Принцип единства

3840
В компании ZEPTER International прилагают много усилий к тому, чтобы организовать эффективную совместную деятельность сотрудников. Командообразование затрагивает не только торговых представителей, но и офисных работников. Однако методы сплочения различаются в зависимости от категории персонала.

Компания ZEPTER International основана в 1986 г. В России с 1993 г. занимается продажей эксклюзивных высококачественных потребительских товаров. Имеет 12 филиалов и офисы более чем в 180-и городах по всей стране. В штате компании в РФ работают 850 сотрудников, в торговом (агентском) секторе - около 55 тыс. человек (по состоянию на конец 2007г.)

Как и на многих других предприятиях, в ZEPTER International существуют профильные отделы, занимающиеся всеми направлениями HR-деятельности: служба персонала и центр обучения. Однако, в отличие от «классической» торговой компании, в этой организации работа с офисными сотрудниками (250 человек в Московском офисе и 850 - в целом по РФ) и торговыми представителями (около 55 тыс. по РФ) четко разграничена (см. рисунок).

Торговый сектор

Идея бизнеса ZEPTER International заложена в маркетинговом плане компании: чем успешнее деятельность нижестоящих сотрудников, тем лучше складывается работа представителей высших звеньев цепочки продаж. Профессиональный и карьерный рост каждого менеджера зависят не только от его личной деятельности, но и от работы всей команды. Чем выше результаты подчиненных - тем весомее статус и комиссионное вознаграждение руководителя.

Однако задача формирования команд осложняется тем, что сотрудники торгового сектора ориентированы в первую очередь на личный, а уже потом на общий результат. Поэтому проведение мероприятий по их сплочению - часть системы обучения, развития и мотивации персонала ZEPTER International.

Принцип единства

Несмотря на то что менеджеры по продажам не оформляются в штат (т.е. по трудовым книжкам), они являются полноправными сотрудниками организации, ее неотъемлемой частью, ведь именно продажи - основной источник дохода ZEPTER International. Компания предоставляет торговому персоналу все положенные по ТК социальные гарантии, осуществляет необходимые социальные выплаты, в том числе в ПФР.

Командообразование в торговом секторе

Основные цели мероприятий по командообразованию среди сотрудников торгового сектора следующие:

1. Развить у работников чувство причастности к результату своей команды.

2. Построить здоровый психологический климат в компании, что особенно важно при сильной личной конкуренции среди сотрудников - как в рамках одного бренда, так и между отделами продаж разных брендов.

3. Познакомить работников филиала/представительства между собой.

4. Показать готовность компании поддерживать менеджеров, развивающих свои структуры.

5. Мотивировать персонал к эффективной личной и, особенно, совместной работе.

Таким образом, потребность в командообразовании существует в компании всегда.

Однако общая концепция и аудитория каждого конкретного мероприятия меняется в зависимости от программы (бренда), города, в котором оно проводится (развитие инфраструктуры и другие социально значимые факторы играют большую роль), возрастной аудитории слушателей и т.п.

В ZEPTER International применяются следующие способы сплочения менеджеров по продажам:

1. Специальные тренинги по командообразованию.

2. Элементы тимбилдинга, включенные в программу выездных обучающих семинаров, - конкурсы, боулинг, пейнтбол, другие спортивные соревнования и т.п.

3. Корпоративные вечера. Ежегодно в компании проводятся грандиозные балы для лучших сотрудников: в 2007 г. 1300 человек выезжали в Египет, в 2008 г. - компания отметила свое 15-летие в Турции в составе 1500 лучших работников (как торгового сектора, так и штата компании).

4. Тематические корпоративные вечера в рамках международных совещаний с участием высшего менеджмента компании из разных стран. Программа таких вечеров в обязательном порядке включает различные игры и конкурсы, многие из которых направлены на решение бизнес-задач в командах.

Практически все перечисленные мероприятия разрабатываются центром обучения ZEPTER International в сотрудничестве с торговыми директорами филиалов. В подготовке крупных корпоративных мероприятий участие принимают также отдел маркетинга и внешние партнеры. При этом центр обучения не ставит перед собой задачу налаживания долгосрочных отношений с провайдерами, так как потребность в их услугах непостоянна.

Поскольку деятельность компании основывается на принципе результативности, подразумевающем не только увеличение продаж, но и построение эффективной команды, постоянные тренинги для сотрудников торгового сектора являются одной из важнейших составляющих стратегии ZEPTER International. Это дополнительно стимулирует менеджеров по продажам.

Вопрос эффективности

Оценить результаты тренингов по командообразованию в конкретных числовых данных сложно. Тем не менее есть общие показатели эффективности мероприятий, которые используются в компании:

1. Результаты работы участников. Для оценки эффективности каждого мероприятия по командообразованию сотрудники торгового сектора составляют и передают директору филиала два статистических отчета с результатами своей работы: первый -накануне участия в тренинге, второй - через 1-1,5 месяца после его проведения.

2. Эмоциональная составляющая. Прямые продажи - это бизнес эмоций, и если сотрудники на мероприятии по командообразованию получили положительный заряд, значит, результат обязательно будет. Реакцию людей на тренинг можно отследить после его завершения: если у людей «горят» глаза, есть потребность в выражении эмоций, желание поделиться впечатлениями с коллегами - значит, мероприятие было ненапрасным.

3. Поступление новых заказов на командообразование. Заказчиками службы персонала выступают филиалы (11 - в крупных городах по всей территории РФ, кроме того, более 150 представительств), которые всегда ориентированы на результат. Если прошедшее мероприятие оказалось малоэффективным, директор не будет тратить время и деньги на его повторное проведение. В настоящее время заказы на тимбилдинг в ZEPTER International постоянно растут: в 2008 г. их количество в компании увеличилось на 65 % по сравнению с 2007 г. Это свидетельствует о высокой результативности данных тренингов.

Важная составляющая эффективных мероприятий по командообразованию для ZEPTER International - соответствие единому корпоративному формату обучения и развития, позволяющему сотрудникам из разных городов говорить на одном бизнес-языке. Для достижения этой цели центр обучения компании разрабатывает единые методические материалы и программы, которые затем рассылаются в регионы. Также проводятся мастер-классы с участием национальных тренинг-менеджеров - высококлассных специалистов центра обучения, каждый из которых работает по закрепленному за ним бренду. Они готовят единые тренинги и методические материалы, обеспечивают коммуникацию с тренинг-менеджерами регионов, торговыми директорами регионов и директорами филиалов, полностью курируют графики обучения новых сотрудников по всей территории РФ, а также соблюдение всех процедур, связанных с тренингами. В 2007 г. центр разработал унифицированную программу подготовки тренинг-менеджеров филиалов (их обучают национальные тренинг-менеджеры) по направлениям: навыки продаж, телефонные продажи, коммуникативные навыки, командообра-зование.

Штатные сотрудники

Мероприятия по командообразованию для офисных работников также важны, поскольку единое понимание задач и совместное движение к общей цели позволяет любому коллективу достигать более высоких результатов. Однако деятельность по сплочению штата должна быть частью общекорпоративной культуры, а не набором разрозненных тренингов. Именно поэтому работа по командообразованию среди офисных сотрудников ZEPTER International включена в общий цикл мероприятий, направленных на их обучение и развитие:
• организация всех этапов работы с персоналом (особенно на стадии адаптации);
• информационная поддержка новичка и его наставника, а далее - любая поддержка сотрудников компании со стороны HR-специалистов;
• курирование работы с персоналом в отделах.

Ответственность за выполнение всех этих функций возложена на службу персонала.

Задачи отделов

Команда - это, безусловно, вся компания, а не отдельно взятые службы, структуры и подразделения. Но именно с «небольшой» работы в рамках отделов начинается формирование единого корпоративного духа. В ZEPTER International основная часть процедур по командообразованию среди штатных сотрудников передана в подразделения. Служба персонала выступает «идейным вдохновителем», полностью создавая концепцию и структуру всех HR-мероприятий, тогда как линейные менеджеры непосредственно организуют и курируют данную работу, поскольку гораздо лучше кадровиков ориентируются «на местах» и могут незамедлительно корректировать деятельность подчиненных.

Процесс приобщения сотрудника к коллективу начинается сразу после его трудоустройства в офис ZEPTER International и постоянно поддерживается руководителем. Основные принципы взаимодействия в отделах следующие:

1. Четкое понимание каждым сотрудником целей и задач - как личных, так и отдела. Начальник подразделения или непосредственный руководитель новичка в первые три дня работы в письменной форме знакомит его с функциональными задачами на испытательный период, информирует о сроках их решения, фиксирует результат.

2. Открытость, возможность для сотрудника обратиться за помощью. Работники компании получают полную информационную поддержку как в общих, так и в профессиональных вопросах. Уже на этапе трудоустройства их знакомят со всеми принятыми в офисе ZEPTER International правилами. Для этого в компании разработан ряд специальных адаптационных мероприятий, например: собеседования новичка с сотрудником службы персонала и руководителем отдела, непосредственным начальником или наставником. Работник может по всем возникающим вопросам обращаться в HR-службу, а также получать всю необходимую информацию и помощь от руководителей подразделений.

3. Контроль и предоставление отчетности. Отслеживать решение новыми сотрудниками поставленных перед ними задач можно с помощью «Индивидуального плана работ на испытательный срок», который используется в компании. В документе фиксируются результаты выполнения новичками своих обязанностей, и со всеми подобными записями они знакомятся лично под роспись. Контроль исполнения двойной -со стороны руководителей отделов и службы персонала. Однако не только сотрудники отчитываются перед компанией, но и она, в свою очередь, «отчитывается» перед ними. Дважды в год проводятся встречи генерального директора со всеми штатными работниками, на которых он рассказывает о результатах деятельности ZEPTER International. Такие встречи напрямую способствуют командообразованию, подчеркивают значимость каждого сотрудника для нормального функционирования всей организации.

4. Система поощрений и бонусов. Как говорилось выше, конкретные задачи работника и общие цели отдела озвучиваются руководством. Бонусы выплачиваются в соответствии с принятой в компании системой премирования, их размер определяется в каждом конкретном случае руководителем награждаемого сотрудника.

5. АВС-анализ каждого работника позволяет оценить его истинную результативность и потенциал. Анализ проводится начальниками структурных подразделений дважды в год, результаты фиксируются. Руководитель службы персонала выдает линейным менеджерам оценочные листы с указанием критериев, по которым определяется уровень результатов и потенциал каждого их подчиненного (ставятся две оценки). «А» означает, что результаты и потенциал - выше средних требований и ожиданий, «В» -отвечают ожиданиям, «С» - ниже требований, и необходимо срочное развитие. Высшей оценкой может быть «АА», худшей - «СС». Данные АВС-анализа позволяют отследить, на каком этапе у человека возникли проблемы при выполнении обязанностей, и скорректировать работу с ним таким образом, чтобы результативность и мотивация вновь повысились.

Все перечисленные принципы описаны во внутренних положениях компании, с которыми сотрудники знакомятся при оформлении на работу и в первые дни после трудоустройства.

Мероприятия для штатного персонала

Поскольку в ZEPTER International общий комплекс работ по командообразованию ведется на уровне отделов и подразделений, личность начальника, его образ мыслей и стиль руководства играют важную роль. В компании большое внимание уделяется обучению менеджеров среднего звена, причем упор делается на развитие управленческих навыков, целеполагания, способности вдохновлять и мотивировать к достижению результата. Линейные руководители направляются на обучение (в рамках тренингов, семинаров или углубленных обучающих программ) раз в полгода и проходят подготовку на специальных курсах, а также по программам развития навыков управления и эффективных коммуникаций.

Кроме того, не менее двух раз в год проводятся общекорпоративные мероприятия для штатных сотрудников с целью совместного отдыха, общения, игр, позволяющих работникам офиса лучше узнать друг друга, «почувствовать» коллектив, проникнуться общим позитивным настроем к своей деятельности и коллегам.

***

Внедрение мероприятий по командообразованию в общий цикл работы по управлению персоналом позволило компании ZEPTER International решить ряд стратегически важных задач. В частности, удалось повысить общий позитивный настрой в коллективе, лояльность сотрудников к компании. Текучесть кадров в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократилась более чем на 15 %. В настоящее время продолжается формирование системы работы с персоналом, направленной на создание эффективной команды.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль