Льготы на выбор

2615
Несмотря на сложные времена, перед руководителями встает вопрос: как привлечь в компанию лучших специалистов? Что должен учитывать работодатель, активно включающийся в борьбу за таланты на российском кадровом рынке?

ГК «ЛИЗАРД» основана в 1996 г. Занимается оптово-розничной торговлей, имеет филиалы в Ростове и Санкт-Петербурге. В компании работает 300 человек.

Сегодня при выборе места работы кандидат руководствуется множеством факторов, среди которых и такой, как отношение компании к своим сотрудникам. В настоящее время соцпакет воспринимается отнюдь не в качестве элемента престижа организации или нетривиального бонуса, а как стандартная составляющая системы мотивации персонала. Это одно из базовых требований, предъявляемых квалифицированным специалистом к будущему работодателю.

Выявление основных ценностей сотрудников

В октябре 2007 г. в ГК «ЛИЗАРД» был организован социальный опрос, целью которого стало выяснение степени удовлетворенности персонала работой. Основной предпосылкой анкетирования послужила увеличившаяся текучесть кадров. Кроме того, на собеседованиях соискатели зачастую интересовались наличием социальных льгот, но на тот момент они еще не были разработаны. HR-менеджеры не раз сталкивались с ситуацией, когда кандидат отказывался трудоустраиваться в компанию и делал выбор в пользу конкурента, где ему предлагали не только аналогичную зарплату, но и соцпакет.

В соответствии с политикой организации при формировании системы стимулирования акцент был сделан на материальные методы. Руководство приняло решение о разработке и внедрении социального пакета.

Одной из проблем, с которой столкнулась служба персонала, стал подбор составляющих данного инструмента мотивации. Для выявления пожеланий сотрудников HR-специалисты решили провести анкетирование за три месяца до предполагаемых мероприятий (см. прил. 1). В нем приняли участие все штатные работники, которых на тот момент насчитывалось более 300. Опрос был организован (составлены анкеты) и проведен за 10 дней. Обработка и анализ полученной информации осуществлялись в течение полутора месяцев. Следующим этапом стали: формирование предложений по насыщению соцпакета, экономический расчет возможностей предоставления льгот, утверждение бюджета по каждому пункту, поиск поставщиков услуг и заключение договоров на обслуживание сотрудников.

По результатам опроса специалисты HR-службы составили перечень ценностей, на которые при подборе льгот и была сделана основная ставка.

Формирование соцпакета

По итогам опроса было предложено несколько вариантов наполнения соцпакета:

1. Поскольку обеды на рабочем месте запрещены, а столовой на предприятии нет, возникло предположение, что организация обедов посредством выдачи талонов на обслуживание (номиналом 160-200 руб.) в выбранном заведении найдет положительный отклик среди сотрудников. Альтернативный вариант - дотация на питание в виде прибавки к заработной плате.

2. Опрос показал, что большая часть сотрудников добирается до работы на общественном транспорте. Поступило предложение включить в соцпакет ежемесячную компенсацию проезда путем перечисления дополнительной суммы к заработной плате.

3. Оплата мобильной связи или использование корпоративного тарифа позволит сотрудникам всегда быть «в зоне доступа» и оперативно решать возникающие проблемы.

4. Предоставление нескольких выходных оплачиваемых дней для восстановления здоровья без предъявления больничного листа сократит число случаев отсутствия людей на рабочем месте.

5. Обеспечение сотрудников медицинской страховкой дает ряд преимуществ: большой выбор поликлиник (частных, государственных, ведомственных), качественное медицинское обслуживание, наличие всех специалистов в одной клинике, возможность вакцинации (она не производится по полису ДМС), экстренная и плановая госпитализация и др.

6. Оплата абонемента в фитнес-клуб и бассейн продемонстрирует, что компания заботится о людях, от которых зависит ее успех на рынке; одновременно это повысит имидж.

7. Сотрудники, имеющие детей дошкольного возраста, смогут по достоинству оценить заботу компании, если она компенсирует расходы на частный или государственный детский сад. Организация досуга работников и их детей также может быть одной из составляющих соцпакета.

Проанализировав итоги анкетирования, работники HR-службы сделали следующие выводы:
• чем выше должность (статус) сотрудника, тем больше у него требований к наполнению соцпакета;
• большой штат в компании обусловливает расхождение взглядов, ценностей и запросов у работников разного возраста и статуса.

В итоге руководство приняло решение наполнять соцпакет по принципу «кафетерия», чтобы удовлетворять, по возможности, требования каждого сотрудника. Суть принципа состоит в том, что человек сам выбирает те услуги (статьи соцпакета) из предлагаемого списка, которые в наибольшей степени соответствуют его запросам.

Реализация проекта

Штат компании был поделен на три группы:
• служащие и технические исполнители;
• специалисты;
• топ-менеджеры (в данную группу вошли и руководители отделов).

Для каждой группы был разработан «Перечень статей для формирования индивидуального соцпакета» (см. Приложения 2, 3, 4), а также установлено максимально возможное количество баллов, в соответствии с которыми выделялась определенная сумма денег:
• служащие и технические исполнители (группа 1) - 100 баллов;
• специалисты (группа 2) - 150 баллов;
• топ-менеджеры (группа 3) - 200 баллов.

Итоговый балл для каждой группы был рассчитан так, чтобы сотрудник, независимо от занимаемой должности, мог не только выбрать несколько основных статей соц-пакета (оплата питания, проезда и т.п.), но и воспользоваться дорогостоящими услугами, такими как: получение полиса добровольного медицинского страхования, приобретение абонемента в фитнес-клуб или льготных путевок на отдых. Отметим, что стоимость предоставляемой услуги напрямую зависит от категории, к которой относится работник, а объем и качество наполнения статей соцпакета для каждой группы различно. Так, в полис ДМС любого застрахованного человека включена госпитализация в случае серьезной болезни. Отличие состоит в том, что топ-менеджера разместят в одноместной палате стационара, а сотрудника, относящегося к одной из двух других групп, направят в общую палату.

Некоторые статьи из-за большой стоимости (например, предоставление путевок на отдых), но редкого использования (раз в полгода) были разбиты на ежемесячные равномерные выплаты.

Из всего перечня льгот наиболее востребованными оказались следующие:
• организация корпоративного питания;
• компенсация проезда;
• оплата мобильной связи;
• предоставление выходных дней для восстановления здоровья;
• возможность оформления полиса ДМС за счет организации.

Такая статья, как оплата абонемента в спортивно-оздоровительные комплексы, нашла свое распространение в основном среди сотрудников второй и третей групп.

Нельзя не отметить, что при подборе льгот самым непростым оказался выбор страховой компании для оформления полиса ДМС. Как показала практика, заключение такого договора - весьма трудоемкий процесс, поскольку существует ряд услуг, которые обычно в документе не указываются и в случае возникновения прецедента будут оказаны лишь за дополнительную плату. Например, в договоре регламентировано, что при пломбировании зуба его разрушение должно составлять не более 50%, если же допустимый уровень превышен, то санацию пациенту придется оплачивать самостоятельно.

В связи с этим сотрудникам HR-службы совместно с бухгалтером и юристом пришлось проанализировать большое количество различных спорных ситуаций, и возможность оформления полиса ДМС была включена в список статей соцпакета самой последней.

Важно тщательно работать с договорами на оказание услуг, заключаемых со сторонними организациями. Зачастую в них не указываются существенные моменты, которые впоследствии могут сыграть с заказчиком злую шутку.

Итоги

На сегодняшний день каждый сотрудник ГК «ЛИЗАРД» в соответствии со своей категорией может воспользоваться такими статьями соцпакета, как: льготное питание, оплата проезда, мобильной связи, возможность получения нескольких оплачиваемых дней для восстановления здоровья, оформление полиса ДМС, оплата абонементов в фитнес-клуб, обеспечение культурно-развлекательного досуга. В стадии разработки - организация процедуры оплаты детских садов, а также проведение культурно-развлекательных мероприятий для детей сотрудников. Отметим, что реализация этих статей была отложена в связи с тем, что число работников, имеющих детей до 18 лет, в компании незначительно.

За время функционирования программы были проведены следующие мероприятия: различные выезды и экскурсии, походы в кино в выходные дни, для сотрудников и их детей приобретены билеты на новогодние елки, в цирк, театр.

Как показало анкетирование, проект «Кафетерий», реализация которого началась в феврале 2008 г., получил у персонала хорошие оценки. По мнению руководства компании, средства, вложенные в программу, начинают окупаться: укрепился положительный имидж предприятия, снизилась текучесть кадров, повысилась лояльность сотрудников, HR-специалисты стали реже получать отказы от кандидатов, процент увольнений работников на этапе испытательного срока уменьшился.

С помощью анкетирования, проведенного спустя месяц после введения в действие соцпакета, удалось выяснить, что самой нужной услугой стало оформление полиса ДМС за счет организации. Наименее же востребованной оказалась статья, касающаяся оплаты детских оздоровительных лагерей.

В настоящее время HR-служба совместно с руководством компании разрабатывает проект усовершенствования программы. Так, некоторое время назад принято решение развивать и корректировать систему организации досуга сотрудников с целью объединения и сплочения коллектива. Кроме того, планируется дальнейшая доработка ряда статей для достижения их максимального соответствия потребностям персонала.

Льготы на выборЛьготы на выборЛьготы на выборЛьготы на выбор



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль