Прицельное обучение

2204
Сегодня нередко производственную профессиональную подготовку сотрудников приходится дополнять общеобразовательными традиционными дисциплинами. Рассмотрим, как это можно осуществить на примере розничной сети.
ГК «Виктория» создана в 1993 г. Основная сфера деятельности - розничная торговля продуктами питания (мультиформат). В регионах России открыто более 190 магазинов. Общая численность персонала -более 15 тыс. человек.

Еще 5-10 лет назад кассирами в супермаркеты приходили устраиваться по конкурсу специалисты с высшим образованием, выпускники университетов и престижных институтов. Обучение таких кандидатов было настоящим удовольствием для корпоративных преподавателей - все термины и профессиональные действия усваивались на лету. Даже «сырые» программы и отсутствие полноценной системы корпоративного обучения не могли существенно повлиять на эффективность подготовки. Собственные знания и опыт претендентов, подкрепленные дипломами вузов и техникумов, с лихвой компенсировали все недостатки обучения.

Прицельное обучение

В современных условиях одним из необходимых требований к работе HR-специа-листов стало быстрое реагирование на изменения и высокие темпы создания и внедрения новых проектов. Применительно к корпоративному производственному обучению это означает, что программы должны быть максимально сжатыми и эффективными (см. Приложение). Тенденция сокращения сроков подготовки персонала вызвана тотальным дефицитом кадров, боязнью «растерять» их при продолжительных занятиях, а также острой потребностью бизнеса в специалистах. Если в советские времена в производственных училищах, выпускающих работников массовых профессий, традиционные программы обучения, рассчитанные на 1-3 года, формировались министерствами и научно-исследовательскими институтами, то сейчас преподаватели корпоративных учебных центров вынуждены либо адаптировать и перерабатывать их так, чтобы освоить за неделю, либо создавать новые.

Поиск эффективного тренера, способного учить так быстро и качественно, как этого требуют условия рынка, - серьезная задача для внутреннего рекрутера компании. Помимо профессиональных навыков корпоративные преподаватели должны обладать практическими знаниями в области педагогики, дидактики и методологии. Малейшие ошибки, допущенные при создании обучающих программ, выборе как самих тренеров, так и методик обучения и способов оценки «входного» уровня кандидатов, отражаются на качестве дальнейшей работы сотрудников. Избежать этого помогает знание задач и целей корпоративного обучения, критериев выбора преподавателей и программ, знакомство с успешным мировым опытом в данной области. Рассмотрим каждый из этих вопросов.

Проблема выбора

Перед корпоративными программами обычно стоят две задачи: информационная (передача знаний и умений) и социальная (помощь в освоении корпоративного стиля). Обе они могут решаться как внутренними силами компании, так и внешними. Поэтому в первую очередь необходимо определить, кто будет обучать сотрудников. К настоящему времени крупные и средние организации накопили серьезный опыт корпоративной подготовки. За последние 5-7 лет ее прошли тысячи специалистов, которые с учетом собственных успехов и неудач обладают теперь ценными знаниями в области внутреннего обучения. Таким образом, фактически сформирован «пул» корпоративных тренеров.

При отборе преподавателей важно оценивать две составляющие профессионализма: мастерство (в первую очередь) и знание предмета. Под мастерством подразумевается умение найти индивидуальный подход к «новичкам» с разным уровнем подготовки, а также наличие творческой составляющей, реализуемой в методах преподавания и общения с аудиторией. Знание предмета - это опыт работы в профессии либо погружение в нее с обязательной стажировкой. Дополнительное требование - опыт обучения персонала аналогичных категорий, умение работать по сжатым программам, опыт посттренинговой поддержки. В качестве кандидатов в преподаватели узкоспециализированных предметов наряду с внешними тренерами можно рассматривать также штатных сотрудников компании, работавших наставниками.

При составлении программы важно учитывать, что производственное обучение должно характеризоваться практической направленностью - от него зависит карьерное движение будущего сотрудника. Нужно, чтобы, помимо профессиональных навыков, оно включало общие корпоративные ценности, полную информацию о возможностях компании; необходим четкий стандарт корпоративного профессионального обучения, определяющий его содержание и качество. Люди станут учиться намного охотнее, если, во-первых, смогут применять знания на практике и получать достойное поощрение за результаты; во-вторых, будут знать все о следующей «ступеньке» профессионального роста, а также максимально достижимой позиции. Но чтобы обучение не превратилось в благотворительность, следует ориентироваться на его цели и те экономические показатели, которых должны достигать сотрудники в работе. Именно четкая связь результатов корпоративной подготовки с последующим карьерным и финансовым ростом позволит сделать обучение выгодным как для руководства, так и для персонала.

Потребность в обучении

Как показывает практика, системное профессиональное обучение необходимо в ситуациях, когда в компании:
• в производственных целях вводятся новые позиции, стандарты работы, не имеющие аналогов на рынке;
• представлены массовые профессии, подверженные высокой текучести кадров;
• не выстроена прозрачная система должностного роста, нет перспектив для инициативных сотрудников с высокими карьерными амбициями (достигнув предельного профессионального уровня, они уходят в другие организации).

Мировая практика

В западных странах корпоративные учебные центры имеются лишь в крупных компаниях и государственных монополиях. Для небольших фирм производственное обучение - это «полевой практикум» непосредственно на рабочем месте под контролем будущего руководителя либо наиболее опытного мастера-наставника. Потребность в глубокой подготовке специалистов с помощью обширных образовательных программ и курсов, как правило, удовлетворяется существующей системой государственного и частного образования. В странах с развитой экономикой учебным учреждениям выгодно готовить эффективных специалистов: компании развивают прямые контакты с образовательными учреждениями и поддерживают лучшие из них.

Пример

В Австрии абитуриент, получивший обязательное среднее образование, стоит перед выбором: продолжить обучение в вузе, по окончании которого он за несколько лет придет к достойной оплате своего труда, либо получить профессию в школе мастеров и через 1-2 года выйти на достойный уровень оплаты, сопоставимый с доходом успешного менеджера. Таким образом, в обществе сложилось стойкое убеждение в том, что высшее образование - это удел заинтересованных в карьере и уверенных в своем призвании молодых людей. А среднее профессиональное образование позволяет быстро начать самостоятельную и обеспеченную жизнь. В последнем случае выпускники учебных заведений - это специалисты с отличной мотивацией к развитию мастерства, к профессиональному, а не карьерному росту.

Западная система корпоративного обучения - достойный пример для подражания. Лучшие специалисты и преподаватели вузов вовлечены в создание и совершенствование программ профессиональной подготовки. В учебных классах компаний многократно отрабатываются приемы практической деятельности, разбираются сложные и критические ситуации, преподаются как профессиональные, так и сопутствующие дисциплины. Получили широкое распространение так называемые программы «обучения действием», когда сотрудники вовлекаются непосредственно в реальные рабочие условия и получают «на выходе» подробный обзор своих ошибок. Программы профессионального обучения включают множество тестов и кейсов, решение которых позволяет оценить степень владения предметом. Прикладные материалы (рабочие тетради, учебники, инструкции) прошли многократную экспертизу, они наглядны, понятны. При введении новых стандартов работы корпоративный учебный центр проводит аудит действующих программ, которые впоследствии либо дополняются и совершенствуются, либо переделываются. Таким образом, при создании корпоративного учебного центра кадровая служба должна ориентироваться именно на системность и последовательность, а также на лучшие образцы профессионального обучения, существующие в отечественном бизнесе и за рубежом.

Корпоративный университет - это динамичная структура в рамках компании, находящаяся под патронажем топ-менеджеров. В идеале она аккумулирует максимум детальной и структурированной информации об отрасли, в которой работает организация, и ее бизнесе, а сотрудники университета - это специалисты высокого профессионального уровня, придерживающиеся корпоративной культуры. Сама компания собирает - как «внутри», так и на всем образовательном рынке - инновации и идеи для повышения профессионального уровня линейных сотрудников, административного персонала и менеджмента.

Прицельное обучение
Прицельное обучение



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль