Организация учебного центра

3937
Сегодня известны разные модели функционирования учебных центров: одни выполняют функцию поддержки основного бизнеса, другие высту­пают в качестве внешних провайдеров услуг для своей же компании. Существуют и учебные центры, выведенные в отдельный бизнес.
Издательство «Деловой мир» занимается рекламно-издательской деятельностью с 1994 г. Количество персонала - более 1000 человек.

Рассмотрим традиционный путь организации в компании учебного центра, который выполняет функцию поддержки основного бизнеса и способствует достижению целей и задач компании (из опыта работы в риелторском бизнесе и сетях розничной торговли).

Предпосылки для создания учебного центра

Компании выгодно иметь собственный учебный центр, если необходимо проводить массовое и цикличное обучение. Такой характер оно приобретает в следующих случаях:1. Организация быстро растет и развивается. Например, при открытии 20 новых супермаркетов в год необходимо ежемесячно обучать более 100 человек.2. Происходит активная ротация персонала. Чаще всего это следствие интенсивного развития компании. При ротации количество перемещаемых и новых сотрудников увеличивается вдвое, что влечет необходимость организовывать их обучение.3. Предприятие ощущает дефицит рабочей силы. В связи с нехваткой квалифицированных специалистов на рынке труда приходится принимать на некоторые вакансии работников без профподготовки и проводить первоначальное обучение. Ситуация распространена на рынке труда продавцов, кассиров, агентов по недвижимости и т.п.4. Высокая текучесть персонала. Чаще всего это связано с низкой квалификацией сотрудников определенной категории и, соответственно, небольшой заработной платой. Отсюда - необходимость в постоянном обучении новичков.5. Требуется непрерывное повышение квалификации сотрудников, развитие и совершенствование ключевых профессиональных компетенций, в частности, например, коммуникативных и др.6.В компании действуют корпоративные стандарты работы. Осваивать их нужно всему персоналу, в том числе и новичкам.7. Организация имеет разветвленную сеть подразделений или холдинговую структуру. При этом существует необходимость в обучении большого количества сотрудников разных категорий. Оно выполняет функцию не только поддержки бизнеса, но и трансляции ценностей компании, единых стандартов работы, способствует идеологическому объединению отдельных подразделений.

С чего начать?

Первые мероприятия по созданию центра обучения заключаются в определении:
• категорий слушателей;
• направлений обучения (подготовка, повышение квалификации и т.д.), а также знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть сотрудники;
• проходимости учебного центра в месяц, временных затрат на обучение слушателей разных категорий;
• форм и методов обучения;
• требований к помещению и необходимого оборудования;
• численности и состава преподавателей;
• бюджета (следует также доказать его экономическую выгоду для организации и ут­вердить).

Место отдела обучения в структуре компании зависит от тех задач, которые он решает, от сложившихся организационных взаимоотношений. Чаще всего это подразделение включают в структуру HR-службы или же оно функционирует параллельно со службой персонала, напрямую подчиняясь первым лицам. Иногда учебный центр находится под влиянием и контролем того департамента, для которого является поддерживающим (например, департамента торговли).

При определении целей обучения, разработке программ и курсов необходимо помнить, что оно должно быть основано на квалификационных характеристиках и должностных инструкциях - профиле компетенций тех сотрудников, для которых оно будет проводиться. Нужно опираться на стандарты работы персонала, критерии и методы оценки результатов деятельности (если таковые еще не разработаны, то следует инициировать этот процесс).

Содержание учебных курсов и программ

В компании могут проводиться следующие виды обучения:1. Вводный курс «Добро пожаловать» или адаптационное обучение (знакомство с организацией).2. Обучение продукту (овладение базовыми юридическими знаниями, необходимыми для осуществления сделок с недвижимостью, знакомство с ассортиментом товаров и его характеристиками, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами торговли и пр.).3. Обучение технологии работы (ознакомление с порядком проведения операций с недвижимостью, принятым в компании, освоение компьютерной торговой программы, кассового аппарата и т.п.).4. Обучение работе с клиентом/сервисному обслуживанию (тренинги «Эффективные переговоры», «Эффективные продажи», «Работа с претензиями», «Эффективное обслуживание покупателей» и т.д.).

При создании учебных центров в компаниях розничной торговли (см. табл. 1) и риелторского бизнеса (см. табл. 2) первыми внедрялись именно программы первичного, обязательного обучения, т.к. они позволяют ликвидировать пробелы в знаниях и умениях новичков, помогают заложить основы их успешной работы, а также обеспечить выполнение задач организации.

Организация учебного центра
Организация учебного центра

С развитием учебного центра и использованием кадровых процедур (оценки и аттестации) стали разрабатываться программы обучения, направленные на повышение квалификации сотрудников. Акцент в них делался на совершенствование навыков взаимодействия с клиентами, ликвидацию пробелов в знаниях и умениях, а при необходимости проводилось ознакомление с изменениями в технологии работы и новшествами, связанными с продуктом.

Преподаватели

Для обучения работе с клиентами целесообразно нанять профессионалов, которые имеют опыт проведения бизнес-тренингов и специальное образование. Их, скорее всего, придется искать на рынке труда.

Для обучения продукту и технологии работы - пригласить сотрудников компании, являющихся специалистами в данной области, которые будут работать в отделе обучения на постоянной основе либо по совместительству, в зависимости от интенсивности занятий.

Остановимся подробнее на должности менеджера по обучению/тренера/инструктора/внутреннего преподавателя по продукту и технологии работы. Основные критерии отбора данного специалиста таковы:
• должен быть лучшим сотрудником компании, профессионалом в своей области;
• должен обладать педагогическими способностями (иметь развитые коммуникативные навыки и организаторские способности и т.д.).

При планировании нагрузки на внутренних тренеров необходимо учитывать, что их основная функция - преподавательская. Поэтому у них должны быть методические дни или часы для разработки новых занятий, обновления методических пособий, анализа и обработки результатов обучения.

Положение об учебном центре

Подготовленное «Положение об учебном центре» закрепляет место, роль и статус этого подразделения в компании, обозначает его цели, задачи, функции, регламентирует необходимую документацию, в нем описывается штатная структура отдела и численность персонала, а также планируется дальнейшая работа. Регламентировать процессы организации обучения в компании позволит «Положение об обучении».

Для примера приведем «Положение об отделе обучения и развития в сети продуктовых магазинов» (см. Приложение). Это сокращенный вариант: был исключен пункт «Взаимодействие с подразделениями» - он специфичен для каждой компании, но от того, насколько подробно он составлен, зависит качество взаимодействия учебного центра с другими отделами организации.

Естественно, работа над положениями не заканчивается их написанием. Документы необходимо утвердить, довести до сведения всех заинтересованных лиц, обеспечить оперативный доступ к ним и, конечно же, контролировать их соблюдение.

Организация учебного центра
Организация учебного центра



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль