Право на безопасные и здоровые условия труда: служба по охране здоровья на производстве

2558
Пункт 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (далее – Декларация) формулирует право на благоприятные условия труда весьма лаконично, а за их подробной расшифровкой следует обращаться к ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66 и соответствующим конвенциям Международной организации труда. Остановимся на регламентации права на безопасные и здоровые условия труда более подробно.

Сфера действия норм международного и российского законодательства о службах охраны трудаРазличия в законодательном регулировании страховых выплат

Ранее мы говорили о том, что право на безопасные и здоровые условия труда является элементом права на справедливые и благоприятные условия труда. В “Справочнике кадровика” № 9, 2005 был рассмотрен один из аспектов этого права – деятельность Государственной инспекции труда.

Одной из категорий международных стандартов по безопасным и здоровым условиям труда является группа актов МОТ о локальных службах по охране здоровья на производстве. На сегодняшний день эти вопросы регулируются Конвенцией МОТ № 161 “О службах гигиены труда” (вариант перевода – “О службах здравоохранения на производстве”), не ратифицированной РФ и потому пока не обязательной для соблюдения российскими организациями. Однако, как мы знаем, отказ от ратификации не освобождает государство от обязанности информировать МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции, а также о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. В то же время эта Конвенция в любом случае предоставляет нам возможность ознакомиться с международными стандартами организации на предприятиях служб охраны труда. Возможно также, что эта или аналогичная ей конвенция будет со временем ратифицирована нашей страной, когда российское законодательство будет приведено в соответствие с ее требованиями. Поэтому ее краткий анализ весьма полезен для уяснения расхождения в российской и международной трактовках принципов организации подобных служб.

Сфера действия норм международного и российского законодательства о службах охраны труда

Одним из разногласий, не позволяющих ратифицировать Конвенцию № 161, является сфера действия норм о службе охраны труда. Статья 217 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” предписывают создавать такие службы только в организациях, осуществляющих производственную деятельность. В юридической науке есть различные подходы к трактовке данного термина, однако в любом случае часть предприятий оказывается за пределами сферы действия данной нормы: в одном случае это будут структуры, не предполагающие материального производства, т. е. финансовые, научные, культурные и другие институты, а в другом – организации, деятельность которых не приносит доход (определенные разновидности некоммерческих предприятий, государственные учреждения и т. д.). Часть 1 ст. 3 Конвенции № 161 предписывает развивать “службы здравоохранения на производстве” для всех без исключения работников, специально подчеркивая, что сюда входят даже работники госсектора и члены производственных кооперативов. Однако в соответствии с действующим российским законодательством последние вообще не являются субъектами трудового права. Между тем Конвенция не только требует создавать такие службы на всех без исключения предприятиях, но и предписывает государству регулярно отчитываться о дальнейших планах по их созданию в случаях, если немедленное создание таких служб везде и сразу по какой-либо причине невозможно.

Нет согласия между российской и международной нормой и в вопросах разработки национальной политики в отношении подобных служб, и в принципах равноправного участия работодателей, работников и их представителей в осуществлении организационных и иных мер, относящихся к службам охраны труда. Российский законодатель предписывает большинство таких вопросов на всех уровнях решать без привлечения работников и их представителей. В свою очередь, подчинение служб охраны труда руководителю организации или его заместителю, закрепленное ст. 2 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. постановлением Минтруда России от 08.02.00 № 14), совершенно противоречит принципу полной профессиональной независимости персонала, оказывающего услуги в области здравоохранения на производстве (ст. 10 Конвенции № 161).

Как мы видим, на данный момент расхождения вполне серьезные и даже в какой-то мере принципиальные. Как ни странно, действующее российское законодательство о службах охраны труда довольно активно поддерживает авторитаризм работодателя в ущерб производственной демократии, закрепленной в международных нормах. Все это усугубляется отсутствием единой государственной политики в данной области, равно как и серьезными недостатками в части контроля за соблюдением законодательства об охране труда. К сожалению, в данной сфере перейти на международные стандарты не получится даже у наиболее прогрессивных предприятий, поскольку категоричные нормы ТК РФ и Рекомендаций Минтруда России не оставляют места для личной инициативы работодателя. Впрочем, Межпарламентский комитет пяти государств – участников СНГ принял ряд модельных законов, в частности от 08.06.97 “Об охране труда” и от 09.12.00 “О службах охраны труда”, несколько более соответствующих положениям Конвенции № 161. Однако эти акты носят рекомендательный характер и пока не имеют сколько-нибудь заметного влияния на российское законодательство.

Различия в законодательном регулировании страховых выплат

Серьезные проблемы препятствуют и ратификации весьма объемной Конвенции МОТ № 121 “О пособиях в случаях производственного травматизма”, содержащей достаточно высокие требования в отношении таких выплат и охватывающей своим действием даже учеников и уже упоминавшихся нами членов производственных кооперативов. Спектр медицинского обслуживания, прописанный в Конвенции № 121, охватывает довольно длинный список заболеваний, а также болезненные состояния и, кроме того, чрезвычайно широкий спектр медицинских услуг пострадавшим. Российское законодательство (включающее ст. 212 и 228–231 ТК РФ, Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, Федеральный закон от 29.12.04 № 202-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год”, а также ряд постановлений Правительства РФ и Фонда социального страхования по вопросам компенсаций в случаях производственного травматизма) весьма скупо описывает случаи производственного травматизма и профзаболеваний, не говоря уже о соответствующих услугах и компенсациях. Кроме того, даже при углублении проработки этих вопросов в законодательстве на данном этапе российской системе социального страхования просто не по силам пока обеспечить страховые выплаты и медицинское обслуживание на уровне, предписанном Конвенцией № 121. Да и что говорить о России, когда на 31 мая 2005 г. эту Конвенцию ратифицировали всего 23 страны, из которых от силы половина действительно пытается реализовать ее нормы на практике. Так что у нас еще есть время для развития при условии, что государство будет уделять этой проблеме должное внимание.

В заключение отметим: несмотря на все указанные сложности, основная проблема российских нормативных актов в сфере охраны труда по-прежнему заключается не в их расхождении с международным правом, а в объективной сложности их практической реализации на базе имеющегося у нас сегодня эклектичного сочетания экономических и производственных факторов. Можно сказать, что в полном объеме требования охраны труда не реализуются ни на одном предприятии, а слабость государственного контроля за их соблюдением гармонично дополняет картину. Почти не изменила ситуацию и реформа административной системы, переподчинившая государственные инспекции труда Федеральной службе по труду и занятости.

Как это ни парадоксально, но на сегодняшний день одними из наиболее серьезных защитников здоровья и безопасности работников являются крупные российские предприятия, ориентированные на международный рынок, которые практически вынуждены руководствоваться в своей деятельности всеми обязательными и даже некоторыми добровольными нормами. Многие из них включают в свои планы международную сертификацию в области охраны труда в составе мер по реализации актуального принципа социальной ответственности бизнеса (см., например, требования Международного стандарта социальной ответственности SA 8000).

Тем не менее очевидно, что без повышения правовой и технической культуры в обществе никакое даже самое мощное предприятие не в силах будет полностью выйти на международный уровень обеспечения условий труда. Чем более информированными будут наши работники – тем проще будет работодателю избежать штрафов, расходов на оплату больничных, проблем с дисциплиной, производительностью труда и текучестью кадров, тем более прогрессивным и гармоничным будет выглядеть наше государство на мировой арене и тем ближе оно будет к своему конституционному определению как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль