Корпоративный университет: с чего начать?

3234
Рассмотрим проект, реализованный в группе предприятий металлургической отрасли.*

Критерии выбора программы

МВА

Выбор программы обычно осуществляется по нескольким критериям. Первый и наиболее существенный - содержание программы. Она должна давать именно те знания, которые необходимы для управления компанией. Поэтому в данном случае была ориентация на промышленных менеджеров. Чтобы по окончании обучения не пришлось столкнуться с невозможностью применения знаний на практике или несоответствием результатов ожиданиям, необходимо их обозначить конкретно. Для этого следует провести ряд собеседований с представителями высшего руководства и, возможно, акционерами, если они вовлечены в принятие решений по данному вопросу.

Второй критерий - формальный: диплом, который получат менеджеры по окончании обучения. Несомненно, наиболее качественным и достойным на сегодняшний день считается американский, но и европейский диплом догоняет его по значимости. В конце концов, и российская добротная программа может быть полезной для менеджеров региональных предприятий. В данном случае был выбран немецкий диплом. Однако компания может испытывать сложности при отнесении затрат на такое обучение на себестоимость. Именно поэтому представленные на отечественном рынке программы МВА довольно часто предлагают параллельное получение диплома о профессиональной переподготовке российского образца. Это может служить еще одним преимуществом выбранной программы. Но если корпоративный университет уже успел получить образовательную лицензию, дополнительный диплом не требуется, так как выдаваемый сертификат о прохождении долгосрочной программы вполне может стать основанием для отнесения затрат на себестоимость.

Корпоративный университет: с чего начать?

Третий критерий - организационный. Необходимо, чтобы занятия проводились в удобном для сотрудника режиме, ведь речь идет об обучении без отрыва от производства. Немаловажно также, где оно будет проходить. Целесообразно размещать учебные кабинеты подальше от рабочих, но не настолько, чтобы сделать невозможным совмещение учебы и работы.

Важный аспект - язык преподавания. Не все менеджеры промышленных предприятий готовы к обучению на иностранном языке, поэтому необходимо предусмотреть возможность синхронного перевода. Такие программы предлагаются на нашем рынке.

Несомненно, значимый фактор -цена программы в расчете на одного человека. Для согласования допустимых сумм необходимо обратиться непосредственно к акционерам организации, предоставив им краткий обзор возможных вариантов. Таким образом, в рассматриваемой компании был определен диапазон стоимости программы в расчете на одного учащегося.

На опыте данного предприятия можно отметить, что выбор программ МВА в области индустриального менеджмента оказался не слишком богатым, особенно для людей, которые не владеют иностранным языком. Но все же удалось найти пять программ, удовлетворяющих требованиям по содержанию. Их ведут не только профессиональные преподаватели университетов, но и работающие в промышленности менеджеры: это сильно повышает доверие учащихся к программе в целом и делает более вероятным последующее практическое применение полученных знаний на практике. В результате была выбрана программа одного из немецких университетов.

Когда стало ясно, что все организационные моменты могут быть улажены, консультанты постарались максимально модифицировать учебный план с учетом текущих потребностей организации. Это, собственно, самое важное условие партнерства - готовность образовательного учреждения, образующего с компанией альянс, полностью удовлетворять корпоративные запросы: развивать именно нужные компетенции, дополнять курсы специальными отраслевыми кейсами и т.д. Например, при подготовке программы «Индустриальный менеджмент» для корпоративного университета были сделаны все необходимые изменения, конечно, не касающиеся жестко заданных стандартов данной программы (минимальное количество часов, набор основных предметов и проч.). Можно смело обсуждать возможность замены курсов по выбору, увеличения или уменьшения продолжительности тематических занятий в рамках допустимых границ, специальных организационных аспектов, касающихся интенсивности консультаций при написании дипломного проекта, процедуры защиты дипломной работы.

«Софт скилз»

Soft skills в переводе с английского -«мягкие навыки». Наиболее ресурсоемкая часть работы по их формированию касается подготовки среднего менеджмента и кадрового резерва на линейные управленческие позиции. Для компании с количеством персонала около 10 тыс. работников численность данной категории может превышать 500 человек.

Учитывая, что предприятий в холдинге несколько, масштабы этого процесса трудно преувеличить. Для решения такой задачи целесообразно организовать группу «мобильных» тренеров, каждый из которых будет проводить 2-3 стандартных программы. Вкладывая средства в подготовку преподавателей, руководство, естественно, рассчитывало, что они будут строить свою карьеру на предприятиях холдинга. Поэтому было решено, что тренеры, хорошо знающие производственные и бизнес-процессы всей компании, будут региональными и станут выступать экспертами для менеджеров среднего звена. Но не исключалась и возможность участия в программе москвичей на общих основаниях. Так возникла корпоративная школа «мобильных» тренеров. Цель ее создания:
• подготовить на каждом предприятии внутренних бизнес-тренеров и специалистов по оценке, готовых решать задачи в области обучения;
• обеспечить использование единых стандартов и подходов в работе с персоналом при проведении программ обучения и оценки;
• сократить затраты, связанные с обучением и оценкой сотрудников благодаря использованию корпоративных тренеров и специалистов по оценке.

Самый важный этап внедрения программы - определить кандидатов для участия в ней. Очевидно, что отбор должен проводиться тщательно, с применением профессиональных психологических методов, с учетом мнения руководителей и представителей дирекции по персоналу. Понимая серьезность данного этапа, следовало заручиться поддержкой внешнего провайдера, который проводит долгосрочные программы подготовки тренеров. Для его выбора был проведен тендер среди компаний, не только готовых проводить тренинг тренеров, но и способных разработать типовые программы для будущего корпоративного университета и имеющих опыт их передачи подготовленным преподавателям. Правильно организованный проект должен включать как теоретические курсы по обучению персонала, групповой динамике и т.п., так и практические занятия по формированию навыков проведения интерактивных обучающих программ, а также их самостоятельной разработки и кастомизации. Завершающий этап - сертификация, пройти которую тренерам должно быть очень непросто. И даже на этом подготовка не заканчивается, так как необходимо некоторое время поддерживать нового преподавателя, помогать ему консультациями и проводить экспертизу качества его работы. Может потребоваться и несколько регулярных сессий, если тренер захочет дальше развивать свои навыки, осваивать новые программы.

Итак, все критерии учтены, программы соответствуют требованиям, они приемлемы по цене, и нужно лишь окончательно согласовать бюджет и состав групп участников программ.

Обычно в крупных компаниях действуют управленческие механизмы, с помощью которых инициируются такие ресурсоемкие проекты, как повышение квалификации менеджеров или создание корпоративного университета. Определением соответствия предлагаемых проектов стратегическим целям бизнеса должен заниматься, несомненно, высший управленческий состав холдинга. Подготовка презентации проекта совету директоров/бюджетному комитету - это тема, заслуживающая отдельной статьи. Не следует забывать и об информировании будущих участников о ходе подготовки программы, например, делать презентации, посвященные разным аспектам работы.

Как «продать» КУ менеджменту

Вовлечение менеджеров промышленных предприятий в программы повышения квалификации -задача, которую приказами, распоряжениями и идеологическими беседами не решить. Но безвыходных ситуаций не бывает. В одних компаниях помогают международные стандарты. Например, для похождения процедуры IPO требуется определенный уровень квалификации менеджеров как залог будущих успехов предприятия. В этом случае совет директоров или акционеры могут поставить условие управленцам среднего звена в течение определенного времени получить степень МВА.

В других организациях менеджеры опасаются, что им на пятки наступают молодые руководители отделов и сменные мастера с современным и весьма качественным образованием, международными стажировками и дополнительными тренинговыми «изысками». Ситуация еще сложнее, если в затылок дышит проходящий подготовку кадровый резерв. В связи с этим целесообразно провести оценку персонала, выявить молодежь с высоким потенциалом развития и сформировать группу для прохождения долгосрочной программы.

Иногда срабатывает система мотивации. Необходимо дополнительно материально стимулировать менеджеров к обучению. Они должны знать, насколько возрастет их заработная плата после приобретения дополнительных знаний или какие карьерные перспективы откроются с повышением квалификации. Если на предприятии действует система управления по целям, то можно ставить личные цели в данной области, от достижения которых будет зависеть часть премиального вознаграждения. Так или иначе, сформировать у людей потребность в обучении все же удается.

В данном случае также «мобильные» тренеры оказались носителями корпоративных знаний и технологий разных предприятий и смогли донести до участников учебных программ опыт успешной бизнес-практики других компаний холдинга. Так, не ставя специально такой задачи, они начали управлять знаниями и создавать библиотеку управленческих решений в рамках всей организации.

Сложившееся в результате реализации описанных мероприятий некоммерческое партнерство стало базисом для дальнейшего развития корпоративного университета. Сейчас, спустя четыре года с начала проекта, успешность работы этого учебного подразделения доказывается качеством знаний выпускников, воплощающих программы строительства новых индустриальных мощностей, разработки технологических и управленческих решений, открытия новых филиалов холдинга и поддержания его корпоративной культуры. Именно готовность компании с помощью существующих человеческих ресурсов обеспечивать развитие бизнеса и внедрять изменения и есть главное мерило эффективности корпоративного университета. Конечно, можно и нужно, как и в случае внешнего обучения, заполнять анкеты удовлетворенности, делать замеры эффективности. Но это вопрос внутренней организации получения обратной связи от учащихся. Для бизнеса же были и остаются существенными лишь три показателя: способность менеджеров достигать установленных ключевых показателей эффективности деятельности, степень укомплектованности и уровень подготовки кадрового резерва, обеспечивающего в долгосрочной перспективе развитие бизнеса, и, наконец, стоимость обучения в расчете на одного человека.


* Продолжение. Начало читайте в журнале «Справочник по управлению персоналом» № 11, 2008 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль