно к муниципальной службе аттестация - это определение квалификации служащих, уровня их знаний в области муниципального управления и соответствия занимаемой должности. Технология направлена на улучшение качественного состава персонала и его эффективное использование, рост служебной и трудовой активности, повышение ответственности работников за порученнное дело.

2. Конкурс на замещение должности (в переводе с латинского «конкурс» - стечение, столкновение, соперничество). В РФ он проводится на основании Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в регионе - закона «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» от 24 сентября 2007 г. № 150, в городе - решения Сессии Совета депутатов Белгорода от 29 апреля 2008 г. № 14 «О порядке проведения конкурса по замещению должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Белгорода».

Цель конкурса состоит в том, чтобы создать условия для реализации конституционного права граждан на равный доступ к муниципальной службе, а также право служащих на должностной карьерный рост.

Необходимые элементы конкурсной технологии - претенденты, выставляющие свои кандидатуры; конкурсная комиссия, которая имеет право на основе положения о проведении конкурса выбрать для этого оптимальные приемы и методы; механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятия решений по итогам конкурса; способы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса. Данная технология предусматривает написание и защиту претендентами реферата по одной из актуальных проблем муниципального управления, а также демонстрацию знания федеральных и региональных законов, их отдельных положений, новелл о деятельности органа местного самоуправления, делового общения, умения составлять проекты служебных записок и т. п. Конкурс, проводимый в органе местного самоуправления, способствует повышению престижа муниципальной должности, привлечению большего количества кандидатов, объективности решения о приеме на муниципальную службу.

3. Квалификационный экзамен (в переводе с латинского - испытание познаний в какой-либо области). Это оценка уровня профессиональной подготовки муниципального служащего для присвоения ему квалификационного разряда. Исходя из требований Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», закона Белгородской области от 24 сентября 2007 г. № 150 «Об особенностях муниципальной службы в Белгородской области» и в соответствии с решением Совета депутатов Белгорода от 24 июня 2008 г. № 41 «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена для присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим органов местного самоуправления г. Белгорода» такой экзамен в администрации города организуется и осуществляется по единой процедуре.

4. Испытание. Проводится оно при поступлении на муниципальную службу. Основная цель - проверка на практике соответствия кандидата занимаемой им должности. При этом служащий не получает гарантий при увольнении в данный период.

Испытание муниципального служащего может быть предусмотрено распоряжением о назначении на должность и контрактом. Срок испытания составляет, как правило, от трех месяцев до года. При переводе из другого государственного органа или муниципального органа этот период может длиться от трех до шести месяцев. Отсутствие в указанных нормативных актах подобного условия означает, что служащий принят без испытания. Если же оно проводится, то по его окончании для работника, не имеющего разряда, соответствующего замещаемой должности, организуется квалификационный экзамен. Если по истечении данного периода служащий продолжает занимать должность, то он считается выдержавшим испытание.

Действующее законодательство устанавливает порядок и механизм оценки персонала муниципальной службы для формирования ее профессионального, компетентного и стабильного кадрового состава. Отдельно стоит рассмотреть такую технологию, как квалификационный экзамен, поскольку в настоящее время он занимает весомое место в системе муниципальной службы РФ и затрагивает всех занятых в ней служащих.

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена для муниципальных служащих Белгорода, в числе прочих документов, указанных выше, которые регламентируют данную кадровую технологию, определяет порядок и условия присвоения разрядов работникам администрации города в соответствии с их компетенцией, уровнем профессиональной подготовки, с учетом требований, предъявляемых к должностям. Для его проведения глава администрации города утверждает экзаменационные комиссии. Их рекомендации по результатам процедур оценки персонала служат основанием для присвоения разряда.

Готовясь к экзамену, работник анализирует должностные обязанности, собственную роль и место в структурном подразделении администрации города, оценивает свою профессиональную деятельность, дополнительно изучает нормативно-правовую базу муниципальной службы в РФ, Белгородской области, Устав городского округа, стратегию развития города до 2025 г. и плана действий органов местного самоуправления на 20072011 гг., готовит реферат по одной из актуальных проблем муниципального управления.

Сам экзамен в органе местного самоуправления состоит в следующем:
• четкой пошаговой подготовке;
• объективной оценке членами комиссии квалификации служащих, их деловых и личностных качеств, соответствия занимаемой должности;
• выявлении по результатам экзамена перспективных, креативных, энергичных, творчески мыслящих и инициативных работников для последующего включения их в кадровый резерв на выдвижение.

Экзамен проводится по мере необходимости или не чаще одного раза в год (не реже одного раза в три года) по решению руководителя органа местного самоуправления, которое он принимает сам или по инициативе служащего. В последнем случае процедура считается внеочередной и проводится не позднее чем через три месяца после подачи письменного заявления о присвоении квалификационного разряда.

Для проведения экзамена необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий:

1. Управление персоналом готовит нормативно-правовой акт «О проведении квалификационных экзаменов» (распоряжение администрации города), который затем подписывает глава администрации. В данном документе указываются даты, время и место проведения экзаменов для сотрудников, замещающих должности муниципальной службы администрации города. Кроме того, готовятся развернутые списки сдающих экзамен и перечень необходимых для его проведения документов.

2. Подготовка и принятие распоряжения администрации города «Об утверждении состава комиссии по проведению квалификационных экзаменов». Организация инструктивного совещания с членами комиссий.

3. Проведение консультации (при необходимости - двух) для муниципальных служащих по технологии реализации квалификационного экзамена.

4. Доведение не позднее, чем за месяц до предстоящего экзамена, решения о его проведении до служащих и их непосредственных руководителей, которые затем направляют в комиссию отзыв о профессиональном уровне работника и возможности присвоения ему квалификационного разряда «советник муниципальной службы». Ознакомление служащих с отзывом.

5. Определение порядка проведения экзамена, подготовка протокола заседания комиссии, экзаменационного листа муниципального служащего, перечня общих вопросов.

Во время экзамена секретарь комиссии представляет служащего, руководитель озвучивает отзыв на него. После этого проводится собеседование в форме вопросов и ответов, работник осуществляет тезисную защиту подготовленного реферата. Комиссия оценивает знания, навыки и умения служащего в соответствии с должностными требованиями, сложностью и ответственностью его работы и в итоге выносит одно из решений:
• признать, что сотрудник сдал экзамен, и рекомендовать его для присвоения квалификационного разряда;
• признать, что служащий не сдал экзамен.

Вынесенное решение заносится в экзаменационный лист, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. После ознакомления служащего с этим документом (под расписку) лист подшивается в личное дело сотрудника.

Работник, не выдержавший данного испытания, может выступить с инициативой о его повторном проведении через шесть месяцев (не ранее), а также вправе обжаловать результаты вплоть до суда.

Итоги квалификационного экзамена направляются руководителю органа местного самоуправления (представителю нанимателя) не позднее чем через семь дней после его проведения. На основании полученных результатов он принимает решение о присвоении служащему соответствующего разряда в установленном порядке, и кадровая служба готовит распоряжение администрации Белгорода «О присвоении квалификационных разрядов муниципальным служащим администрации города» (см. таблицу).

Служащим, замещающим должности муниципальной службы, присваиваются следующие квалификационные разряды:
• высшие должности - действительный муниципальный советник 1-го, 2-го и 3-го класса;
• главные должности - муниципальный советник 1-го, 2-го и 3-го класса;
• ведущие должности - советник муниципальной службы 1-го, 2-го и 3-го класса;
• старшие и младшие должности -референт муниципальной службы 1-го, 2-го и 3-го класса.

В результате реализации данной кадровой технологии в администрации города только за 20072008 гг. присвоены квалификационные разряды 275 служащим, в том числе 64, - занимающим высшие и главные должности, 211 - ведущие, старшие и младшие.

Муниципальная служба практика управления персоналом

Анализируя использование в муниципальной практике процедуры оценки персонала и механизма подготовки и проведения квалификационных экзаменов, можно сделать следующие выводы.

Квалификационный экзамен представляет собой эффективное средство мотивации, направленное на развитие и карьерный рост служащих. Подготовка и проведение экзамена, с одной стороны, способствует росту профессионального мастерства сотрудников, повышению эффективности работы структурных подразделений администрации города; с другой - позволяет достаточно критично проанализировать деятельность муниципальных служащих. Члены комиссии могут четко «оценить персонал на степень соответствия работника предъявляемым требованиям по работе на службе». Оценка - постоянно применяемая технология, которая составляет основу работы по управлению персоналом. «Без этой ключевой функции не обходится ни теория, ни практика кадровой политики и управления персоналом. Это базовая технология, которая позволяет: подобрать людей, оценить их реальные результаты деятельности и разумно распорядиться их возможностями».

Следовательно, реализация на практике в органе местного самоуправления кадровых технологий, таких как аттестация и квалификационный экзамен, для служащих с другими функциями кадрового менеджмента обеспечит эффективность деятельности сотрудников в системе муниципальной службы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль