Деятельность ГИТ в регионах: итоги и выводы

2222

Направления работы ГИТРезультаты плановых проверок предприятий по вопросам оплаты трудаОсновные причины образования задолженности по зарплатеНеобходимые меры для ликвидации задолженности

Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории России осуществляют государственные инспекции труда в субъектах РФ. Они являются территориальными органами Роструда, в структуре которого образовано Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде – центральный аппарат в структуре Федеральной инспекции труда.

Направления работы ГИТ

В субъектах РФ надзорно-контрольная деятельность госинспекций труда осуществляется как по территориальному, так и по отраслевому, а также по территориально-отраслевому принципу. Там имеются стационарные рабочие места госинспекторов труда, входящие в структуру Госинспекции труда субъекта РФ. Установленная штатная численность инспекции условно разделена по направлениям работы: госинспекторы труда по правовым вопросам и по охране труда.

В настоящее время общая численность сотрудников госинспекций труда в субъектах РФ составляет 3553 человек.

Права и функциональные обязанности Госинспекции труда закреплены в ТК РФ и в Положении о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.

Так, Госинспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Кроме того, она осуществляет проверки, обследования, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях, привлекает виновных к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ, ведет прием работников как по месту расположения госинспекции труда, так и на предприятиях в ходе проведения проверок, рассматривает заявления и иные обращения работников о нарушении их трудовых прав, а также принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав.

Наряду с привлечением работодателей и других должностных лиц к административной ответственности за несоблюдение трудового законодательства, дисквалификацией лиц, ранее подвергнутых административному наказанию, привлечением по результатам проверок к дисциплинарной ответственности, отстранением от занимаемой должности, приостановкой работ организаций, подразделений, оборудования госинспекторы труда проводят широкую разъяснительную работу в СМИ, а также обучение по вопросам трудового законодательства и охраны труда.

Из общего количества выявленных нарушений трудового законодательства наиболее часто допускаются нарушения по вопросам оплаты труда, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, расследования несчастных случаев, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Инспекторы труда также принимают активное участие в работе межведомственных комиссий, коллегий, групп по вопросам своевременной выплаты заработной платы, участвуют в заседаниях и коллегиях совместно с руководителями территориальных органов исполнительной власти субъекта РФ, где рассматриваются первостепенные вопросы, в т. ч. вопросы соблюдения трудового законодательства.

Госинспекции труда наряду с проверками соблюдения трудового законодательства на основании обращений граждан осуществляют соответствующие плановые проверки, в т. ч. с участием представителей других надзорных органов, а также проверки по отдельным поручениям Роструда.

В последнее время большое значение уделяется проверкам соблюдения законодательства об оплате труда. Руководители госинспекций труда являются членами межведомственных комиссий по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате, образованных в субъекте РФ. В комиссии и координационные советы входят представители и других надзорных органов, а также органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов.

По итогам работы межведомственных комиссий Госинспекция труда выясняет причины задержки выплаты заработной платы и определяет возможные способы финансового оздоровления организаций. А руководство региона принимает меры по поиску поставщиков и покупателей для организаций, по предоставлению кредитов и др.

Территориальные органы Роструда регулярно проводят целевые и комплексные проверки соблюдения трудового законодательства, в т. ч. и по вопросам оплаты труда, в организациях, допускающих задержки выплаты заработной платы. По результатам проверок руководители привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Результаты плановых проверок предприятий по вопросам оплаты труда

За январь – июнь 2005 г. было проверено 30 048 организаций (за июнь – 5834 организации), в т. ч. 4066 бюджетных (за июнь – 803 организации). Совместно с работниками прокуратуры проверено 5627 организаций (за июнь – 1252 организации).

За январь – июнь 2005 г. общая сумма произведенных выплат задержанной заработной платы по требованиям госинспекторов труда составила более 6,3 млрд руб. (за июнь – более 981 млн руб.), в т. ч. по бюджетным организациям – более 534 млн руб. (за июнь – более 92 млн руб.).

По результатам вмешательства инспекторов труда задержанная заработная плата выплачена более чем 1,2 млн работникам (за июнь – более 221 тыс. работников), в т. ч. – более 130 тыс. работникам бюджетных организаций (за июнь – более 22 тыс.).

За грубые нарушения законодательства об оплате труда госинспекторами труда за январь–июнь 2005 г. было оштрафовано более 13 тыс. руководителей и других должностных лиц организаций на общую сумму более 17 млн руб. (по бюджетным организациям – более 923 тыс. руб.).

По результатам проведенных проверок за январь – июнь 2005 г. в органы прокуратуры был направлен 331 материал для возбуждения уголовных дел в связи с задержкой выплаты заработной платы свыше двух месяцев, а также 600 представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей и других должностных лиц

По информации Федеральной службы государственной статистики, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей составила:

    по состоянию на 1 января 2005 г. – 12 206 млн руб.;

    на 1 февраля – 14 315 млн руб.;

    на 1 марта – 15 044 млн руб.;

    на 1 апреля – 12 777 млн руб.;

    на 1 мая – 11 318 млн руб. (снизилась по сравнению с 1 апреля 2005 г. на 1459 млн руб., или на 11,4%);

    на 1 июня – 11 555 млн руб.;

    на 1 июля – 11 294 млн руб.

Таким образом, на 1 июля 2005 г. произошло некоторое снижение общей задолженности по заработной плате (с 11 555 млн руб. на 1 июня до 11 294 млн руб.) – на 261 млн руб., или на 2,3%.

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 июля 2005 г. составила 10 469 млн руб., или 93% общей суммы просроченной задолженности.

Задолженность из-за недофинансирования из средств бюджета составляла 200 млн руб.

Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2003 г. и ранее, приходится 1607 млн руб. (14,2%), а на образовавшиеся в 2004 г. – 2307 млн руб. (20,4%).

По данным госинспекций труда, состояние задолженности по выплате заработной платы по федеральным округам характеризуется следующими показателями:

    в Центральном федеральном округе имеется задолженность по заработной плате в сумме свыше 179,6 млн руб. в 44 организациях;

    в Северо-Западном федеральном округе – свыше 25,1 млн руб. в более чем 20 организациях,

    в Южном федеральном округе – свыше 517,9 млн руб. в более чем 40 организациях;

    в Приволжском федеральном округе – свыше 447,4 млн руб. в более чем 50 организациях;

    в Уральском федеральном округе – свыше 129,2 млн руб. в 16 организациях;

    в Сибирском федеральном округе – свыше 153,7 млн руб. в более чем 30 организациях;

    в Дальневосточном федеральном округе – свыше 78,1 млн руб. в семи организациях.

В 2005 г. в составе общей задолженности по заработной плате более 40% объема приходится на задолженность организаций, находящихся в длительной стадии банкротства.

По данным Росстата, задолженность по причине недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 825 млн руб. (снизилась на 103 млн руб., или на 11,1%), в т. ч. из бюджетов субъектов РФ – 102 млн руб. (снижение на 5 млн руб., или на 4,8%), из местных бюджетов – 523 млн руб. (снижение на 82 млн руб., или на 13,6%).

В соответствии с поручением Президента РФ от 14.08.04 № ПР-1369 по обеспечению своевременной выплаты заработной платы Рострудом и его территориальными органами по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства совместно с иными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, органами прокуратуры, профсоюзами в 2005 г. продолжается проведение массовых проверок соблюдения законодательства об оплате труда, в т. ч. в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

По представленной территориальными органами Роструда информации на июнь 2005 г. общая численность указанных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, составляла около 207. Следует отметить, что среди общего числа предприятий-должников Федеральному агентству по промышленности подведомственно свыше 35 организаций; Министерству сельского хозяйства РФ – свыше 30 организаций; Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России – свыше 20 организаций; Министерству транспорта РФ – свыше 10 организаций; Министерству обороны РФ – 9 организаций; Министерству промышленности и энергетики РФ – 9 организаций; Министерству внутренних дел РФ – 5 организаций; Спецстрою России – 6 организаций; Министерству промышленности и науки РФ – 4 организации; Министерству здравоохранения и социального развития РФ – свыше 5 организаций; Министерству природных ресурсов РФ – 4 организации; Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – 5 организаций; сюда же относятся и другие организации, которые в большей степени финансируются из федерального бюджета.

Что касается территориального распределения, то наибольшее количество организаций, имеющих задолженность по заработной плате, размещаются в Чеченской Республике. Это 19 организаций, из которых девять подведомственных Министерству сельского хозяйства имеют задолженность свыше 7212 тыс. руб.; шесть подведомственных Министерству промышленности и энергетики РФ – свыше 246 849 тыс. руб., а также другие на общую сумму свыше 312 993 тыс. руб.

В Ульяновской области расположены 13 таких организаций. Из них семь (подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ) имеют задолженность свыше 4419 тыс. руб., две (Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России) – свыше 317 тыс. руб.; две (Министерству здравоохранения и социального развития РФ) – 208 тыс. руб. и т. д.

В Ярославской области имеется 10 организаций-должников, в Москве – девять, в Омской области – восемь, в Республике Башкортостан – восемь и т. д.

По данным Росстата, на 1 июля 2005 г. задолженность по заработной плате за последний месяц в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 40%, в здравоохранении – 78%, в строительстве – 56%, в сфере транспорта – 44%, в сельском хозяйстве – 28%, в образовании – 69%, в области культуры – 76%.

В результате проведенных проверок в отношении руководителей предприятий ФГУП «ПО “Полет”» в Омской области, ФГУП “Челябинский автоматно-механический завод” в Челябинской области возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1451 УК РФ.В отношении отдельных руководителей предприятий промышленного комплекса возбуждены дела об административных правонарушениях в связи с непринятием мер по своевременной выплате заработной платы работникам (ФГУП “Челябинский автоматно-механический завод” в Челябинской области, ОАО «Салаватский оптико-механический завод “Беркут”» в Республике Башкортостан).

Основные причины образования задолженности по зарплате

По сведениям Росстата, в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 32% приходится на обрабатывающие производства, включая организации машиностроительного комплекса.

Из общей численности работников – 1,7 млн человек, в отношении которых на июль 2005 г. имеется задолженность по оплате труда, 25% являются работниками указанных производств.

Анализ показал, что основными причинами отсутствия в организации денежных средств являются: недостаток собственных средств организаций; снижение объема государственного оборонного заказа; трудности, возникающие при расчете заказчиков за произведенную продукцию; нерегулярное финансирование из всех видов бюджетов; неконкурентоспособность продукции; невозможность пользования банковским кредитом вследствие непомерно высоких процентов; большие объемы кредиторской задолженности; неумелое хозяйствование и администрирование; зачастую умышленное доведение работодателями организаций до состояния банкротства; отсутствие надлежащего контроля за действиями арбитражного управляющего и его ответственности и др.

Основным источником формирования фонда оплаты труда унитарных предприятий являются денежные средства, полученные от реализации готовой продукции, которая должна соответствовать цели создания данной организации, а также поступления из бюджетов всех уровней.

Финансовое положение предприятия, созданного
в целях создания продукции определенного назначения
и рассчитанного на производство в больших объемах, зависит от своевременного обеспечения финансовыми средствами для авансирования и оплаты продукции, а также поддержания мощностей на определенном уровне

Одна из типичных причин образования задолженности по заработной плате – это недофинансирование вышестоящей организацией. В связи с недополучением из федерального бюджета средств на сохранение производственных мощностей для обеспечения государственного заказа (т. е. образованием дебиторской задолженности) предприятие в ряде случаев вынуждено содержать их за счет собственных средств (ФГУП “Красноуральский химический завод”, Свердловская обл.; ФГУП “Машиностроительный завод “Штамп” имени Б.Л. Ванникова” и ФГУП “Алексинский химический комбинат”, Тульская область; ФГУП “Пермский завод им. С.М. Кирова”, Пермская область).

Основными дебиторами данных организаций в большинстве также являются унитарные предприятия промышленного комплекса.

В сложившейся ситуации руководство указанных предприятий уклоняется от принятия эффективных мер к контрагентам по долгосрочным договорам и федеральным органам исполнительной власти в соответствии со ст. 10 и 11 Федерального закона от 27.12.95 № 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” с целью погашения и недопущения дебиторской задолженности.

В данных условиях принимаемые администрацией организации меры к увеличению динамики роста товарной продукции по выполнению госзаказа не приводят к снижению задолженности по заработной плате работникам указанных предприятий.

В связи с проведением ликвидационных мероприятий в ряде организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, образовалась задолженность по заработной плате уволенным работникам, связанная с недофинансированием или нефинансированием (Федеральная служба по экологическому и атомному надзору – ФГУ “УГЭН по Волго-Донскому региону”, ФГУ “Управление государственного энергетического надзора по Западно-Сибирскому региону” и др.).

Как известно, специфика финансово-хозяйственной деятельности организаций сельского хозяйства заключается в том, что она полностью зависит от выращенного и сданного урожая (продукта), а также от возможности получения в необходимом случае выгодного кредита, т. е. от наличия собственных средств.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 28% приходится на сельское хозяйство.

Объем просроченной задолженности в сельском хозяйстве составил почти третью часть месячного фонда заработной платы в целом по организациям данного вида экономической деятельности.

Из общей численности работников – 1,7 млн человек, в отношении которых на июль 2005 г. имеется задолженность по оплате труда, 40% являются работниками организаций сельского хозяйства, в т. ч. подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ.

Как показывают проверки соблюдения трудового законодательства, основной причиной отсутствия денежных средств в указанных организациях, ведущей к образованию задолженности по заработной плате, является диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и ГСМ, сельхозтехнику, неумелое хозяйствование и администрирование. В связи с этим растет количество неплатежеспособных хозяйств, организаций.

В качестве одной из мер борьбы с задолженностью предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 131 ТК РФ, предусмотрев для сельскохозяйственных организаций в сельских местностях выплату заработной платы в неденежной форме в большем размере в процентах по отношению к общей сумме заработной платы, чем в нынешней редакции этой нормы.

В целях соблюдения интересов работника необходимо на федеральном уровне определить минимальный размер реализационной цены сельскохозяйственной продукции, товаров, который должен быть выше среднерыночной.

Министерству сельского хозяйства РФ, администрациям субъектов РФ и муниципальных образований следует принять необходимые меры по привлечению инвесторов в сельскохозяйственное производство.

По данным Росстата, от общего объема просроченной задолженности по заработной плате на июль 2005 г. в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию коммунальных услуг, в т. ч. подведомственных Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ, более 90% случаев образования задолженности связано с нехваткой собственных средств и около 18% – с долгами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Проведенный анализ причин нарушений трудового законодательства по вопросам своевременной выплаты заработной платы показывает: в ряде субъектов РФ образование задолженности объясняется тем, что управленческие компании, которые осуществляют начисление и сбор оплаты за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, перечисляют денежные средства на расчетные счета учреждений ЖКХ несвоевременно.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о возможности сокращения числа посреднических организаций между плательщиком коммунальных услуг и учреждением ЖКХ.

Территориальным администрациям в субъектах РФ совместно со всеми заинтересованными органами необходимо принять комплекс мер по финансовому оздоровлению организаций ЖКХ, а также разработать отдельный план по погашению задолженности по заработной плате в организациях ЖКХ.

Необходимые меры для ликвидации задолженности

В целях ликвидации и недопущения образования задолженности по заработной плате в организациях промышленного комплекса представляется необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок и условия финансирования работ, выполняемых по государственному заказу, которые должны способствовать своевременному и бесперебойному авансированию и оплате работ.

В качестве необходимых мер по ликвидации задолженности по заработной плате в данных организациях предлагается:

    – усиление контроля работы организаций по взысканию дебиторской задолженности от контрагентов по долгосрочным договорам;

    – проведение совещаний на определенном уровне с представителями соответствующих агентств по вопросам причин образования задолженности по заработной плате и способов ее ликвидации в организациях ВПК, имеющих стратегическое значение;

    – усиление ответственности за нефинансирование (недофинансирование) или нарушение сроков авансовых платежей и окончательного расчета.

С целью стабилизировать ситуацию в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, представляется целесообразным следующее: рекомендовать Минфину России разработать и осуществлять мониторинг состояния исполнения бюджетов субъектов РФ; более оперативно и с опережением принимать меры по перечислению дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ; рассмотреть возможность использования практики выдачи бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов и выделения дополнительных средств на погашение задолженности перед организациями – исполнителями государственного оборонного заказа прошлых лет.

В организациях, контрольный пакет акций которых находится у государства, представляется необходимым установить ответственность представителей государства за непринятие мер работодателями, а также за неэффективность при осуществлении деятельности по управлению организациями.

Следует отметить, что руководство ряда предприятий принимает необходимые меры по стабилизации финансового состояния организаций и погашению задолженности по заработной плате.

Ряд мер для погашения задолженности приняли ОАО “Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение” в Республике Бурятия, ОАО НПП “Старт” в Новгородской области и другие предприятия.

Часть организаций планирует погасить задолженность по заработной плате в соответствии с графиками погашения задолженности и программами финансового оздоровления предприятий в течение 2005–2008 гг. (ОАО «Холдинговая компания “Дальзавод”» в Приморском крае, ФГУП «ПО “Полет”» в Омской области).

По данным Росстата, в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате на июль 2005 г. задолженность в организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ, составляла в среднем 78%; Министерству культуры РФ – 76%; Министерству образования РФ – 69%.

Объем просроченной задолженности по заработной плате на июль 2005 г. составил 5% месячного фонда заработной платы работников организаций, охваченных статистическим наблюдением; в организациях образования, здравоохранения и культуры этот объем составил менее 1%.

Из общей численности работников – 1,7 млн человек, в отношении которых на июль 2005 г. имеется задолженность по оплате труда, 5% являются работниками культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг.

В ходе анализа причин задержки выплаты заработной платы работникам здравоохранения в субъектах РФ установлено: образование задолженности связано в т. ч. и с задержкой поступления средств из местного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

Одной из наиболее распространенных причин задержки поступления средств является недостаточность средств доходной части бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. В связи с этим в субъектах РФ необходимо увеличить доходную часть названного бюджета. В случае невозможности такого увеличения финансовым управлениям субъектов РФ следует решить вопрос о переводе всех бюджетных учреждений, в т. ч. учреждений здравоохранения, на финансирование из местного бюджета.

Кроме того, необходимо принять федеральный закон о введении дополнительной ответственности по обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений.

В ходе проведения проверок соблюдения трудового законодательства госинспекциями труда в субъектах РФ выясняются причины и условия возникновения задолженности по заработной плате. Как видно из вышеизложенного, зачастую корыстной или иной личной заинтересованности руководителей организаций в уклонении от выплаты заработной платы не усматривается. В связи с этим в судебных органах имеется незначительная судебная практика по привлечению работодателей к уголовной ответственности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль