О единых рекомендациях по системам оплаты труда работников бюджетных учреждений

4153

Разграничение полномочий в области установления систем оплаты труда на федеральном, региональном и территориальном уровняхОбщие принципы формирования систем оплаты трудаУсловия и порядок установления оплаты труда работников бюджетных учреждений

С 2005 г. Федеральными законами от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления – размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Разграничение полномочий в области установления систем оплаты труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях

Статьей 138 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении из внесено дополнение в ст. 135 ТК РФ, согласно которому Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда (далее – Рекомендации), которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Особенность подхода к формированию систем оплаты труда заключается в том, что условия оплаты труда, установленные на федеральном уровне, не будут обязательными для регионов и территорий. При введении этих условий для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений соблюдается принцип добровольности.

Нельзя не понимать, что самостоятельность при установлении условий оплаты труда на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления может повлечь за собой негативные последствия. Существует опасность, что вместо действующей единой системы оценки труда работников бюджетной сферы (тарификации) в субъектах РФ могут возникнуть свои тарифные системы. Это поставит работников образования, здравоохранения, культуры и других бюджетных отраслей в условия несхожей системы оценки квалификации и сложности выполняемых работ в различных регионах страны. В этих условиях возможна частичная утрата единства образовательного пространства, предоставления медицинских услуг и т. д.

Для того чтобы предотвратить такие последствия, целесообразно сохранить единые принципы и основы регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые не ущемляют прав регионов и территорий.

Общие принципы формирования систем оплаты труда

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.04, протокол № 4.

Целью разработки рекомендаций как раз и является формирование единых принципов и основ регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при подготовке нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Единые принципы и основы применяются при формировании систем заработной платы, предусматривающих дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, специального стажа, квалификации, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных учреждений.

При разработке федеральных, региональных и территориальных систем оплаты труда рекомендуется применять следующие принципы:
     – обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальными размерами;
     – систематизация выплат за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;
     – единые подходы к исчислению стажа работы;
     – использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам и должностным окладам, а также премирования за достижения в труде;
     – сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;
     – тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника по должностям руководителей, специалистов и служащих;
     – принцип, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу на селе, и другие условия труда не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
     – обеспечение повышения уровня реальной заработной платы работников бюджетных учреждений.

В Рекомендациях приводится перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и указами Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории РФ и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Правительство РФ устанавливает размеры и условия оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений. Субъекты РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений с учетом Рекомендаций. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом Рекомендаций.

Условия и порядок установления оплаты труда работников бюджетных учреждений

Формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует более или менее длительного промежутка времени и определенных финансовых затрат. В этой связи на период до их введения рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.

В 2005 г. сохранилась система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Это прежде всего значит, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется на основе тарифных ставок (окладов) и должностных окладов, которые составляют тарифные условия оплаты труда.

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника данного разряда в единицу времени (час, день, месяц) за выполнение нормы труда

Тарифные ставки и должностные оклады определяются на основе тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС, установленных постановлением Правительства РФ с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

Должностные оклады руководителей дифференцируются в зависимости от вида и значимости учреждения, ответственности, объема и сложности выполняемых работ. Что же касается должностных окладов специалистов и служащих, они определяются в зависимости от сложности выполняемых работ и присвоенных им квалификационных категорий в соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям руководителей, специалистов и служащих.

Тарифные ставки (оклады) рабочих дифференцируются в зависимости от сложности выполняемых работ и присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Сохранение системы оплаты труда на основе ЕТС также означает:
     – работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются повышенные должностные оклады и тарифные ставки (оклады);
     – доплаты устанавливаются при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и должностей, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и других работ. Порядок установления указанных доплат определяется на основе законов и иных нормативных правовых актов;
     – надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам), премии и другие поощрительные выплаты устанавливаются работникам бюджетных учреждений по результатам труда. Порядок их применения, а также источники указанных выплат определяются на основе нормативных правовых актов;
     – работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, повышенная оплата труда производится посредством применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Рекомендации содержат:
     – минимальный уровень тарифных ставок и окладов по категориям работников (профессиям) государственных и муниципальных учреждений;
     – минимальный уровень дифференциации тарифных ставок и окладов по категориям работников;
     – минимальный уровень доплат и надбавок;
     – долю средств на оплату труда, направляемую на премирование работников.

Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда Единой тарифной сетки на федеральном уровне установлена в размере 720 руб. в месяц

В соответствии с ЕТС сохранили действие 18 разрядов и межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок 1-го и 18-го разрядов 1 : 4,5. Соответствующими органами власти – на федеральном, региональном и территориальном уровнях – устанавливается ставка 1-го разряда ЕТС. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых средств органы государственной власти субъектов РФ и местные органы самоуправления могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне.

На основе действующих коэффициентов ЕТС будет осуществляться и повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в 2005 г.

На сегодняшний день в ряде регионов (например, в Московской области) уже разработаны системы оплаты труда работников бюджетных учреждений в соответствии с Едиными рекомендациями, но во многих регионах эта работа еще продолжается. Ожидается, что Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2006 г. будут разработаны и утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений не ранее лета следующего года.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль