Что такое СОО и зачем она нужна?

12394
Тема обоснования необходимости формирования самообучающейся организации сегодня весьма актуальна, однако она недостаточно освещена в профессиональных источниках. В связи с этим авторы статьи предложили собственную методику определения необходимости создания СОО.

Понятие СОО

Международный деловой опыт свидетельствует о том, что для поддержания конкурентоспособности в условиях непрерывно меняющейся внешней среды, а также вследствие определенных внутренних факторов (таких, как необходимость поддержания стратегии роста, выпуск наукоемкой продукции и т.п.), многим компаниям приходится постоянно осваивать не только новые технологии, но и современные формы организации работы.

Костромской государственный технологический университет, основанный в 1932 г., готовит кадры для машиностроения, текстильной и легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, других отраслей народного хозяйства, организаций и учреждений управления, финансов и экономики, сферы туристического и гостиничного бизнеса.

Одна из наиболее эффективных форм развития компании - самообучающаяся организация (СОО), т.е. искусственно созданная система, функционирующая в соответствии со следующими принципами:
• динамичность способов и методов труда, которые вырабатываются и совершенствуются с приобретаемым опытом, вследствие изменений и согласно требованиям внешней среды;
• преобладание групповой формы организации работы;
• совершенствование внутрифирменных коммуникаций и активная работа над вовлеченностью персонала в процесс принятия решений;
• нацеленность на приращение корпоративных знаний.

В статье изложен комплексный анализ факторов, говорящих о необходимости формирования данной системы. Предложенная модель также позволит конкретному предприятию выбрать оптимальный тип СОО, т.е. тот, к которому она должна стремиться уже на этапе формирования, чтобы стать адаптивной самообучающейся системой.

Стадии развития СОО

На основе общей концепции жизненного цикла организации (которые она проходит за период своего становления, функционирования и развития) исследователи определили кривую жизненного цикла СОО, выделив его стадии - формирование, рост, интенсивный рост и стабилизация. При этом отсутствует этап спада, который обычно характеризуется ограничением объемов выпуска продукции или снижением прибыли (в этот период фирма становится обычной обучающейся организацией). Указанные стадии, кроме того, представляют собой типы СОО и отражают способность компании к обучению и приращению знаний.

Как показывает мировая бизнес-практика, важно не просто признать необходимость создания самообучающейся организации, а для успешного функционирования предприятия выбрать ее оптимальный тип. В этом случае преобразования будут связаны с меньшим риском и станут носить не революционный, а эволюционный характер.

Проверяем теорию практикой

Методика оценки необходимости формирования самообучающейся организации и выбора ее типа была апробирована на одном из деревообрабатывающих предприятий Вологодской области.

Что такое СОО и зачем она нужна?

Увеличить изображение

На основе специальной литературыбыл сформирован состав факторов, определяющих выбор оптимального типа самообучающейся организации. Их диагностика на комбинате проводилась путем изучения внутренней документации, например, фактических калькуляций (аналитический метод), опроса руководителей (экспертный метод), а также на основе других данных в соответствии со специально разработанной «Методикой оценки необходимости формирования СОО».

Далее была предложена модель выбора оптимального типа самообучающейся организации.

Типы СОО

Из таблицы 2 видно, что традиционная обучающаяся организация эффективно функционирует при выпуске материало-, фондо- и энергоемкой продукции в условиях массового производства, при высокой стабильности внешней среды, низком когнитивном потенциале управленческих работников, а также когда внедрение различных нововведений не является обязательным.

Самообучающаяся организация, напротив, необходима в случае выпуска наукоемкой или трудоемкой продукции, при единичном или серийном производстве, низкой или средней степени стабильности внешней среды, когда необходим высокий уровень знаний, умений и навыков работников, непрерывный процесс внедрения инноваций. Это объясняется глобальной информатизацией общества, распространением методов управления на основе знаний, научно-техническим прогрессом.

Этапы становления и развития (типы) СОО

Этапы/типы Особенности приращения знаний Характеристика
1. Заимствующая организация (ЗО) Использование практических знаний других организаций Копирование, имитация стратегии эффективных компаний, следование примеру успешных предприятий, изучение преспективных идей развития бизнеса
2. Когнитивно-трансформирующаяся организация (КТО) Преобразование сторонних знаний в организационные Разработка и использование способов документирования и обмена знаниями между сотрудниками. Они имеют доступ к сведениям о деловой сфере компании, планах реализации продукции, финансовых отчётах. Приветствуется анализ работы над проектами, диалоговые сессии
3. Изучающая организация (ИО) Глубинный анализ организационных знаний Классификация и изучение имеющихся знаний. Совместный анализ информации, которую можно извлечь из опыта проделанной работы. Допущенные ошибки рассматриваются как повод к обучению. Готовность персонала продуктивно использовать инновации в работе.
4. Научающаяся организация (НО) Производство организационных знаний Обучение выступает неотъемлемой частью любой деятельности. Общение направлено на сплочение коллектива. Работа организуется таким образом, чтобы обязанности сотрудников пересекались, и они могли учиться друг у друга.

Скачать таблицу

Если компания занимается выпуском наукоемкой продукции, да еще в условиях нестабильности внешней среды, при этом для нее важен высокий когнитивный потенциал сотрудников и динамичное внедрение новшеств, - значит, организация должна быть научающейся (как высшая степень развития СОО). Именно в этом случае обеспечивается непрерывное обучение персонала, а также наставничество, благодаря чему компания может быстро адаптироваться к изменениям внешней среды.

Если предприятие придерживается стратегии интегрированного роста либо оно занимается производством единичной продукции в условиях активных инновационных преобразований и предъявляет высокие требования к когнитивному потенциалу работников, - оно должно придерживаться изучающего типа организации. Это можно объяснить необходимостью готовности каждого сотрудника к эффективному использованию в работе новых технологий, а также возможным расширением фирмы путем добавления новых структур. Кроме того, чрезвычайно важно умение управленческого персонала накапливать опыт на основе проделанной работы.

Что такое СОО и зачем она нужна?

Увеличить изображение

Если стабильность среды оценивается как средняя, но фирма все равно стремится к стратегии концентрированного роста, то ей требуется когнитивно-трансформирующаяся СОО. Это объясняется тем, что эффективное изменение продукта или рынка возможно только при наличии достоверных сведений и своевременном их сборе. Появляется необходимость в проведении оперативных совещаний, диалоговых сессий, детального анализа работы над проектами.

Если предприятие выпускает трудоемкую продукцию или занимается серийным производством, недостаточно последовательно внедряет инновации, но располагает средним когнитивным потенциалом, ему следует придерживаться заимствующего типа организации, так как для дальнейшего развития желательно изучить деятельность успешных компаний и перспективных идей построения бизнеса.

Факторы, определяющие выбор оптимального типа организации*

№ п/п Наименование ОО Стадии развития СОО
ЗО КТО ИО НО
1 Характер выпускаемой продукции
 - наукоёмкий +
 - трудоёмкий +
 - материалоёмкий +
 - фондоёмкий +
 - энергоёмкий +
2 Тип производства
 - массовый +
 - серийный +
 - единичный +
3 Степень стабильности внешней среды организации
 - высокая +
 - средняя +
 - низкая +
4 Стратегия предприятия
 - концентрированного роста +
 - интегрированного роста +
 - диверсифицированного роста +
 - сокращения +
5 Когнитивный потенциал работников предприятия
 - высокий + +
 - средний + +
 - низкий +
6 Производственная инновационность
 - пассивная +
 - непоследовательная + +
 - активная +
 - динамичная +
7 Управленческая инновационность
 - пассивная +
 - непоследовательная + +
 - активная +
 - динамичная +

* ОО - обучающаяся организация, ЗО - заимствующая организация, КТО - когнитивно-трансформирующаяся организация, ИО - изучающая организация, НО - научающаяся организация.

Скачать таблицу

Таким образом, выбор оптимального типа организации осуществляется на основе совокупности факторов и исходя из самой развитой стадии СОО (по итогам анализа одного из соответствующих ей факторов.

Перечень продукции, выпускаемой предприятием за 1 календарный год

Наименование продукции Отношение к общему объёму выпущенной продукции, %
Брусовое домостроение 6,58
Каркасное домостроение 1,18
Панельное домостроение 2,27
Экспортные пиломатериалы 15,88
Оконные блоки 17,75
Дверные блоки 24,49
Цементно-стружечная пила 3,63
Технологическая щепа 28,22
Итого 100

Скачать таблицу

Диагностика на практике

На комбинате были проанализированы все указанные факторы.

Характер выпускаемой продукции. Исследование показало, что продукция компании является материалоемкой: затраты на сырье составляют 44 % в структуре ее себестоимости.

Тип производства. Из укрупненного перечня продукции (8 видов, типов и марок), которую выпускает предприятие, видно, что для него характерен серийный тип производства, т.е. изготовление ограниченной номенклатуры изделий (партиями и сериями) через определенные промежутки времени.

Степень стабильности внешней среды (устанавливается на основе оценок руководителей высшего и среднего звена). Эксперты определили ее как среднюю, сравнив показатели деятельности деревообрабатывающего комбината с аналогичными данными организаций с разной стабильностью внешней среды, относящихся к другим отраслям производства.

Стратегия предприятия (по результатам опроса топ-менеджеров). Предприятие придерживается стратегии горизонтальной диверсификации, которая предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке путем выпуска новой продукции, требующей новой технологии.

Когнитивный потенциал управленческих работников. Этот показатель в данном случае можно оценить как средний, так как 80 % персонала имеют высшее образование и редко повышают квалификацию, остальные 20 % на момент исследования проходили подготовку в разных учебных заведениях.

Производственная инновационность. Как правило, отражает степень внедрения достижений научно-технического прогресса (совершенствование, механизация, автоматизация), оснащенности новым оборудованием, использования современных технологий, возможностей выпуска новой продукции. Данный показатель определяется соотношением объемов новой и всей производимой на предприятии продукции (новых и всех используемых в компании технологий). Рассчитывается в процентах, но может быть выражен и в денежных единицах.

В частности, на комбинате в отчетном году:
• построен навес для пиломатериалов на сумму 733 тыс. руб.;
• приобретено вспомогательной техники и оборудования на сумму 706 тыс. руб.;
• приобретено грузоподъемной и автотехники на сумму 754 тыс. руб.

Уровень производственной инновационности был определен на основе годовых отчетов и составил 17 %, что на 10 % больше, чем в предыдущем году. И поскольку руководство планирует поддерживать темп роста инноваций, предприятие можно отнести к категории инновационно-активных.

Управленческая инновационность. Как показывает практика, на производстве выражается в укрупнении или уменьшении цехов, внедрении новых форм организации труда персонала, прогрессивных норм выработки и т.д.; в сфере управления - во внедрении новой организационной структуры, программных продуктов, управленческих технологий и др. Показатель определяется соотношением числа инноваций в организации производства (либо управления) и общего их количества на предприятии. Выражается в процентах.

Выбор оптимального типа СОО

№ п/п Наименование ОО Стадии развития СОО
ЗО КТО ИО НО
1 Характер выпускаемой продукции
 - наукоёмкий
 - трудоёмкий
 - материалоёмкий +
 - фондоёмкий
 - энергоёмкий
2 Тип производства
 - массовый
 - серийный +
 - единичный
3 Степень стабильности внешней среды организации
 - высокая
 - средняя +
 - низкая
4 Стратегия предприятия
 - концентрированного роста
 - интегрированного роста
 - диверсифицированного роста +
 - сокращения
5 Когнитивный потенциал работников предприятия
 - высокий
 - средний + +
 - низкий
6 Производственная инновационность
 - пассивная
 - непоследовательная
 - активная +
 - динамичная
7 Управленческая инновационность
 - пассивная
 - непоследовательная
 - активная +
 - динамичная

Скачать таблицу

Накомбинатеуровеньуправленческой инновационности также был определен на основе годовых отчетов и составил около 11 %. За год на предприятии былипроведенымероприятия по снижению норм и нормативов расхода материалов, вследствие чего получены следующие результаты:
• достигнута экономия по упаковке (на стальной ленте) - 5 %;
• снижение норм расхода:
- пиломатериалов - на 6 %;

- пленки полиэтиленовой - на 1 %;
- смолы - на 10 %.

Что такое СОО и зачем она нужна?

Таким образом, управленческая инновационная активность на комбинате в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим не менее чем на 10 %. Ранее управленческая активность на предприятии почти не наблюдалась, а стала проявляться лишь с приходом нового руководства, которое не планировало снижать рост инноваций, поэтому по данному критерию компанию следует отнести к категории инновационно-активных.

После завершения диагностики факторов, характеризующих предприятие и его внешнюю среду, наиболее полно отражающих состояние компании, выбирается оптимальный тип СОО (см. табл. 4). В данном случае, комбинату необходим тип научающейся организации. Отметим, что в наибольшей степени на выбор оказала влияние стратегия диверсифицированного роста компании.

***

В целом, процесс формирования СОО состоит из трех этапов:
• определение типа СОО, необходимой конкретному предприятию;
• установление стадии развития СОО, на которой фактически находится компания;
• оценка готовности управленческого персонала к изменениям.

По мнению авторов статьи, самообучающуюся организацию следует формировать, когда назрела необходимость в разработке новых, инновационных технологий управления, способствующих плавному переходу к «экономике знаний», т. е. приращению корпоративных знаний предприятий разных отраслей промышленности.

Кроме того, формирование и развитие самообучающейся организации способствует повышению уровня менеджмента российских компаний, что в свою очередь увеличивает их капитализацию (рыночную стоимость).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль