Управление карьерой сотрудника

3480
Словосочетание «управление карьерой» стало уже привычным и для HR-специалистов, и для сотрудников многих крупных иностранных и российских компаний. Службы персонала выстраивают эффективные системные структуры оценки, обучения, развития, управления карьерой. И только один элемент в ней часто не предусматривается-увольнение.

Акт доброй воли

Многие удивятся: зачем заботиться о сотруднике, когда он собрался покидать компанию? Да и какое может быть управление карьерой, если человек уходит в другую организацию? Однако уже стали привычными такие «реалии» бизнеса, как: exit interview (интервью перед увольнением), рейтинги лучших работодателей, самодеятельные интернет-ресурсы, посвященные той или иной компании (создающиеся, как правило, чтобы критиковать, а не хвалить). В большинстве организаций принят лозунг, указанный в корпоративных кодексах: «Главная наша ценность - люди!» А некоторые предприятия стараются сохранить сообщество тех, кто работал у них раньше, поддерживают дружеские отношения с бывшими сотрудниками.

Корпоративные сообщества прежних работников компаний, так называемые alumni network («сеть бывших питомцев») появляются почти ежемесячно. На web-сайтах компаний Procter&Gamble, Intel, J.P. Morgan, Ernst&Young, Roland Berger существуют отдельные рубрики, модерируемые HR-департа-ментами, которые ищут и приглашают бывших сотрудников в сообщество.

«Мы верим в долгосрочные отношения, взаимопомощь и честность», «Для профессиональных и личных контактов», «Строить бизнес вместе», «Когда вы были здесь, вы вкладывали все силы в успех нашей компании и помогли нам стать теми, кем мы являемся сейчас. И хотя вы работаете теперь в других организациях, вы остаетесь членами нашей большой семьи» - все это строчки с сайтов сообществ бывших сотрудников разных предприятий.

«Не могу поверить, что моя компания разыскала меня спустя столько лет», «Мне так приятно, что вы пригласили меня в сообщество», «Огромное удовольствие продолжать общение с коллегами!» -а это слова благодарности от бывших сотрудников.

Людей, прежде работавших в компании, приглашают на корпоративные мероприятия, организуют для них специальные встречи, поздравляют в дни торжеств.

Чем более зрелым становится рынок, тем большую значимость для компании приобретает ресурс, на западном рынке именуемый goodwill (дословный перевод с английского - «добрая воля»). По сути, это означает репутацию, честное имя, уважаемую марку предприятия или бизнеса. Сегодня, в кризис, именно этот трудно формализуемый фактор часто удерживает на плаву предприятия. Goodwill важен не только в отношениях с партнерами - он играет не меньшую роль и на рынке труда. Не всегда, к сожалению, работодатель знает, как много действительно талантливых специалистов отказываются от вакансий только из-за того, что у компании сформировался негативный имидж. И на 90% он обусловлен тем, как организация расстается со своими сотрудниками.

Управление карьерой сотрудника

Более того, в компаниях, которые стараются сохранить максимально благоприятные и конструктивные отношения с уходящими работниками, нередки ситуации их возвращения через некоторое время. Специалист, получив опыт в другом месте, затем приходит обратно в компанию на более высокую позицию. Например, компания PricewaterhouseCoopers всегда провозглашает принцип сотрудничества со всеми бывшими успешными работниками, поэтому в ней нередки случаи их возвращения.

Прощальная улыбка

В корпоративных программах развития персонала часто упускают из вида одну деталь: как действовать, если сотрудник становится «лишним». Большинство корпоративных программ написаны таким образом, что складывается впечатление: все новички будут работать в компании вечно, если они - профессионалы. Но и хорошие, квалифицированные специалисты, к сожалению, иногда покидают организацию, которой они принесли немалую пользу.

Консультанты кадровых агентств часто слышат от кандидатов, что причиной поиска новой работы становится отсутствие возможности карьерного роста из-за специфики корпоративной структуры. Человек сделал максимально возможную карьеру в компании и «уперся в потолок» - дальше расти некуда. При этом иногда HR-менеджеры «как бы» не замечают его проблем, ведь он успешно выполняет обязанности, и все вроде бы хорошо. Часто к такому сотруднику приходит желание уволиться спустя 1-2 года после появления чувства неудовлетворенности своим карьерным застоем. Понятно, что все это время он работает далеко не в полную мощь, без «драйва», по инерции.

На Западе, после того как человек достигает максимальной квалификации и высшей ступени в карьерной лестнице, через определенное время ему предлагается подумать об увольнении. В данной ситуации оно оказывается безболезненным и обоюдно полезным как для компании, так и для него самого. Менеджер по персоналу продолжает управлять карьерой сотрудника, но делает это уже с помощью внешних консультантов. Иногда данное мероприятие называют аутплейсментом. Но это, скорее, именно «управление карьерой», а для провайдеров такая услуга носит название «консультации по управлению карьерой».

Следует учитывать и тот фактор, что иногда своевременное увольнение и замена сотрудника может принести компании экономическую выгоду (конечно, когда речь идет об успешных и квалифицированных работниках). Так, одно из предприятий - гигант мирового рынка - обратилось к специалистам за консультацией и помощью в трудоустройстве своего GR-менеджера. Он проработал в компании семь лет, помог в реализации нескольких крупных и значимых для нее проектов, сделал успешную карьеру. Дальше расти ему было некуда, горизонтальное перемещение тоже было невозможно, ему стало скучно. Специалисты работали с ним несколько месяцев. Предлагали разные варианты развития карьеры, вплоть до самых неожиданных и тех, которые даже не приходили ему в голову. Менеджер нашел новую работу и уволился, при этом сохранил с организацией прекрасные отношения. Возможно, на новом месте он продолжит сотрудничество с компанией, но уже в ином качестве - партнера либо клиента. У предприятия на рынке великолепная репутация. И отнюдь не только потому, что оно - лидер и предлагает отличный компенсационный пакет... К тому же, к выгодам следует добавить и экономический эффект от работы нового, энергичного специалиста.

Еще одна причина увольнения успешных сотрудников по инициативе компании - перестройка ее организационной структуры вследствие разных событий, например, слияний и поглощений, но на сегодняшний день чаще - из-за ситуации на мировом рынке, которая, так или иначе, затрагивает все предприятия. Возможно, некоторым компаниям придется расстаться с частью персонала. То, как они будут это делать, в значительной степени повлияет на их настоящую и будущую, послекризисную, судьбу.

Одно из важнейших следствий «правильного» увольнения сотрудников - хороший настрой тех, кто остается. Будет ли это сплоченная команда единомышленников, готовая работать, идя на компромиссы и учитывая трудности компании, либо сообщество одиночек, живущих по принципу «спасайся, кто может»? Психологический климат в коллективе на сегодняшний день - один из основных факторов устойчивости предприятия. Кроме того, очевидно, что кризис не вечен, и в дальнейшем, возможно, более эффективным для бизнеса окажется возвращение прежних сотрудников компании, а не набор и обучение новых.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль