Мотивирующая сила

3150
В войне за таланты, бушующей на рынке труда, менеджерам приходится тщательно следить за мотивацией персонала. Рассмотрим на примере крупных британских корпораций результаты исследований, показавшие, насколько действенным для бизнеса может быть внедрение системы контроля и поддержания морального духа сотрудников.

Можно расширить, перестроить, диверсифицировать организацию, но ее конкурентоспособность всегда будет зависеть прежде всего от компетентности и креативности ее сотрудников, а также от уровня их мотивации - стремления прилагать все силы для достижения корпоративных целей. Это заставляет ведущие компании искать новые способы положительного воздействия на процессы внутри коллектива, а следовательно, и на продуктивность персонала.

Опыт показывает, что в условиях постоянных изменений сложно поддерживать высокую мотивацию людей. Но стабильно эффективными считаются следующие факторы:
• комплексная постановка задач, требующая тесного сотрудничества команд;
• уважение индивидуальных особенностей работников, подчеркивание их достоинств;
• требование своевременного выполнения задач;
• постоянное повышение образовательного уровня и квалификации персонала;
• высокие жизненные стандарты, влекущие соответствующие ожидания;
• гибкий подход к решению производственных проблем;
• бонусное медицинское обслуживание, благодаря чему люди могут продуктивно работать до преклонного возраста;
• регулярный контроль мотивации персонала со стороны высшего руководства и принятие адекватных мер для ее повышения.

Успех бизнеса зависит от людей

Существуют ли фактические доказательства того, что политика вовлечения персонала в решение текущих проблем организации действительно работает? Рассмотрим результаты исследования, проведенного Институтом психологии труда в рамках «Шеффилдской программы эффективности» (Sheffield Effectiveness Programme), Институтом изучения занятости (IES) и Программой предотвращения потерь Imada. В работе, которая продолжалась почти десятилетие, была предпринята попытка выделить и изолировать «человеческий фактор» от остальных факторов, влияющих на развитие бизнеса.

Шеффилдская программа эффективности

Результаты исследования, проводимого Институтом психологии труда при Шеффилдском университете совместно с Центром экономической эффективности при Лондонской школе экономики на протяжении последних 10 лет, определенно указывают на то, что существует связь между мотивацией персонала и доходностью бизнеса.

Было проведено детальное сравнение ряда организаций по следующим аспектам управления:
• наличие деловой стратегии; и повышенное внимание к качеству продукции;
• использование передовых технологий производства; и научно-исследовательская работа;
• гибкое управление персоналом.

Выяснилось, что эти аспекты по-разному влияют на эффективность бизнеса. Но практика гибкого управления персоналом значительно опередила остальные факторы по силе воздействия на производительность и доход компаний. Исследователи сделали вывод: менеджеры высшего звена должны регулярно отслеживать степень мотивации персонала, например, с помощью стандартизированных опросов. А по мере необходимости следует проводить организационные изменения для повышения удовлетворенности сотрудников условиями работы и стимулирования их лояльности к компании.

Исследование Института изучения занятости

Исследователи из Института изучения занятости также пришли к выводу о том, что гибкое управление персоналом повышает производительность труда и уровень продаж. Были проведены два исследования, подтвердившие, что работа по повышению мотивации персонала улучшает результаты бизнеса:

1. С помощью исследования, заказанного агентством Focus Central London, изучался эффект от использования стандарта «Инвестиция в людей» на лондонских предприятиях. Была выявлена очевидная связь между внедрением этого стандарта, введенного для более гибкого управления персоналом, и повышением производительности труда и удовлетворенности клиентов. Также выяснилось: чем больше усилий прилагает организация к тому, чтобы соответствовать данному стандарту, тем выше продуктивность ее бизнеса.

2. В исследовании, проведенном IES в крупной торговой компании, изучалось влияние мотивации персонала на уровень розничных продаж. Соотнесение показателей лояльности и вовлеченности сотрудников с диаграммой объемов реализованной продукции за последние два года показало очевидную связь между повышением заинтересованности персонала в своей работе и ростом продаж.

Программа предотвращения потерь Imada

В транспортном дивизионе международной нефтяной компании (США) за год удвоилась частота производственных травм, а количество потерянных в связи с этим рабочих дней выросло вчетверо. Руководство, изучив эту проблему в контексте организации работы корпорации в целом, решило внедрить программу Imada, стимулирующую вовлеченность персонала. Она заключается в следующем:
• повышение контроля работы сотрудников;
• участие коллектива в отборе и найме новичков; и привлечение людей к обустройству рабочих мест и выбору оборудования;
• изменение принципов закупки оборудования;
• привлечение опытных специалистов в качестве инструкторов;
• улучшение обмена информацией и обратной связи с руководством; • налаживание взаимодействия подразделений;
• дополнительное обучение персонала;
• использование методик оценки производительности труда.

После внедрения программы в компании проводилась оценка рабочего процесса и принимались меры к тому, чтобы максимально учитывать интересы людей. В результате, за 5 лет потеря рабочих дней была сокращена с 1368 до 42 в год, а стоимость доставки нефтепродуктов снизилась за 10 лет с 2,3 до 1,62 цента за галлон. Это означает 30-процентное уменьшение затрат при объеме перевозок 2,2 млрд. галлонов в год.

Практические примеры

Рассмотрим примеры, свидетельствующие о взаимосвязи мотивации персонала и успешности бизнеса (заметим, что другие исследовательские проекты не выявили такой непосредственной зависимости). Они подтверждают, что инвестиция сил и средств в HR-менеджмент способна принести существенную пользу бизнесу, однако если компания решится лишь на полумеры, это не даст желаемого результата.

PricewaterhouseCoopers: «Быть самым желаемым работодателем»

Стремясь закрепить за собой положение ведущей консалтинговой компании в мире, PricewaterhouseCoopers выдвигает в качестве одной из своих стратегических целей тезис «Быть самым желаемым работодателем».

Организация привлекает на свои вакансии лучших кандидатов из всех областей бизнеса и удерживает их достаточно долго, чтобы развить их потенциал до максимума.

Это не альтруистический подход. Клиенты PricewaterhouseCoopers во всем мире ожидают отличного обслуживания, и если они не смогут получить его, то просто обратятся в другую фирму. Следовательно, способность привлечь и удержать консультантов топ-класса принципиально важна для создания и сохранения клиентской базы высокого уровня.

Кроме того, большая текучесть кадров отрицательно влияет на результаты бизнеса. По оценке PricewaterhouseCoopers, стоимость подбора и найма нового сотрудника составляет примерно 160-180 % его будущей зарплаты. А в крупной организации с глобальными масштабами деятельности даже незначительные меры по удержанию персонала сокращают расходы на рекру-тинг на миллионы долларов.

По этой причине старшие партнеры компании разработали корпоративные принципы ведения бизнеса. Их соблюдение способствует привлечению как опытных консультантов, так и лучших выпускников университетов.

В качестве элемента своей HR-стратегии PwC использует опрос, предоставляющий всем сотрудником «право голоса за круглым столом». Применение этого метода подчеркивает соблюдение введенных корпоративных принципов и дает возможность коллективу регулярно высказывать свое мнение о том, что в организации идет хорошо, а что требует улучшения.

BT Group: «Быть отличным местом работы»

Цель дивизиона международных продаж и услуг (MNS&S) британской компании BT - стать самым успешным международным телекоммуникационным оператором. Она делает ставку на максимальную лояльность и мотивацию сотрудников, а также на привлечение и удержание талантливых профессионалов. Для этого была запущена программа под названием «Отличное место работы», в рамках которой:
• ценится профессиональное мастерство сотрудников;
• поощряется их дальнейшее обучение;
• каждому человеку предоставляется возможность раскрыть свои способности;
• коллеги делятся друг с другом идеями и сообща развивают их.

Для руководящих работников эта программа означает создание такой деловой обстановки, в которой может максимально развиться их самомотивация.

На основе этой программы компания создала инструмент измерения мотивации персонала для определения приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить усилия. Также были разработаны типовые анкеты для проведения регулярного опроса сотрудников, позволяющего выявлять, отвечает ли организация своей концепции «Отличного места работы», и понять, какие меры необходимы для успешного внедрения и развития выдвинутых инициатив.

Airtours: «Персонал сам делает свою компанию уникальной»

Желая вывести свой бизнес на качественно новый уровень, руководство британской компании-туроператора Airtours решило применить методику, позволяющую выяснить мнение сотрудников об эффективных способах привлечения клиентов, улучшении работы организации и устранении недочетов, а также узнать, насколько комфортно люди ощущают себя на своих рабочих местах, удовлетворены ли их ожидания. Конечная цель этих усилий - предоставить персоналу возможность сделать свою компанию уникальной. Ведь в бизнесе, подразумевающем непосредственное общение с клиентами по всему миру, мотивация сотрудников играет особую роль.

Материал подготовила Ольга Запорожская



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль